Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному обучению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1849 раз

Библиографическое описание:

Кошелева, О. Ю. Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному обучению / О. Ю. Кошелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41632/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье предлагаются способы развития мелкой моторики учащихся. Обосновывается связь с успешным обучением, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Ключевые слова: развитие, обучение, мелкая моторика

Ум ребёнка находится на кончиках пальцев.

Сухомлинский В. А.

В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. У нас с раннего возраста учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследование отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. «Рука это инструмент всех инструментов», — сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «... он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в отличном состоянии.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.

Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Речь формируется под действием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть в норме. М. М. Кольцова в 1973 году доказала, что движение пальцев рук стимулируют созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постепенная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.

Я советую использовать упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев руки и кисти руки. Можно использовать «рамки и вкладыши Монтессори» (известного итальянского педагога), которые готовят детей к овладению письмом и рисованием: вырабатывают умение владеть карандашом, как говорят художник, дают «твердость руки», умение проводить линии по линейке, угольнику, лекалу и на глаз, различать геометрические фигуры и видеть линии — контуры, знакомят с геометрической терминологией -названиями фигур. Игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок размером 100*100 мм, толщиной 1,5–2 мм, В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем, такой же формы и размера, но другого цвета. На уроках в начальной школе я использую оригами, лепку, аппликацию, графические упражнения, игры и действия с предметами.

Оригами совершенствует у детей точные движения пальцев и глазомера; способствует концентрации внимания; развивает творческое воображение, художественный вкус, память; обогащает словарный запас.

Лепка повышает сенсорную чувствительность; развивает воображение, пространственное мышление, синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть и достигать его.

Аппликация развивает умственную и речевую деятельность учащихся; формирует координацию движений пальцев на руках развивает интеллект ребенка.

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для овладения письмом.

Игры и действия с предметами развивают у детей фантазию, способствуют творческому развитию, положительному эмоциональному состоянию. Если у ребёнка с раннего детства развивать мелкую моторику, то у него развиваются память, внимание, речь, активнее мыслительные процессы, выше способности, он будет хорошо выполнять самую тонкую работу, а рука его будет готова к письму. Мелкая моторика развивает: практические навыки; внимание; подготовка к письму; память; мышление; речь. Если у ребёнка с раннего детства развивать мелкую моторику, то у него развиваются память, внимание, речь, активнее мыслительные процессы, выше способности, он будет хорошо выполнять самую тонкую работу, а рука его будет готова к письму.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА: РЕЧЬ; ПАМЯТЬ; ВНИМАНИЕ; МЫШЛЕНИЕ; ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ; ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.

Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5–10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.

Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней, гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастикой.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК:

  1. Сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой, развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.
  2. Сложить руки ладонями и предплечьями вместе перед собой, развести предплечья в стороны, не размыкая ладоней.
  3. Руки согнуть, кисти к плечам, сделать несколько круговых движений назад, затем вперёд и снова назад.
  4. Руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, кисти сжаты в кулаки, повторить упражнение из положения руки вверх.
  5. Руки вытянуть перед собой, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.
  6. Руки вытянуты вперёд, напряжены поочередно сжимать и разжимать пальцы рук в кулак.
  7. Руки вытянуты вперёд, пальцы сцеплены, сделать пружинящие движения кистями рук вперёд.
  8. Сжать пальцы рук в кулак и вращать кистью в разные стороны.
  9. Поставить руки на локти, выпрямить кисти рук, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони.
  10. Руки положить на стол, поочерёдно сгибать пальцы.

ИГРЫ С ЛАДОНЯМИ:

Быстрые ладошки Научить понемножку, играть в «Быстрые ладошки». Надо пару подобрать Да лицом друг к другу встать. Если чистые ладошки — Значит можно начинать. Важно — строго по порядку Всё быстрее, без оглядки Так в ладони ударять, чтоб самим на удивленье Все семнадцать упражнений Без ошибок показать! Не прохлопать, не зевнуть, Так держать к победе путь! Если здорово играть, Можно лучшей парой стать! В состязании проворном, Интересном и задорном, Кто точнее и быстрее, Кто всех лучше и резвее?

