Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизношения с использованием биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 25.07.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Колоколова, П. А. Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизношения с использованием биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией / П. А. Колоколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116830/ (дата обращения: 01.09.2024).



В статье представлено описание комплексной логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией с использованием методики биоэнергопластики. Рассматривается действенность использования данного метода в сравнении с традиционной логопедической коррекцией описанного нарушения, приводятся примеры заданий для обследования звукопроизношения и моторной сферы, а также процесс дальнейшего логопедического воздействия с использованием биоэнергопластики.

Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, звукопроизношение, нарушение речи, ручная моторика, стёртая дизартрия.

Нарушения речи, обусловленные стёртой дизартрией, нуждаются в определённой последовательности логопедической работы, направленной на устранение имеющихся речевых и мышечных дефектов. Поскольку стёртая дизартрия является нарушением работы как периферического речевого аппарата, затрудняющего произносительную сторону речи, так и центральной нервной системы из-за органического поражения мозговых центров, отвечающих за артикуляцию, коррекционная работа должна охватывать как артикуляционную моторику, так и пальцевую моторику.

Стёртая дизартрия включает в себя целый комплекс патологических расстройств, проявляющийся в неврологической симптоматике, дефектах звукопроизносительной стороны речи и нарушениях моторной сферы. Свойственные стёртой дизартрии нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры, звукопроизношения, дыхания и просодики, а также общая моторная неловкость и недостаточность, неточность движений и сниженная скорость выполнения и переключения укладов, детально описываются в трудах многих авторов, таких как М. М. Кольцова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова [4]. На основе их работ можно сделать выводы о том, что коррекционная работа должна строиться комплексно, затрагивая каждую нарушенную сферу.

Традиционно логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией строится на трёх этапах: 1) подготовительный этап , целью которого является подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному произношению и воспроизведению звука; 2) этап формирования первичных произносительных умений и навыков , целью которого является постановка отсутствующих или нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; 3) этап формирования коммуникативных умений и навыков , целью которого является сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков в речи.

Однако при включении в эту систему упражнений, направленных на координированную работу органов артикуляции и кистей ребёнка, возможно значительно повысить скорость усвоения материала и улучшить выработку правильных артикуляционных укладов, что способствует коррекции нарушений звукопроизношения при стёртой дизартрии в более короткий срок.

О. И. Лазаренко и А.В Ястребова отмечают, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Привлечение в традиционную логопедическую работу методов биоэнергопластики позволяет повысить эффективность постановки и автоматизации звуков. Биоэнергопластика, как средство нейростимуляции, используется в период коррекционного обучения при закреплении артикуляционных движений, автоматизации звуков в словах, при звуковом анализе слова и в качестве организационного момента и динамической паузы, то есть может иметь вариативность использования и большой спектр применения [6].

Преимуществами биоэнергопластики в общей коррекционно-логопедической работе являются стимуляция интеллектуальной деятельности, налаживание эмоционально-психического равновесия ребёнка, активизация психических процессов — память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям. Преимуществами биоэнергопластики непосредственно в коррекции звукопроизношения является развитие координации движений, мелкой и общей моторики, чувства ритма, развитие артикуляционного аппарата, его подвижности и силы, синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой, быстрое исключение зрительной опоры (зеркала) и переход к выполнению задания по ощущения.

Вся работа по внедрению биоэнергопластики в коррекционную работу на первых двух этапах традиционной логопедической работы состоит из трех этапов:

Первый этап — подготовительный , во время которого проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата (губ, челюсти, языка, мышц), а также обследование моторной сферы и звукопроизношения. Моторная сфера обследуется на основе диагностической методики Л. И. Беляковой и Н. Н. Волосковой (обследование состояния общей моторики; обследование произвольной моторики пальцев рук; обследование состояния органов артикуляционного аппарата) [2]. Обследование звукопроизношения традиционно проводится на основе диагностической методики Е. Ф. Архиповой, по четырём модулям: изолированно, в слогах разной слоговой структуры, в словах, где звук занимает разные позиции, и в предложении [1].

Второй этап — знакомство с органами артикуляции и выполнение упражнений для языка и челюсти традиционными артикуляционными упражнениями . На данном этапе происходит: знакомство ребёнка с органами артикуляции; постановка артикуляционной позы для того или иного звука (в зависимости от того, какая группа звуков у ребёнка нарушена); заучивание упражнений артикуляционной гимнастики с опорой на зеркало и показ педагога (для облегчения коррекционной работы можно ввести в работу игрового персонажа Язычка); отработка артикуляционных укладов; работа над дыханием. Основным средством устранения нарушений артикуляционной моторики является артикуляционная гимнастика.

