Зачем развивать фонематический слух у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Подготовка к школе

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.07.2022

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Овсянникова, Е. М. Зачем развивать фонематический слух у дошкольников / Е. М. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7479/ (дата обращения: 16.12.2024).



Говоря о дошкольном возрасте, педагоги и психологи, прежде всего, уделяют внимание формированию у ребенка в этот период готовности к школьному обучению.

От того, насколько сформирована готовность к школе, будут зависеть успехи в усвоении школьного материала, а также адаптация ребенка в коллективе одноклассников. Одна из важных задач подготовки ребенка к школе — задача формирования у него фонематического слуха.

Фонематический слух — это слух, позволяющий различать отдельные звуки — фонемы и, как следствие, правильно воспринимать чужую речь. Как отмечает Л. В. Бондарко, этот слух начинает развиваться у ребенка достаточно рано, как только тот начинает хоть немного понимать речь взрослого, обращенную к нему [2, c. 71].

Так, А. В. Богатырева пишет, что, несмотря на индивидуальные темпы развития фонематического слуха у каждого ребенка, тем не менее, есть некоторые средние показатели, согласно которым, в норме, уже к трем годам дети начинают узнавать все звуки родной речи. К четырем годам у детей должно быть в полной мере сформировано фонематическое восприятие [1].

Таким образом, исходя из вышесказанного, сенситивный период, как самый благоприятный момент для развития фонематического слуха, совпадает с дошкольным возрастным периодом.

К концу данного возраста завершается физиологическое созревание зон головного мозга, обеспечивающих возможность фонематического восприятия, и биологически ребенок уже способен различать все звуки.

Однако, на сегодняшний день современные родители все чаще сталкиваются с проблемой нарушения фонематического слуха у своих детей. Как правило, такие мамы жалуются на то, что не могут понять речь своего ребенка, на плохо развитую у него дикцию.

Данные речевые нарушения связаны с неразвитым фонематическим слухом. Поэтому логопед, работая с дикцией такого ребенка, прежде всего, должен уделить внимание именно правильному различению фонем. Поскольку, ведущей формой деятельности у детей дошкольного возраста является игра, именно через игру и с опорой на игровые упражнения по различению звуков, ребенок постепенно восстанавливает свое произношение [1].

Рассмотрим подробнее, к каким последствиям может привести слабое развитие фонематического слуха у дошкольника.

На основе способности к фонематическому слуху базируется каждая из основных видов речевой активности, а именно: понимание речи, произношение, чтение и письменная речь.

Так, В. В. Гербова [5, с. 71] пишет о том, что звуковая культура речи школьника, а также грамотность его произношения опирается не только на речевой, но и на фонематический слух.

Эти виды слуха можно развивать как ценные навыки или умения. В том числе, под контролем профессионального логопеда.

Самой высокой ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ. Он представляет собой способность к различению звуков речи или фонем, которая формируется у ребенка спонтанно, естественным образом.

Важно отметить, что формирование способности к различению звуков происходит поступательно, шаг за шагом, а не возникает мгновенно. Нарушение же этого процесса создает сложности в обучении ребенка новым словам, препятствует обогащению его словарного запаса. Это означает, что остальные когнитивные процессы ребенка тормозятся, нарушаются, что не может не повлиять негативно на усвоение любых новых навыков в процессе школьного обучения. Интеллектуальное развитие ребенка в целом замедляется [8].

На сегодняшний день уже проведены многочисленные исследования, доказывающие, что фонематическое недоразвитие тесно связано с умственной отсталостью детей.

Так, у умственно отсталых детей обнаружена недостаточная способность к дифференциации шипящих и свистящих звуков, которые являются наиболее сложными для идентификации. Реже, у них обнаруживается характерная недостаточная дифференциация звонких звуков от глухих, твердых — от мягких [9].

Для умственно отсталых школьников недоступна звуковая сторона слова, они не замечают ее и не придают ей значения. Само значение слова, при этом, может оставаться вполне понятным для них. Р. И. Лазарева, исследуя способности умственно отсталых учащихся младших классов, делает вывод о том, что большинство из них все еще остаются на первых ступенях развития фонематического слуха. Р. И. Лазарева также сочла целесообразным разделить детей по уровню нарушения фонематического слуха на две группы: группа, в которой наблюдаются грубые нарушения фонематического слуха и группа детей со сравнительно менее выраженными соответствующими нарушениями [9].

Исследователь пришла к выводу о том, что нарушение в развитии фонематического слуха ребенка негативно сказывается на формировании его мыслительных и речевых способностей.

