Использование современных технологий в практической работе логопеда детской поликлиники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 16.03.2023

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Базаева, О. Н. Использование современных технологий в практической работе логопеда детской поликлиники / О. Н. Базаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100786/ (дата обращения: 16.11.2024).



Речевой (фонематический) слух — это врожденная способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков, слова, фразы, текста. Речевой слух развивается с младенчества, особая интенсивность его развития происходит в первые 5–6 лет жизни ребенка. Сначала малыш реагирует на любые звуки, затем на интонацию, ритм, общий звуковой рисунок слова, а в два года слышит и различает на слух все звуки речи.

Роль фонематического слуха трудно переоценить. От его уровня развития зависит формирование речи в целом. Чем выше уровень фонематического слуха, тем быстрее ребенок усваивает фонематическую сторону языка. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения; на нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов); на связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Всё это может привести к нарушению коммуникативной и учебной деятельности ребёнка. Такие речевые нарушения встречаются у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР). Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему языка. В результате этих нарушений у школьников отмечается нарушение письменной речи (дисграфия, дислексия — частичное расстройство письма и чтения).

Эту гипотезу подтвердили в своих исследованиях Р. М. Боскис и Р. Е. Левина. Ими было выдвинуто предположение, что в преобладающем большинстве нарушения письменной речи являются проявлением недоразвития фонематического восприятия — пониженной способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка.

Так была выдвинута и научно обоснована причина дисграфии и дислексии — фонематическое недоразвитие. Эта точка зрения в дальнейшем не только получила полное подтверждение, но и развилась в последующих работах Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой (38, 1997 г.), А. К. Марковой (21, 2007 г.), Г. И. Жаренковой и др. В их исследованиях нарушения письма и чтения трактуются в соответствии с системным подходом к патологии речи как проявлению речевого недоразвития. Итак, в настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникает в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического).

Такое объяснение причин нарушения письма и чтения у детей прочно утвердилось в логопедии не только нашей страны, но и зарубежной (С. Борель-Мэзоини, Р. Беккер).

Практика показывает, что благодаря достаточному уровню общего и речевого развития дети 6–7 лет обладают определенной готовностью к овладению грамоты.

Готовность обучения ребенка грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу — к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Ребенок с ОНР, у которого наблюдается несформированность фонематических представлений, этой готовностью не обладает. Исследования многих авторов показывают наличие специфических нарушений чтения и письма детей с ОНР. Так Л. Г. Парамонова (24, 2000 г.) указывает на четыре группы специфических ошибок письма , не связанных с незнанием грамматических правил:

— замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков. (сапка вместо шапка, телал вместо делал и др.). Дети, в письме которых имеются замены, касающиеся звонких и глухих согласных, не могут не затрудняться и в усвоении грамматического правила на правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова (дуп вместо дуб); Эта группа специфических ошибок письма чаще всего бывает связана с имеющимися у ребенка затруднениями в слуховой дифференциации звуков речи;

— искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении. В этом случае могут наблюдаться непредсказуемые ошибки (тол вместо стол, мололко или моколо вместо молоко др.). В основе этой группы специфических ошибок письма лежат испытываемые ребенком затруднения в анализе речевого потока. Овладевающий грамотой ребенок еще до начала письма должен уметь выделять в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определить звуко-слоговой состав каждого слова. Обычно ребенку с ОНР такой анализ недоступен. Большие трудности для таких детей представляет и усвоение грамматического правила на слитное написание глагольных приставок;

— аграмматизмы в письме, написание как бы вопреки правилам грамматики (пять окнов вместо пять окон, красная яблоко вместо красное яблоко). Для детей, делающих такого рода ошибки, обычно бывает крайне затруднено усвоение грамматических правил на правописание безударных гласных, дети затрудняются в подборе проверочных слов, так как не чувствуют родства слов. Основное причиной аграмматизмов является заметное отставание в развитии устной речи, в бедности словарного запаса и в неумении грамматически правильно связывать слова между собой.

Специфические ошибки чтения (они не связаны с плохой техникой чтения) практически полностью совпадают со специфическими ошибками письма и имеют с ними общие причины:

— неправильное прочитывание (замены) букв, соответствующих акустически или артикуляторно близким звукам. Такие ошибки вызваны затруднениями в слуховой дифференциации звуков. Замена букв при чтении обычно исчезают раньше, чем при письме;

— грубое искажение при чтении звуко-слоговой структуры слова. Ребенок при чтении пропускает буквы или даже целые слоги, меняет их местами, добавляет лишние слоги, что резко затрудняет понимание прочитанного (кардашаш вместо карандаш). При этой форме нарушений чтения нередко отмечаются и затрудняются в синтезе звуков в слоги. Слово тогда читается не по слогам, а по отдельным буквам (г-о-л-о-в-а). Это затрудняет узнавание ребенком прочитанного слова, а значит приводит и к непониманию читаемого;

