Значение фонематического слуха в формировании устной и письменной речи ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.11.2020

Статья просмотрена: 1709 раз

Библиографическое описание:

Корнеева, А. А. Значение фонематического слуха в формировании устной и письменной речи ребенка / А. А. Корнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74631/ (дата обращения: 23.12.2024).



Важную роль в жизни человека играет устная и письменная речь. Правильная речь способствует развитию мышления, помогает хранить, получать и передавать информацию между людьми, получать новые знания, совершенствоваться, развиваться человеку. Одной из основ для формирования и развития речи является фонематический слух.

В Понятийно-терминологическом словаре логопеда Селеверстовой дается определение: фонематический слух — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Понятие «фонема» ввел в 30-х годах XX века Л. С. Выготский. Фонема — это не просто звук, а значащий звук, звук, не потерявший значения, известная единица, обладающая в минимальной степени первичным свойством, который принадлежит и речи в целом. [1] Он обращает внимание на то, что фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи, в связи с чем был введен термин «фонематический слух». Л. С. Выготский включает в фонематических слух следующие компоненты:

1) способность слышать, есть данный звук в слове или нет;

2) способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

3) способности различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Таким образом благодаря фонематическому слуху формируется правильная устная речь ребенка, позднее человек овладевает процессами фонематического анализа и синтеза, которые необходимы при обучении грамоте. Фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем. Фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

Проблемой развития фонематических процессов занимались такие исследователи: Гвоздев А. Н., Эльконин Д. Б., Левина Р. Е., Филичева Т. Б. и другие.

Развитие фонематического слуха происходит постепенно и в определенной закономерности. Формирование начинается с двух недельного возраста. Ребенок, услышав звук человеческого голоса, замирает, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни ребенок успокаивается под голос матери. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

С 6 месяцев появляется лепет, ребенок повторяет артикуляцию губ взрослого, путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.

К 2 годам дети начинают различать все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (дочка-точка). Так формируется фонематический слух.

От 3 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять в некоторых случаях свои ошибки.

К 3–4 годам фонематическое восприятие ребенка улучшается, он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. [3]

Р. Е. Левина на основе своего опыта работы и психологического изучения детей с различными недостатками речи пришла к выводу о важнейшем значении развития фонематического слуха для усвоения фонетической стороны речи. Она определила пять этапов развития языкового сознания у ребенка.

На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, произносимые так, как он их сам произносит.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На этом этапе сосуществуют прежний косноязычный и новый формирующийся языковой фон. Речь еще остается неправильной, но в ней начинается приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе получают преобладание новые образы восприятия звуков. Однако языковое сознание еще не вытеснило предшествующую форму. Ребенок на этом этапе еще узнает неправильно сказанные слова. Активная речь ребенка достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве до 3-х лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа. [4]

Речь человека с нарушением фонематического слуха отличается и выделяется на фоне речи людей с развитым восприятием. Признаками нарушения фонематического слуха являются такие особенности речи как:

  1. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч]. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.
  2. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
  3. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2–4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с нарушением фонематического слуха наблюдаются: общая смазанная речь; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

При обучении грамоте у детей с нарушением фонематического слуха ошибки из устной речи перетекают в письменную речь. Например, опираясь на проговаривание дети пишут неправильно распознанные звуки, не могут правильно поставить ударение в словах, что затрудняет подбор проверочных слов. Ребёнок не может различить ударный или безударный гласный звук в слове, глухой или звонкий согласный звук, соответственно он не может подобрать проверочное слово, даже если он подбирает правильное проверочное слово, все-равно не слышит разницы в звуках и пишет наугад.

Детям сложнее осваивать чтение, темп значительно медленнее, чем у их сверстников, им сложно освоить слитное чтение, часто при чтении переставляют буквы, слога местами, нарушается смысл прочитанного при неправильном соединении слогов (звуков) в слово.

Таким образом нарушение или недостаточно развитый фонематический слух приводит к нарушениям звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушению грамматического строя речи, дисграфии и дислексии в школьном возрасте. Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 Детская Психология/ под редакцией Д. Б. Эльконина — М.: «Педагогика» 1984.
  2. Селиверстова В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
  3. Фомичева М. Ф., Влосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.
  4. Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. // Глава IV Развитие речи /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964
Основные термины (генерируются автоматически): фонематический слух, ребенок, звук, слово, нарушение, фонема, этап, неправильное произношение, письменная речь, фонематический анализ.


Похожие статьи

Значение звуковой культуры речи и факторы ее развития у детей дошкольного возраста

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Культура мышления и культура речи как определяющие факторы формирования лингвистической компетентности студентов

Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной речи

Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку

Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей

Похожие статьи

Значение звуковой культуры речи и факторы ее развития у детей дошкольного возраста

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Культура мышления и культура речи как определяющие факторы формирования лингвистической компетентности студентов

Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной речи

Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку

Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей

Задать вопрос