Когда ребенок не способен четко различать слова, особенно схожие по звучанию, имеющие в своем составе похожие звуки, он не способен также разобраться в смысловых оттенках этих слов. Возникают когнитивные барьеры в общении, взаимодействии ребенка со взрослыми, учителями, сверстниками. Все эти сложности в совокупности делают практически невозможным достижение значимых результатов в овладении грамматическим строем речи. [9].

Д. И. Орлова в своем исследовании эмпирическим путем подтвердила отсутствие готовности умственно отсталого ребенка к школе. Эта неготовность, прежде всего, выражается в отсутствии адекватных представлений о звуковом составе слов, отсутствии четкости в дифференциации звуков, несформированной способности к звуковому анализу. Д. И. Орлова формулирует вывод о том, что все эти нарушения делают ребенка неспособным понимать грамоту в процессе школьного обучения [3, с. 72].

Помимо этого, именно через овладение фонематическим слухом, ребенок начинает понимать смысловой подтекст, предназначенных ему сообщений. Дело в том, что именно четкое различение фонем позволяет улавливать интонацию говорящего, его эмоции, настроение, и тот личностный смысл, который он вкладывает в продуцируемый текст.

На этом навыке строится коммуникативная компетентность личности, ее эмпатическая способность, а значит и социальная адаптация.

Также на способностях к различению фонем базируется успешность практики овладения иностранными языками. В современный век глобализации обучение иностранным языкам не только актуально, но и крайне необходимо. Часто, оно начинается уже в младших классах школы.

В научно-педагогической литературе освоение иностранного языка выражается в становлении, так называемой, аудитивной компетенции.

Так, Н. И. Гез пишет о том, что эффективность семантического восприятия иностранного текста зависит, прежде всего, от того, насколько слушающий способен различать на слух звуки, их сочетания, а также запечатлевать в слуховой памяти их акустические характеристики [4].

Фонетически различные языки могут сильно отличаться друг от друга. Так, для русского языка не характерно разделение гласных звуков по долготе: на долгие и короткие гласные. Для английского языка такое разделение характерно. Поэтому, случайно перепутав эти два вида гласных звуков, можно изменить значение слова, и, как следствие, внести искажение в передаваемую информацию.

В произношении согласных звуков в английском языке также есть свои нюансы. Например, если английский согласный звук — звонкий, и он находится в конце слова и перед глухими согласными — тогда он не оглушается. В противном случае, в значение слов может быть внесена путаница. Способность учитывать все эти аспекты иностранного языка на практике связана с развитием фонематического слуха [4].

В. Ф. Занглигер [6, с. 44–57] связывает фонематический слух с развитием таких способностей как:

— улавливание на слух звуков в составе слова, дифференциация слов на отдельные звуки, а также сложение отдельных звуков в слова;

— улавливание на слух звуков, которые относятся к разным фонемам, их четкая дифференциация;

— сопоставление воспринятого звука с соответствующей фонемой языка.

Е. И. Исенина также указывает на пункты, которые, согласно современным исследованиям, можно добавить к данному списку [7]:

— способность к переводу физических звуков в фонемы;

— способность выделять в речи смысловые блоки, цепочки, уровни;

— способность к продуцированию в своем сознании акустико-артикуляционных образцов, основанных на ощущениях слуховой модальности;

— способность сохранять воспринятые звуки в кратковременной памяти;

— способность сличать полученные сигналы слуховой модальности с семантическим значением, находящимся в долговременной памяти и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформированный фонематический слух ребенка-дошкольника является той базой, на которой будут в дальнейшем выстраиваться все его когнитивные функции, а также навыки социального взаимодействия.

Развитие фонематического слуха дошкольника — одно из первичных условий формирования его готовности к школьному обучению.

Литература:

  1. Богатырева А. В., Пикина Е. В. Развиваем фонематический слух у детей // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 25–27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/730/ (дата обращения: 20.06.2022).
  2. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. — М.: Просвещение, 1977. — 176 с.
  3. Буслаева Е. Н. Развитие фонематического восприятия умственно отсталых школьников младших классов.: Дисс. … канд. пед. наук. Москва, 2003. -193 с.
  4. Гез Н. И. К вопросу об обучении распознаванию речи при зрительном и слуховом восприятии // Иностранные языки в школе. 1962. № 2. С. 27–37.
  5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.: Просвещение, 1999. — 156 с.
  6. Занглигер В. Ф. Формирование фонематического слуха на начальном этапе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 1962. № 2. С. 44–57.
  7. Исенина Е. И. Различение и узнавание как механизмы фонематического слуха: Автореф. дис. …канд. пед. наук. М., 1967 -22 с.
  8. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  9. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников — М.: Академия, 2002. — 160 с.
Задать вопрос