Авторские логопедические упражнения для автоматизации звуков с использованием массажных ладошек «Звуки на ладошках» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.10.2022

Статья просмотрена: 634 раза

Библиографическое описание:

Коньшина, Д. С. Авторские логопедические упражнения для автоматизации звуков с использованием массажных ладошек «Звуки на ладошках» / Д. С. Коньшина, И. А. Зеленцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7659/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одним из важнейших условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики.

В 1928 г. В. М. Бехтерев установил связь тонких движений кисти и речи. Он отмечал, что движения рук оказывают стимулирующее влияние на речевое развитие. А М. М. Кольцова (1973) предположила, что движения пальцев рук могут стимулировать созревание коры больших полушарий и ускоряют развитие речи ребёнка. Речевые височные доли головного мозга стимулируются кинестетическими импульсами от движений пальцев рук (Волкова).

И. М. Сеченов писал, что «… всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Чаще всего у детей с нарушениями речи отмечается и нарушения пальцевого праксиса.

Эти факты констатируют потребность в сочетании логопедического воздействия и формированием мелкой и общей моторики ребёнка.

Упражнения, направленные на тренировку пальцевого праксиса, оказывают также и оздоровительный эффект. Кисть насыщена акупунктурными зонами. То есть, воздействие на определённые зоны стимулируют функционирование различных органов нашего организма. Такая активизация положительно влияет на весь организм в целом, в том числе и на речь.

В комплексе представленных ниже упражнений используется массажная ладонь. Именно с её помощью происходит стимуляция тактильной чувствительности и достигается массажный эффект.

Цель упражнений — автоматизация звуков на разных этапах работы.

Методическая разработка может быть использована в работе с детьми старше 6 лет учителями-логопедами, педагогами-психологами, нейропсихологами, учителями-дефектологами.

Упражнение «Раз, два, три за мною повтори»

Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.

Задачи:

— закреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;

— дифференцировать тактильные ощущения;

— развивать концентрацию внимания;

— продолжать формировать зрительную и слуховую память.

Оборудование: массажные ладошки, стикеры с символами гласных/артикуляцией гласных звуков, деревянные фигурки/картинки на отрабатываемый звук

Ход: просим ребёнка положить свою ладонь на массажную ладошку.

Работа над изолированным звуком: загибаем пальцы своих рук и просим ребёнка поднять/нажать своими пальцами в той же последовательности на ладошке и при этом каждый раз проговаривать звук.

Работа в слогах: каждому пальцу на ладошке присваиваем гласные звуки (А, О, У, Ы, Э). Кладём рядом символы гласных или приклеиваем стикеры на палец ребёнка с ними. Снова загибаем свои пальцы, просим запомнить последовательность. Ребёнок повторяет, поднимая нужный палец или нажимая им на ладошку.

Работа в словах: выкладываем для каждого пальца фигурку/картинку и выполняем те же действия, что и написаны выше. Только сейчас ребёнок будет проговаривать слова.

Работа с фразами: для двух пальцев выкладываем героев (например, для звука Л это могут быть белка, слон, осёл и т. д.), а для остальных различные предметы: лампа, ласты, лук и т. д. Первым загибаем тот палец, которому соответствует герой, а второй (и третий) — предмет. В итоге ребёнок поднимает/нажимает пальцами на ладошке и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у слона лампа и лук и т. д. Или можно выложить вместо героев, предметы, которые обозначают место (на пример стол, стул, посылка). И тогда первым загибаем палец, которому соответствует предмет со значением «места». В результате получится фраза по схеме «что где?». Например, в посылке ласты и лампа.

В случае использования двух рук, для одной можно присвоить только фигурки/картинки со значением «героев и мест», а для другой остальные предметы.

Усложнение:

— задействуем две руки одновременно. Загибаем свои пальцы, но уже на обеих руках. Ребёнок воспроизводит такую же последовательность и произносит звук/слог/фразу;

— убираем зрительную опору и даём слуховую: называем пальцы, которые необходимо поднять — указательный, большой, мизинец. Тренируем слухоречевую память.

