Развиваем фонематический слух у детей
Авторы: Богатырева Алла Вячеславовна, Пикина Елена Валерьевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 03.03.2016
Статья просмотрена: 2322 раза
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Развиваем фонематический слух у детей / А. В. Богатырева, Е. В. Пикина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/730/ (дата обращения: 17.12.2024).
Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей. Мамы часто жалуются, что у ребенка «каша во рту», они с трудом понимают своего малыша. Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей являются несформированность или нарушение фонематического слуха.
Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.
Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки родного языка. К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки речи, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
Несовершенствование фонематического слуха с одной стороны отрицательно влияет на становление звукопроизношения у детей, с другой — тормозит формирование звукового анализа, без которого невозможен процесс овладения чтением и письмом.
Исправление недостатков звукопроизношения начинается с развития фонематического слуха. Ведь без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произнесение.
Как же развивать фонематический слух? Остановимся на первом этапе формирования фонематического слуха — узнавание и различение неречевых звуков. Это является основой для развития фонематического слуха.
В логопедии успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения.
Нами подобраны комплексы игр по развитию неречевого слуха. Игры объединены в блоки в зависимости от поставленных целей и задач. Основополагающий принцип подбора игр от простого к сложному.
Подборка игр по развитию неречевого слуха.
Блок №1.Активизация слуховых ощущений ислухового внимания ребенка.
- Игра «Слушай звуки».
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка, бубен и т. д.
Краткое описание: Педагог, стоя сзади ребенка, ударяет палочкой по барабану (звенит колокольчиком, пищит игрушкой, мнет бумагу). Ребенок должен отреагировать на услышанный звук поднятием руки (поворотом головы, хлопком).
- Игра «Двигайся на звук».
Цель: развитие слухового внимания, развитие быстроты реакции
Оборудование: музыкальные игрушки: колокольчик, барабан, дудочка, бубен и др.
Краткое описание: Педагог, спрятав за спиной погремушку (колокольчик, бубен и др.), предлагает ребенку подпрыгнуть, если он услышит звук.
Блок 2.Умение различать направление, источник звучания. Развитие пространственного слуха.
- Игра «Узнай, где позвонили»
Цель: развитие умения определять направление звука.
Оборудование: Колокольчик, дудочка, бубен и т. д.
Краткое описание: Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, он по сигналу педагога открывает глаза, а тот, кто звонил встает и показывает звучащий предмет (колокольчик, дудочка, бубен и т. д.).
Затем следует учить обнаруживать различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами на материале резко различающихся и близких звучаний.
Блок 3. Умение различать неречевые звуки по характеру звучания.
- Игра «Продавец ипокупатель»
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, развитие словаря и фразовой речи.
Оборудование: коробки с горохом, кофе, различной крупой и др.
Подготовительная работа: Педагог знакомит детей с продуктами, находящимися в коробках, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
Краткое описание: один ребенок продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой — разный вид продуктов, например, горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар.
2.Игра «Звуковые кубики (шарики)»
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, увеличение длительности его сосредоточения; обогащение и совершенствование опыта различать разные звуки окружающей действительности, развитие памяти.
Оборудование: звуковые кубики (двухцветные), шарики (большие, маленькие).
Краткое описание: Педагог показывает ребенку кубики и воспроизводит их звучание, потом показывает ребенку через прозрачное окошко кубика, что заставляет кубик «шуметь». Кубики переворачивают прозрачным окошком вниз. Ребенок должен по звуку найти одинаковые кубики.
3 Игра «Покажи, что звучит»
Цель: развитие слухового восприятия, концентрации внимания.
Оборудование: ширма, разные звучащие предметы (колокольчик, молоток, трещотка, бубен и др.).
Краткое описание: Педагог воспроизводит звуки одним из предметов, спрятанных за ширмой. Звуки должны быть ясные и контрастные. Затем ребенку предлагается показать прозвучавший предмет и еще раз его озвучить, проверив себя.
Блок 4. Узнавание идифференциация неречевых звуков по их акустическим свойствам (громкость, длительность, высота).
1.Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие слухового восприятия, умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания.
Оборудование: небольшая яркая игрушка или кукла.
Краткое описание: Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которою они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной (в кармане) игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.
- Игра «Покажи звук».
Цель: развитие умения воспринимать, дифференцировать неречевые звучания.
Оборудование: полоски длинные, короткие
Краткое описание: Ребенку дают две карточки: на одной изображена короткая полоска, на другой — длинная. Педагог бубном издает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука.
3.Игра «Часовой»
Цель: развитие слухового восприятия, умения дифференцировать неречевые звучания, развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: повязка на глаза.
Краткое описание: посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!" Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый «часовой» и игра начинается сначала.
Таким образом, одним из важнейших условий формирования правильного звукопроизношения будет то, как ребенок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Специальные коррекционные занятия направлены на формирование фонематического слуха — необходимое условие успешной подготовки ребенка к школе.
Литература:
- Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. «Фонетическаяритмика: Пособие для учителя» Издательство: «ВЛАДОС» Год: 1996
- Игрыв логопедическойработес детьми /под ред. В. И. Селиверстова М.: «Просвещение» 1981
- Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008.
- Ткаченко Т. А. Логопедическаятетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения Сова, 2000.