Погреемся

Поиграем-ка немножко,

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем

Их сжимаем, разжимаем.

Все упражнения и игры должны быть доступны большинству детей группы. Если кто-то из детей затрудняется в самостоятельном выполнении движений, то он выполняет эти движения пальцами пассивно, т. е. с помощью взрослого. В дальнейшем в результате тренировок пальцевые движения совершенствуются, и дети выполняют их активно, без посторонней помощи. Делать пальчиковую гимнастику можно в любое время — перед занятием, во время занятия, в свободное время.

Очень интересными играми для детей являются игры со скрепками, пуговицами, бусами. В группе имеется большой выбор настольных игр: конструкторы, мозаики.

Для наших детей новое средство для развития мелкой моторики — это нитки.

Для развития у детей внимания, глазомера, аккуратности, фантазии, образного мышления, сосредоточенности, мелкой моторики пальцев рук и речи в целом использую — ниткопись. Идея родилась недавно. Дети кладут на лист бархатной бумаги тонкую ворсистую нить, слегка прижимая её пальчиками по всей длине. Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур, букв и т. д. Попытка сочетания речевой и двигательно-ручной работы оказалась более эффективной и мотивационной. Такое объединение двух видов деятельности имеет смысл после постановки звука — ребенок произносит звук, слоги, слова, фразы, одновременно производя различные движения пальчиками. В процессе работы у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Основное правило — это работа над мелкой моторикой дает положительный результат, совершенствует психические процессы, связанные с речью (память, мышление, внимание), улучшает усвоение навыков письма школьников, только тогда, когда она проводится регулярно.

Литература:

  1. Бехтерев В. Н. Общие основы рефлексологии человека. М., 1928.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики. Игры и упражнения. М., 2008.
  3. Гаврина С. Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2007.
  4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973.
  5. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М., 2000.
  6. Ткаченко Т. А. Гимнастика для пальчиков. М., 2010.
  7. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Формирование метапредметных результатов у обучающихся начальной и основной школы на уроках математики В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 216–218.
  8. Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, рука, ребенок, игра, развитие, речь, упражнение, детская рука, пальчиковая гимнастика, раннее детство.


Похожие статьи

Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Рассматривается взаимосвязь речевого развития с развитием мелкой моторики рук. Авторами разработана модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, отражающая межсистемные и внутрисистемные связи дош...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Бизиборд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается понятие мелкой моторики рук. Особенности развития мелкой моторики в онтогенезе. Взаимосвязь мелкой моторики с развитием речи ребёнка. А также в статье представлены методы развития мелкой моторики рук, по большей части рассмат...

Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.

Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи

В данной статье обосновывается актуальность развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук, которая является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важный элемент раннего и эффективного речевого развития

В статье рассматривается значение активного взаимодействия взрослого с ребенком через игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важного элемента раннего и эффективного речевого развития. Приведены конкретные примеры пальчиковых игр, использ...

Похожие статьи

Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Рассматривается взаимосвязь речевого развития с развитием мелкой моторики рук. Авторами разработана модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, отражающая межсистемные и внутрисистемные связи дош...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Бизиборд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается понятие мелкой моторики рук. Особенности развития мелкой моторики в онтогенезе. Взаимосвязь мелкой моторики с развитием речи ребёнка. А также в статье представлены методы развития мелкой моторики рук, по большей части рассмат...

Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.

Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи

В данной статье обосновывается актуальность развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук, которая является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важный элемент раннего и эффективного речевого развития

В статье рассматривается значение активного взаимодействия взрослого с ребенком через игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важного элемента раннего и эффективного речевого развития. Приведены конкретные примеры пальчиковых игр, использ...

Задать вопрос