— аграмматизмы при чтении, выражаются в неправильном согласовании слов между собой, в искажении или полном отсутствии окончаний в словах (много зеркалов вместо много зеркал). По мере овладения навыком чтения ребенок начинает узнавать слова «в лицо», по этой причине он не дочитывает слова, а «домысливает». И если у ребенка есть аграмматизмы в устной речи, то это неизбежно проявится при чтении;

— неправильное прочитывание (замены) букв по принципу их оптического сходства. Этот вид нарушений чтения встречается у детей, у которых к началу обучение грамоте недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, дети затрудняются в различении сходных по начертанию букв (цавель вместо щавель);

— непонимание ребенком смысла прочитанного.

За последние три года, на базе ГБУЗ МО «Шатурской областной больницы», в результате обследования детей за 2020–2022 годы логопедом было выявлено увеличение несформированности фонематического слуха у детей.

За 2020 год у детей с ФФН — 29 % дошкольников и школьников 5,7 %; у детей с ОНР — 26,4 % дошкольников и 1 % школьников.

За 2021 год у детей с ФФН — 32 % дошкольников и 3 % школьников, с ОНР — 30 % дошкольников и 2 % школьников.

За 2022 год у детей с ФФН — 31 % дошкольников и 5,3 % школьников; у детей с ОНР — 20 % дошкольников и 3 % школьников.

Работу по формированию речевого слуха я провожу на индивидуальных занятиях, используя игры и упражнения. Для более эффективных результатов в работе с детьми, я использую мультисенсорный тренажер «ИНТОН — М».

Мультисенсорный речевой тренажер «ИНТОН-М» предназначен для постановки базовых навыков с целью формирования звучащей речи и коррекции некоторых нарушений звукопроизношения, начиная с доречевого периода.

Прибор обеспечивает одновременный контроль фонетических элементов речи по зрительному, слуховому и вибрационно-тактильному каналам восприятия. «ИНТОН-М» позволяет визуально контролировать изменение высоты тона (частоты колебания голосовых связок), дифференцировать согласные звуки по признаку звонкости/глухости, дифференцировать носовые и ротовые звуки, работать над громкостью, над ритмом и слитностью произносимых слов и фраз. Помимо визуального контроля фонетических элементов речи «ИНТОН-М» обеспечивает слуховой контроль речевых упражнений. Для этих целей в приборе предусмотрены усилитель мощности, речевой спектральный корректор, наушники. Работа слухового и визуального каналов восприятия речи дополняется вибрационно-тактильной чувствительностью благодаря подключению к прибору тактильного вибратора. Функциональная организация тренажера «ИНТОН-М» позволяет варьировать методические приемы обучения: проводить тренировочные упражнения на произвольное управление органами фонации, формировать произносительные навыки, развивать фонематический слух.

Тренажер включает в себя две световые шкалы : «Сила голоса » и «Высота голоса» . Шкала «Сила голоса » используется при работе по обучению речевым выдохом, а в дальнейшем и голосом. Тренажер оборудован встроенным микрофоном, который позволяет работать со световыми шкалами в тестовом (проверочном) режиме без подключения проводных микрофонов. Используя шкалу « Сила голоса » с детьми, я учу управлять силу речевого выдоха и голоса. Для этого, ребенок дует в микрофон и наблюдает силу речевого выдоха на 10-элементной шкале. А для работы с силой голоса (интенсивностью фонации) необходимо произносить в микрофон вокализованные звуки (слоги, слова, фразы) и наблюдать силу голоса на 10-элементной шкале.

Например, при работе над данной проблемой я предлагаю ребенку дыхательные и речевые упражнения на зрительное восприятие коротких и длинных звуков, при этом ребенок следит за столбиком светящихся индикаторов: А –А и А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-А.

На световой шкале «Сила голоса» можно ставить метки желательной интенсивности силы речевого выдоха или голоса.

Шкалу « Высота голоса » использую при работе по обучению управления голосовыми связками и базовым навыкам интонирования.

Для работы с высотой голоса дети произносят в микрофон вокализованные звуки изменяя их по частоте, как от низких к высоким, так и наоборот, и наблюдают высоту голоса на 20-элементной шкале. Для слитного произнесения звуков, слогов, фраз используется индикатор «Слитно». Дети произносят в микрофон речевые упражнения, и наблюдают за индикатором при произнесении звуков (индикатор горит) и паузы между ними (индикатор не горит). Для развития фонематического слуха у детей я провожу следующие упражнения «Тихо — громко » на шкале « Высота голоса » . Я предлагаю детям произносить гласные медленно одной артикуляцией на шепоте и громко. Например, упражнение «Дует ветер». Я предлагаю дуть как легкий летний ветерок у — у — у (тихо — тихо). А затем дуем, как сильный ветер У- У- У (громко). Можно использовать картинки. Также предлагаю парные игрушки (большая и маленькая). Дети большие игрушки произносят громко, а маленькие — тихо.

