Использование кинезиологических упражнений для автоматизации изолированных звуков
Авторы: Вторая Татьяна Александровна, Волыхина Татьяна Сергеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 20.11.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Вторая, Т. А. Использование кинезиологических упражнений для автоматизации изолированных звуков / Т. А. Вторая, Т. С. Волыхина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9598/ (дата обращения: 21.11.2024).
Препринт статьи
Проблема коррекции звукопроизношения у детей с различными речевыми и сопутствующими диагнозами очень актуальна в наше время. Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть сформировано в дошкольном периоде. Для формирования устной речи особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
В основу работы по формированию правильного звукопроизношения должна быть положена логичная и поэтапная отработка всех звуков родного языка. При этом важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены моторной, сенсорной и сенсомоторной недостаточностью. Это необходимо учитывать не только при постановке звуков, но и при его автоматизации, в том числе и в изолированном варианте [1, с. 7].
Многие авторы указывают на необходимость чёткого произношения каждого звука. Например, дефектолог М. Ф. Фомичёва пишет: «Важно выработать хорошую дикцию, то есть подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих чёткое, ясное произношение каждого звука в отдельности».
Начинать работу по автоматизации поставленного звука необходимо с закрепления его изолированного произношения.
Во-первых, она даёт возможность фиксировать внимание детей на определенных движениях органов артикуляционного аппарата, закреплять кинестезии, особенно важно это для детей с артикуляционной диспраксией, которая часто встречается не как самостоятельное нарушение, а как один из симптомов диспраксии развития. При такой патологии отмечается нарушение артикуляционного праксиса обоих типов (афферентного и эфферентного). Эти проблемы создают значительные трудности при коррекции звукопроизношения и требуют специальных приёмов. Для этой категории детей особенно важно, чтобы этап автоматизации изолированного звука был длительным. Автоматизация изолированных звуков у детей с такими трудностями формирует прочный кинестетических образ звука, а затем — полноценную фонему.
Во-вторых, работа по автоматизации изолированного звука способствует осознанию звуковой стороны языка. Это осознание помогает формировать правильное звукопроизношение в речевом потоке, а также воспитывает умение выделять звуки в слове, развивает фонематических слух и умение выполнять звуковой анализ слов.
При коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звука необходимо начинать каждое занятие с нескольких упражнений по работе с гласными звуками, так как эти упражнения способствуют правильному речевому дыханию и позволяют работать над просодикой, закладывают базу для умения делить слова на слоги, готовят органы артикуляции к последующей работе с согласными [4, с. 5].
Изучив опыт работы ведущих специалистов в области логопедии и дефектологии учителя-логопеда Т. А. Воробьёвой и олигофренопедагога Е. Б. Барыбиной, мы открыли для себя такой метод коррекционного воздействия, как кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Сформированность двигательных навыков ребенка создает основу для развития речи. Поэтому, становится очевидным, что работу по коррекции звукопроизношения необходимо сочетать с двигательными упражнениями.
Из большого числа кинезиологических упражнений мы используем игры и упражнения с предметами, подходящие для автоматизации любого звука. Все игры и упражнения подобраны с учётом необходимости проводить работу, помогающую детям овладевать движениями органов артикуляционного аппарата, они совершаются с опорой на аккустические признаки звука под контролем слуха. Также эти игры и упражнения способствуют: развитию слуха и слухового внимания, улучшению речевой оперативной памяти, развитию праксиса и серийной организации внимания.
Игры с разными предметами разбиты на отдельные блоки:
1. Кинезиологические мешочки («живые мешочки») — это тканевой мешочек, размер которого 10Х10 см с наполнителем (кварцевый песок), наполненный на 2/3. Эти мешочки базовых цветов — зеленого, красного, желтого и синего. Количество по 2 мешочка на ребенка.
Игры с кинезиологическими мешочками позволяют задействовать три кита сенсорной интеграции (тактильные ощущения, проприоцептивные ощущения и вестибулярные ощущения). Игры с мешочками также помогают развивать моторные умения. Особенно важна работа по активизации вестибулярной системы, которая тесно связана со слухом. Своевременное развитие слухового речевого гнозиса является базовым элементом для артикуляционного праксиса — как кинетического, так и кинестетического. Например, игра «Лови и говори!», «Подбрось и поймай, звук называй!», «Высоко сижу…», «Жонглёр», «Волчок» и другие.
2. Кинезиологические мячи — цветные мячи без ворса, с высоким отскоком от пола. Размер — 6 см, оптимальный для ладони, в том числе и детской. Цвета однотонные, минимум 2 цвета. Цвета также базовые — зеленый, красный, желтый, синий.
Игры с мячами способствуют развитию моторики и ловкости, координации движений и чувства ритма. Для игр по автоматизации звуков пригодятся различные мячи: пластмассовые или резиновые мячи различного диаметра, тканевые мячи с разнообразным наполнением, су-джок мячи, массажные мячи с шипами, кинезиологические мячи, различные фитболы [2, с. 21]. Например, игра «Мячик ловко я качу — ни за что не упущу!», «Мячик по полу «бух» — ловко называю звук!», «Мяч возьми — в обруч точно попади!» и другие.
Этапы разучивания упражнений с кинезиомешочками и кинезиомячами:
1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап — углубленное разучивание;
3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:
— показ педагогом образца движения;
— его детальный показ, сопровождаемый словом;
— выполнение показываемого движения самим ребенком.
На втором этапе уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Обучая, педагог обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение. Педагог следит за выполнением упражнений каждым ребенком, исправляет, если есть необходимость. На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, при этом ребенку даются подсказки названия упражнений.
На третьем этапе при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога. На этом этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения [3, с. 35].
3. Игры с ортопедическими ковриками приносят существенную пользу для здоровья (помогают в профилактике плоскостопия, оказывают массажный эффект, улучшают ориентацию в пространстве). Большую часть этих упражнений мы используем как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Ортопедическое оборудование может быть разным (модульные ортопедические коврики с разными поверхностями, массажёры «кочка»). Например, «Прогулка по травке», «Ловкие ножки», «Полоса препятствий» и другие.
4. Игры на отработку серийной организации движений способствуют развитию внимания, памяти, координации движений, ориентации в пространстве, саморегуляции и самоконтроля. Для успешного дальнейшего встраивания поставленного звука в речевой поток мы предлагаем на этапе автоматизации изолированного звучание поработать над чёткостью воспроизведения заданной серии движений. Например, упражнение «Запомни, повтори, ничего не пропусти!», «Ходит бравый удалец вдоль дорожки из колец», «Плечо — голова — плечо» и другие.
Таким образом, кинезиологические упражнения помогают создать эмоциональный контакт с ребёнком, проводить занятия в игровой форме, стимулировать познавательную активность ребёнка, удерживать внимание ребёнка не допуская переутомления, способствуют более быстрой автоматизации и дифференциации звуков, улучшают процессы памяти и мышления, зрительно-моторную координацию. Дети становятся более активны, инициативны, способны к принятию самостоятельных решений.
Литература:
- Барыбина Е. Б. Коррекция звукопроизношения с учётом полимодальности восприятия старших дошкольников //Современный детский сад. -2020. — № 2. — С.28–32.
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. –СПб: Издательский Дом «Литера», 2017.
- Воробъёва Т. А., Барыбина Е. Б. Кинезиологические и другие упражнения для автоматизации изолированных звуков. — СПб: Издательский Дом «Литера», 2024. — 96с.:ил. — (Серия «В помощь логопеду»).
- Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей: Методическое пособие. — М.: Национальный книжный центр, 2018.