2. Упражнение «Угадай на ощупь»

Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.

Задачи:

— закреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;

— дифференцировать тактильные ощущения;

— развивать концентрацию внимания;

— продолжать формировать зрительную и слуховую память;

— закреплять названия пальцев рук.

Оборудование: массажные ладошки, сенсорная муфта/деревянный тактильный куб/ширма, стикеры с символами гласных/артикуляцией гласных звуков, деревянные фигурки/картинки на отрабатываемый звук.

Ход: На массажную ладошку выкладываем символы гласных звуков, фигурки/картинки на отрабатываемый звук. Просим ребёнка спрятать свою ладонь в сенсорную муфту/тактильный куб или просто закрыть глаза и положить ладони перед собой.

Работа над изолированным звуком: аккуратно задеваем несколько пальцев ребёнка, спрятанных в муфту. При этом ребёнок ориентируется на собственные ощущения. Далее просим ребёнка выложить камешки марблс или с помощью пинцета выложить помпоны на массажную ладошку. При этом необходимо учитывать последовательность, с которой педагог задевал пальцы ребёнка. Выкладывая ребёнок, каждый раз проговаривает звук.

Работа в слогах: каждому пальцу на ладошке присваиваем гласные звуки (А, О, У, Ы, Э). Кладём рядом символы гласных или приклеиваем стикеры на палец ребёнка с ними. Таким же образом последовательно задеваем пальцы ребёнка и при этом произносим слоги. Для каждого пальца — свой слог. Затем просим выложить символы гласных на массажную ладошку в соответствии с тем, какой палец был задет и какой слог соответствовал ему.

Или можно предложить отклеить стикер, с написанными гласными, с массажной ладошки и произносить слоги соответственно тому, в каком порядке были задеты пальцы.

В этом случае, ребёнок должен спроецировать свои пальцы с пальцами на массажной ладошке.

Работа в словах: Задевая палец, проговариваем слова. Задача ребёнка запомнить, какое слово соответствует какому пальцу. Затем предлагаем выложить для каждого пальца фигурку/картинку, в соответствии с той последовательностью, которую предложил педагог.

Работа с фразами: для двух пальцев выкладываем героев (например, для звука Л это могут быть белка, слон, осёл и т. д.), а для остальных различные предметы: лампа, ласты, лук и т. д. Первым задеваем тот палец, которому соответствует герой, а второй (и третий) — предмет. В итоге ребёнок поднимает/нажимает пальцами на ладошке и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у слона лампа и лук и т. д. Или можно выложить вместо героев, предметы, которые обозначают место (на пример стол, стул, посылка). И тогда первым задеваем палец, которому соответствует предмет со значением «места». В результате получится фраза по схеме «что где?». Например, в посылке ласты и лампа.

В случае использования двух рук, для одной можно присвоить только фигурки/картинки со значением «героев и мест», а для другой остальные предметы.

Усложнение:

— задействуем две руки одновременно. Задеваем пальцы, но уже на обеих руках. Ребёнок выкладывает материал, соблюдая последовательность, и произносит звук/слог/фразу.

3. Упражнение «Надевай-ка»

Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.

Задачи:

— закреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;

— дифференцировать тактильные ощущения;

— развивать концентрацию внимания;

— продолжать формировать зрительную и слуховую память;

— закреплять названия пальцев рук;

— тренировать пальцевой праксис.

Оборудование: массажные ладошки, стикеры с символами гласных/артикуляцией гласных звуков, деревянные фигурки/картинки на отрабатываемый звук, резинки разных цветов.

Ход: На массажную ладошку (на каждый палец) выкладываем резинки/символы гласных звуков, фигурки/картинки на отрабатываемый звук.

Работа над изолированным звуком: Педагог загибает свои пальцы или последовательно произносит названия пальцев, или называет цвет резинки. А ребёнок запоминает последовательность и надевает резинки на соответствующие пальцы. При этом необходимо учитывать чёткую последовательность, которую продемонстрировал педагог и произносить звук.