Для различения звонких и глухих согласных ( С –З, В — Ф, Ш — Ж, К — Г, Т- Д, П — Б ), я использую датчик «ИНЗ», который прижимается рабочей поверхностью к шее области гортани, при этом ребенок чувствует вибрацию голосовых связок и одновременно наблюдает за включение или выключения голосовых связок на индикаторе тренажера, который загорается в момент включения голоса.

Например, упражнение «Глухой — звонкий », где я раздаю карточки — картинки и ребенок должен определить, где какой звук находится. Упражнение«Четвертый лишний », где я называю 4 слова: Августина — Агния — Ангелина — Акулина, ребенок повторяет и называет лишнее слово. Игра «Наоборот », где я называю слово, в котором первый звук звонкий согласный, а ребенок заменяет его на парный глухой. Например, дачка — (тачка), зайка — (сайка), грот — (крот). Игра «Где звук? », дети определяют согласный звук в начале, в конце или в середине.

При использовании наушников и тактильного вибратора использую следующие игры.

Игра «Доскажи словечко». Я предлагаю детям договорить в рифму слово (картинку) последний слог. Например,

А- А- А — я увидела ко (…та).

А — А — А — у меня в руках фа (…та).

Игра «Какое слово отличается»

ком — ком — кот -ком

канава — канав — канава –какао

Игра «Слушай и выбирай», дети называют близкие по звучанию слова.

рак — бак — банан — мак

дом — ком — ветка — сом

А также я использую дистанционные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми, которые реализуются с помощью синхронных методик. Синхронное обучение — это обучение в режиме «онлайн», когда ребенок с родителем и педагог находятся у автоматизированного рабочего места, занятие проводится по заранее составленному расписанию.

При организации дистанционного образования для обучения детей, я использую основные коммуникационные ресурсы:

Skype — это самая популярная программа с функцией качественной видеосвязи. Skype отлично подходит для индивидуальных занятий с детьми и со взрослыми. Преимущества логопедической работы в Skype: программа легко устанавливается, имеет простой функционал и интерфейс, с которым может разобраться и ребёнок, и взрослый; Skype позволяет демонстрировать свой экран, на котором могут быть открыты ваши картинки или логопедические задания.

ZOOM — платформа для конференций, которая помогает проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые. Программа Zoom устроена немного сложнее, чем Skype. Но Zoom обеспечивает не менее качественную видеосвязь и также позволяет демонстрировать экран. Преимущества работы в Zoom: позволяет работать одновременно с небольшой группой детей; обеспечивает полную конфиденциальность логопедической работы; позволяет демонстрировать только экран с необходимым логопедическим пособием.

Современный портал Мерсибо — коррекционные занятия с помощью компьютерных игр, учитывающий индивидуальные способности ребенка, его физическое состояние, возраст и возможности. Игры Мерсибо состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он ищет клад, чистит море и помогает индейцам. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, отрабатывают предлоги, учатся считать — это развивающая часть игр. Над ней работают российские детские специалисты — коррекционные педагоги и этим игры отличаются от обычных развлекательных игр.

Игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями в психологическом развитии, с детьми, имеющими речевые нарушениями легко заинтересовать и раскрепостить ребенка, вовлечь в занятие. Для адаптации игры к возможностям детей используются настройки: длительность, скорость, сложность. Есть настройки для уточнения задач специалиста: звуки для отработки, сила воздушной струи и другие параметры.

Специализированная компьютерная логопедическая программа « Игры для Тигры» (автор: Лизунова Л. Р., г.Пермь, 2004). Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. «Игры для Тигры» позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития. Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока — Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием фонематического анализа и синтеза в процессе обучения ребенка с ОНР грамоте.

Эффективность такого обучения значительно повышается при систематическом его использовании. Но компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.

Использование инновационных технологий в логопедической работе направлено на повышение эффективности средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, фонематический слух, звук, игра, высота голоса, логопедическая работа, речевой выдох, сила голоса, специфическая ошибка письма.


Похожие статьи

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников

Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии

Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Использование инновационных педагогических технологий на уроке в начальной школе

Подготовка учителя физики к применению интерактивной доски в профессиональной деятельности

Формирование методической подготовки учителей физики с использованием инновационных технологий

Похожие статьи

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников

Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии

Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Использование инновационных педагогических технологий на уроке в начальной школе

Подготовка учителя физики к применению интерактивной доски в профессиональной деятельности

Формирование методической подготовки учителей физики с использованием инновационных технологий

Задать вопрос