Комплекс подбираемых артикуляционных упражнений зависит от группы звуков, над которыми будет проводится дальнейшая работа. Так, для постановки свистящих звуков использовался комплекс артикуляционной гимнастики: «Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье». При работе с шипящими звуками используются упражнения: «Заборчик», «Улыбочка», «Трубочка», «Почистим зубы», «Лопаточка», «Качели», «Маляр», «Чашечка», «Покусывание языка», «Лошадка», «Гармошка». При постановке соноров: Заборчик», «Улыбочка», «Трубочка», «Грибочек», «Гармошка», «Иголочка», «Индюк», «Качели».

Параллельно проводится работа с речевым дыханием, которое характеризуется прерывистостью, отсутствием плавности, коротким и резким выдохом. Для устранения этих нарушений следует использовать дыхательную гимнастики А. Н. Стрельниковой, а для выработки удлиненного выдоха — упражнения «подуй на снежинку», «задуй свечу», «забей мяч в ворота» [5].

Учитывая, что развитие артикуляции тесно связано с моторикой, следует проводить пальчиковую гимнастику. Для этого используются сюжетные упражнения, например, «Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Осенние листья», «У Лариски две редиски», «Компот», «За ягодами». Целью этих упражнений является развитие мелкой моторики пальцев рук и координация речи с движением, что на следующем, заключительном этапе, облегчит работу по координации движений пальцев с артикуляционными укладами.

Третий этап — заключительный , где к выполнению артикуляционной гимнастики подключают работу рук: дети выполняют задания с использованием различных артикуляционных сказок, стихотворений без зрительной опоры, ориентируясь только на свои ощущения от рук. Здесь происходит разучивание координированных упражнений органов артикуляции с положением ладоней и пальцев сначала на четверостишиях, относящимся к артикуляционной гимнастике, а после — на коротких артикуляционных сказках. Например, при выполнении упражнения «Заборчик» можно использовать счёт от одного до пяти, а можно воспользоваться стихотворными строками. Параллельно со счётом или чтением стихотворения проводится показ движений ладонью и пальцами ведущей руки. Подобный принцип работы по сопряжению органов артикуляции и движений ведущий руки сопровождает каждое артикуляционное упражнение и может применяться синхронно, например, про комбинации «Заборчик-трубочка». Подробно с каждым этапом работы можно ознакомиться в сборнике Р. Г. Бушляковой «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», в котором внедрение биоэнергопластики проводится в семь этапов на протяжении трёх лет [3]. Со временем, когда ребёнок запомнит положения кистей, сопровождающие артикуляционную гимнастику, и усвоит принцип подобных упражнений, задания усложняются: из стихотворных становятся повествовательными, в них появляются игровые персонажи, которые сопровождают ребёнка на протяжении логопедического занятия.

Таким образом, упражнения, подобные представленным, разнообразны и многочисленны, что позволяет хорошую вариативность в процессе логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией. Использование биоэнергопластики во время артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях является действенной методикой, которая помогает: улучшить процессы речевого развития у детей с нарушениями артикуляции; улучшить общую и пальцевую моторику, ориентировку в пространстве; активизировать когнитивные процессы (восприятие по словесным инструкциям, ощущение работы органов артикуляции и рук, внимание при выполнении статических или динамических упражнений, образную, двигательную, зрительную, слуховую память, а также наглядно-действенное и наглядно-образное мышление); развивать чувство ритма. Такая комплексная гимнастика позволяет стабилизировать мышечный тонус, непременно нарушенный у детей со стёртой дизартрией, и является возможностью разнообразить традиционную коррекционную работу.

Литература:

  1. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов — Текст: непосредственный / Елена Архипова. — Москва: АСТ: Астрель, 2006. — 320 с.
  2. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. — Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.– 287 с. Текст: непосредственный — ISBN 978–5–691–01781–0.
  3. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой [Текст]: конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение / Р. Г. Бушлякова. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. — 238, [1] с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978–5–89814–643–6
  4. Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии: Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой.
  5. Шамраева Л. А., Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Комплекс упражнений: дайджест / МБУК «Централизов. библ. система № 2», Информ. — библиогр. сектор; сост. Л. А. Шамраева. — Троицкий, 2017. — 20 с.
  6. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. — Москва: АРКТИ, 2001. — 144 с. ISBN-5–89415–153–8
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, стертая дизартрия, артикуляционный аппарат, коррекционная работа, моторная сфера, логопедическая работа, упражнение, устранение нарушений звукопроизношения, этап, артикуляционная моторика.


Похожие статьи

Задать вопрос