Работа в слогах: каждому пальцу на ладошке присваиваем гласные звуки (А, О, У, Ы, Э). Кладём рядом символы гласных или приклеиваем стикеры с символами гласных звуков. Называем цепочку слогов, ребёнок соотносит гласный звук с соответствующим пальцем, надевает резинку и синтезирует слог с автоматизируемым звуком. Важно, соблюдать правильную последовательность слогов и соотнесение с нужным пальцем.

Работа в словах: каждому пальцу на ладошке присваиваем картинку/фигурку. Называем последовательно слова/названия пальцев/загибаем собственные пальцы, а ребёнок запоминает и надевает резинки последовательно на каждый палец и произносит слова.

Если дети работают в паре, то можно предложить надевать резинки друг другу или по очереди.

Работа с фразами: для двух пальцев выкладываем картинки/фигурки героев (например, для звука Р это могут быть крот, робот и т. д.), а для остальных различные предметы: ромашка, груша, виноград и т. д. Первым загибаем тот палец, которому соответствует герой, а вторым (и третьим) — предмет. В итоге ребёнок надевает резинки на соответствующие пальцы своей руки и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у робота ромашка и груша и т. д. Или можно выложить вместо героев, предметы, которые обозначают место (на пример ранец, коробка). И тогда первым загибаем палец, которому соответствует предмет со значением «места». В результате получится фраза по схеме «что где?». Например, в коробке груша и виноград.

В случае использования двух рук, для одной можно присвоить только фигурки/картинки со значением «героев и мест», а для другой остальные предметы.

Усложнение:

— задействуем две руки одновременно. Загибаем пальцы, но уже на обеих руках. Ребёнок выполняет действия, соблюдая последовательность, и произносит звук/слог/фразу.

5. Упражнение «Рыбалка»

Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.

Задачи:

— акреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;

— дифференцировать тактильные ощущения;

— развивать концентрацию внимания;

— продолжать формировать зрительную и слуховую память;

— закреплять названия пальцев рук;

— тренировать пальцевой праксис.

Оборудование: массажные ладошки, картинки с символом автоматизируемого звука или рыбки с магнитом, картинки с символами гласных звуков, предметные картинки на отрабатываемый звук, скрепки, удочка с магнитом.

Ход: Для начала, необходимо на каждую картинку надеть скрепку.

Перед ребёнком массажная ладошка, рядом картинки со скрепками и удочка. Рассказываем о том, что сегодня у нас будет очень необычная рыбалка. Вместо рыбы у нас — картинки. Чтобы ловко их поймать, направляй удочку на скрепку.

Работа над изолированным звуком: Педагог загибает свои пальцы или последовательно произносит названия пальцев, или задевает пальцы ребёнка, у которого в этот момент закрыты глаза. А ребёнок запоминает последовательность, ловит картинки удочкой и кладёт на соответствующие пальцы. При этом необходимо учитывать чёткую последовательность, которую продемонстрировал педагог, и произносить звук.

Когда все пальцы на ладошке заняты, можно вернуть таким же образом картинки обратно: задеваем пальцы ребёнка, и ловим картинки именно с этих пальцев на массажной ладошке и произносим звук.

Работа в слогах: каждому пальцу на ладошке присваиваем картинки с символами гласных звуков (А, О, У, Ы, Э). Ход выполнения описан выше.

Работа в словах: каждому пальцу на ладошке присваиваем картинку, в названиях которых автоматизируемый звук. Называем последовательно слова/названия пальцев/загибаем собственные пальцы, а ребёнок запоминает и ловит удочкой картинки и выкладывает последовательно на каждый палец и произносит слова.

Работа с фразами: для двух пальцев выкладываем картинки (например, для звука С это могут быть сова и пастух и т. д.), а для остальных различные предметы: сок, маска, бусы и т. д. Первым загибаем/задеваем тот палец, которому соответствует герой, а вторым (и третьим) — предмет. В итоге ребёнок надевает резинки на соответствующие пальцы своей руки и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у совы маска и бусы и т. д. Или можно выложить вместо героев, предметы, которые обозначают место (на пример скамейка, сундук). И тогда первым загибаем палец, которому соответствует предмет со значением «места». В результате получится фраза по схеме «что где?». Например, в сундуке маска и бусы.

