Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией.

Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, привести к дислексии и дисграфии, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики:

                    укрепление мышц артикуляционного аппарата;

                    развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

                    объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. [2, с 4]

Учеными уже давно отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (М. М. Кольцова, А.Н Пфафендрот, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, В. В. Цвынтарный, В.В Коноваленко).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко [7]

Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов- биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. [6]

«Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. [5]

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. [2, с 4]. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Упражнения с биоэнергопластикой проводят только на индивидуальных занятиях. Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

1 этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.

2 этап — подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.

3 этап — основной. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках- игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

4 этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы — девочка Буба и мальчик Боб. Для изготовления кукол нужно взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.

Дети очень любят сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Цель сказок — объединить движения кисти рук и органов артикуляции в комплекс, необходимый для постановки определенной группы звуков. [2, с 231].

Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию. Сказочные события помогают преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой и не будет остро реагировать на свою неудачу.

С целью внедрения биоэнергопластики в практику работы детского сада был разработан проект. В ходе реализации проекта была изучена литература, проведены собрания, анкетирование и консультации для родителей и воспитателей. Создана развивающая среда — картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции; картотека биосказок; изготовлены перчаточные куклы.

Родители и педагоги приняли активное участие в изготовлении кукол, каждый проявил фантазию и творчество.

Перчаточные куклы очень разнообразные внешне — это девочки и мальчики, животные-мишки, зайцы и т. д. Каждая имеет обязательный элемент — глаза. Некоторые имеют дополнительный атрибут — шляпы, банты, уши. Ребенку предоставляется право выбрать перчатки. Педагог подбирает сказку с необходимым комплексом упражнений.

Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом дети сами стараются придумать движения для рук, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику языка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поэтому и процесс введения звуков в речь проходит интереснее, быстрее.

Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.

Ценность и преимущества применяемой технологии:

                    доступность (финансовые затраты небольшие)

                    простота использования (применение педагогами и родителями)

                    вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол)

Применение биоэнергопластики успешно апробировано на базе детского сада в течение 3 лет.

Результаты применения биоэнергопластики:

                    положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

                    значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.

                    обеспечение успешности ребенка;

                    кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

                    выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей-педагогов, родителей.

                    благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Биоэнергопластика — новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

 

Литература:

 

  1.                Большакова С. Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№ 8, 2012г, с.12–23.
  2.                Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
  3.                Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050
  4.                Косинова Е. А. Уроки для развития речи.-М.: Эксмо,2007.
  5.                Новотворцева Н. В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6.                О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа http://www.bioenergoplastika.ru//
  7.                Ястребова А. В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей.-М.:Аркти,1999.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, детский сад, изготовление кукол, орган артикуляции, пальцевая моторика, речевое развитие ребенка, традиционная методика.

Похожие статьи

Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей

Использование нейрокоррекционных игр и упражнений в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование нейропсихологических технологий для коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Похожие статьи

Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей

Использование нейрокоррекционных игр и упражнений в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование нейропсихологических технологий для коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)