В статье раскрывается понятие биоэнергопластики как метода оптимизации коррекционного логопедического процесса. Даются рекомендации по использованию биоэнергопластики. Делаются выводы, что с помощью современной технологии биоэнергопластики формируется кинетический и кинестетический артикуляционный праксис, активизируется работа коры головного мозга, развивается пальцевая моторика, что является основой развития речи.
Актуальность и целесообразность использования биоэнергопластики в логопедической практике объясняется тем, что:
– новая технология открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу логопеда и облегчить коррекционный процесс для ребенка.
– биоэнергопластика носит характер кмплексного воздействия, не только развивает речь, но и активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка, стимулирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию движений, мелкую и общую моторику; развивает артикуляционный аппарат; формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, психические процессы; кинестетическое чувство.
– и это еще не последние плюсы, биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в речи дети не видят свою артикуляцию.
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме.
Правила использования биоэнергопластики. Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения челюсти или языка и названного артикуляционного упражнения, например упражнение «Рупор» большой палец соединяется с указательным образуя кольцо, губы округлены и выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Это создает стимулирующее воздействие, на функциональное состояние коры головного мозга, создавая кинестетические ощущения. Большую роль кинестетических ощущений, в развитии речи, отмечал, Н. И. Жинкин, (1958) сочетание движений речевого аппарата и кистей рук усиливают кинетическую афферентацию, которая является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон.
Эти упражнения могут усложняться и наоборот дробиться, в зависимости от состояния центральной нервной системы и индивидуальных возможностей детей. Основные условия проведения таких занятий: — внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук; четкое выполнение каждого движения, небрежность недопустима. Упражнения сначала выполняются многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога).
Упражнение 1 «Часики» исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет 1, острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет 2 — внутренней стороны правой щеки. Кисть руки — двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак, эти движения повторяются 3–4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Тренировка нижней челюсти. Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
Упражнение 2. «Бегемот» Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет 1 челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Кисть руки — 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Тренировка губных мышц
Упражнение 3. «Трубочка» — «Улыбка» Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет 1 губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки — все пальцы собраны в щепоть. На счет 2 губы в улыбке, не обнажая зубов. Кисть руки — пальцы врозь. Вы самостоятельно можете придумать движения, это будет зависеть от возможностей конкретного ребенка и поставленных коррекционных задач.
Из приведенных примеров понятно, что одновременное развитие пальцевой моторики и артикуляционной моторики, благотворно влияет на центры коры головного мозга, помогая согласовать работу понятийного и двигательного центров речи, при этом сократив время коррекционного процесса.
Работая с детьми-логопатами, используя систему упражнений «Биоэнергопластики» формируется сосредоточенность на выполнении упражнения, т. е. ребенок не отвлекается на посторонние раздражители и что самое главное, он знает, куда деть руки во время выполнения артикуляционных упражнений, пожалуй, для меня, это самый большой плюс использования биоэнергопластики.
Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство детей среднего дошкольного возраста научились четко координировать движения артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук, что значительно ускорило переход к следующим задачам коррекционного обучения.
Таким образом, биоэнергопластика гармонично сочетая в себе элементы базовых систем: артикуляционной гимнастики и развития пальцевой моторики, формирует кинетический и кинестетический артикуляционный праксис, активизирует работу коры головного мозга, что является основой развития речи.
Литература:
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005
- Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2011
- Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста. — СПб.: Речь, 2005
- Леонтьев А. Н. Запорожец А. В. Психологическое изучение развития моторики ребенка дошкольника. — М.: 1995
- Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. Дефектология 2003 с.45–51
- Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002