В случае использования двух рук, для одной можно присвоить только фигурки/картинки со значением «героев и мест», а для другой остальные предметы.

Усложнение:

— задействуем две руки одновременно. Загибаем пальцы, но уже на обеих руках. Ребёнок выполняет действия, соблюдая последовательность, и произносит звук/слог/фразу.

6. Упражнение «Хлоп-хлоп»

Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.

Задачи:

— закреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;

— дифференцировать тактильные ощущения;

— развивать концентрацию внимания;

— продолжать формировать зрительную и слуховую память;

— тренировать пальцевой праксис;

— совершенствовать пространственные представления.

Оборудование: массажные ладошки основных цветов (правая/левая) или ладошки, вырезанные из картона, стикеры с символами гласных/артикуляцией гласных звуков, деревянные фигурки/картинки на отрабатываемый звук, помпоны/резинки/камни марблс основных цветов (или вырезанные из цветного картона кружки)

Ход: Выкладываем массажные ладошки желтого, красного, синего и зелёного цвета. При этом можно взять и левую и правую ладони, чередуя их.

Работа над изолированным звуком: Для начала предлагаем ребёнку хлопать по ладони, определяя правой или левой рукой действовать, и произносить звук. Затем можно предложить последовательность цветов ладоней. Тогда ребёнку нужно ориентировать на цвет и подбирать правой или левой рукой хлопать. Ребёнок запоминает последовательность, хлопает и произносит звук. Таким же образом можно называть пространственное расположение ладоней: правая-правая-левая-правая. И тогда, ориентиром служат пространственные представления. Ребёнок воспроизводит нужную последовательность и произносит звук.

Работа в слогах: каждому цвету присваиваем картинки с символами гласных звуков (А, О, У, Ы, Э). Затем педагог произносит цепочку слогов (учитывая зону ближайшего и актуального развития). Ребёнок соотносит символы гласных с нужным цветом и хлопает по ладоням в нужной последовательности, повторяя слоги.

Работа в словах: каждому цвету присваиваем картинку, в названиях которых автоматизируемый звук. Называем последовательно слова/цвета, а ребёнок запоминает и хлопает последовательно по ладоням, повторяя слова.

Работа с фразами: для двух цветов выкладываем картинки (например, для звука С это могут быть сова и пастух и т. д.), а для остальных различные предметы: маска, бусы и т. д. Первым называем цвет, которому соответствует герой, а вторым (и третьим) — предмет. В итоге ребёнок хлопает по ладошкам и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у совы маска и бусы и т. д. Или можно выложить вместо героев, предметы, которые обозначают место (на пример скамейка, сундук). И тогда первым называем цвет, которому соответствует предмет со значением «места». В результате получится фраза по схеме «что где?». Например, в сундуке маска и бусы.

6. Упражнение «Хлоп-щёлк»

Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.

Задачи:

— закреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;

— тренировать переключение движений;

— развивать концентрацию внимания;

— продолжать формировать зрительную и слуховую память;

— совершенствовать пальцевой праксис;

— развивать чувство ритма.

Оборудование: массажные ладошки, стикеры с символами гласных/артикуляцией гласных звуков, деревянные фигурки/картинки на отрабатываемый звук, помпоны / камни марблс /шишки / каштаны / фундук / деревянные кубики или любой другой материал, доступный для отщелкивания.

Ход: Выкладываем на пальцы массажной ладошки помпоны (кроме большого) или любой другой доступный для отщёлкивания материал.

Работа над изолированным звуком: Предлагаем ребёнку положить руку на массажную ладошку, но не касаться при этом помпонов. После этого объясняем, что сейчас наши помпоны будут «убегать» от звука Ш. Ребёнок произносит слог и щёлкает помпоны, начиная с указательного пальца. Потом можно предложить начинать щёлкать с мизинца.

Затем предлагаем сначала хлопнуть по ладошке, произнося Ш, и только после этого щёлкнуть, и тоже произнести звук. Здесь ребёнку необходимо будет контролировать переключение движений «хлоп+звук-щёлк+звук».

Работа в слогах: Предлагаем ребёнку положить руку на массажную ладошку, но не касаться при этом помпонов. После этого объясняем, что сейчас наши помпоны будут «убегать» от слога ША (или любого другого). Ребёнок произносит слог и щёлкает помпоны, начиная с указательного пальца. Потом можно предложить начать щёлкать с мизинца. Или задать любую другую последовательность на слух, либо тактильно. Здесь также можно наклеить стикер с символами гласных на каждый палец ребёнка, кроме большого. И тогда, каждый раз при щёлкании будет разный слог.

Затем предлагаем сначала хлопнуть по ладошке, произнося ША, и только после этого щёлкнуть, и тоже произнести ШО (или любое другое сочетание слогов). Здесь ребёнку необходимо будет контролировать переключение движений «хлоп+слог-щёлк+слог».

Для усложнения можно добавить ритма, хлопать два раза и произносить ША тоже дважды, а щёлкнуть один раз и слог ШО также произнести единожды.

Работа в словах: каждому пальцу присваиваем картинку, в названиях, которых автоматизируемый звук. Щёлкаем последовательно и произносим слова. Последовательность можно предложить на слух, при этом можно называть картинки или пальцы, которыми нужно щёлкать. Добавляя хлопок, можно предложить проговаривать первый или последний (в зависимости от позиции звука слог), а на щелчок называть слово.

Работа с фразами: для двух пальцев выкладываем картинки (например, для звука С это могут быть сова и пастух и т. д.), а для остальных различные предметы: маска, бусы и т. д. Первым щёлкаем тем пальцем, которому соответствует герой, а вторым (и третьим) — предмет. В итоге ребёнок хлопает по ладошкам и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у совы маска и бусы и т. д. Или можно выложить вместо героев, предметы, которые обозначают место (на пример скамейка, сундук). И тогда первым щёлкаем тем пальцем, которому соответствует предмет со значением «места». В результате получится фраза по схеме «что где?». Например, в сундуке маска и бусы.

Усложнение:

— задействуем две руки одновременно. Ребёнок выполняет действия, соблюдая последовательность, и произносит звук/слог/фразу.

Практика показывает, что использование этих упражнений повышает эффективность работы по коррекции звукопроизношения, а также сокращает длительность автоматизации звука. Налаживается общий мышечный тонус, движения становятся более точными, ребёнок легко переключается с одного движения на другое, увереннее находит позу и удерживает её.

Литература:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. — 192 с.

Похожие статьи

Дидактические игры «Ладошки» как одно из средств создания дополнительных сенсорных эталонов в работе учителя-логопеда

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Консультация для родителей «Использование координационной лестницы для развития двигательной активности детей»

Логопедический квест «Путешествие в город «Кувз» (звук). Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях) с использованием авторского дидактического пособия «ПДД в логопедии»

Игровой практикум для детей и родителей «В мире звуков и букв»

Подгрупповое логопедическое занятие на закрепление гласных звуков и букв «С массажными колечками играем, гласные звуки и буквы закрепляем»

В логопедической работе важным является развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук. Для этого в своей работе широко использую массажные шарики и колечки «Су-джок». Чтобы процесс массажа не был скучным, занятия можно проводить в стихотво...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактические игры «Ладошки» как одно из средств создания дополнительных сенсорных эталонов в работе учителя-логопеда

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Консультация для родителей «Использование координационной лестницы для развития двигательной активности детей»

Логопедический квест «Путешествие в город «Кувз» (звук). Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях) с использованием авторского дидактического пособия «ПДД в логопедии»

Игровой практикум для детей и родителей «В мире звуков и букв»

Подгрупповое логопедическое занятие на закрепление гласных звуков и букв «С массажными колечками играем, гласные звуки и буквы закрепляем»

В логопедической работе важным является развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук. Для этого в своей работе широко использую массажные шарики и колечки «Су-джок». Чтобы процесс массажа не был скучным, занятия можно проводить в стихотво...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос