Бизиборд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 14.06.2023

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Безменова, М. И. Бизиборд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М. И. Безменова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 367-369. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104133/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматривается понятие мелкой моторики рук. Особенности развития мелкой моторики в онтогенезе. Взаимосвязь мелкой моторики с развитием речи ребёнка. А также в статье представлены методы развития мелкой моторики рук, по большей части рассматривается такое пособие как бизиборд.

Ключевые слова: мелкая моторика, связная речь, бизиборд.

Мелкая моторика рук — это способность управлять движениями мышц рук, которые нужны для выполнения точных действий, таких как письмо, построение конструкций, игр и т. д. Развитие этой способности происходит на протяжении всего онтогенеза — жизненного цикла человека, и проходит через ряд особенностей. [4]

Сразу после рождения моторика ребенка еще очень несовершенна — он не умеет контролировать движения своих рук и ног, всё время теряет равновесие, падает. Но с каждым месяцем ребенок учится все больше и лучше контролировать свои мышцы, что проявляется в улучшении координации, точности движений и прочности захвата.

За первый год жизни мелкая моторика проходит через ряд важных этапов развития: к 4-м месяцам ребенок уже может удерживать игрушки в руке, а к 7-му — начинает их активно перекладывать из руки в руку, развивая тем самым моторику и координацию движений. Второй год жизни характеризуется особенностями развития моторики, которые связаны с учебой ребенка ходить и бегать. [3]

Затем ребенок начинает учиться пользоваться карандашом и рисовать, что также является важным этапом развития мелкой моторики.

Со временем развитие моторики у каждого ребенка по-своему. Однако важно заботиться о том, чтобы ребенок имел достаточно возможностей для движения и игры, которые способствуют развитию моторики, так как это позволит ребенку развиваться во всех основных направлениях и достигнуть своего полного потенциала.

Развитие мелкой моторики рук является одним из важных этапов развития ребенка и имеет прямую связь с развитием речи.

Очевидно, что без правильного развития мелкой моторики руки многие функции, связанные с письмом, рисованием и другими активностями, становятся для ребенка недоступными. Проблемы с мелкой моторикой могут существенно затруднить и развитие речи у маленьких детей.

Как правило, первые слова дети начинают произносить примерно в возрасте одного года, а к двум годам они могут использовать простые предложения. В этот период дети активно развивают свои моторные навыки, включая и мелкую моторику рук. Умение держать карандаш, вырезать фигурки и пальчиковые игры помогают укрепить руку и подготовить ее к набору и записи текста.

Согласно исследованиям, проведенным Чарльзом Нельсоном, профессором психологии и детского развития Гарвардского университета, существует прямая связь между растущей краткосрочной памятью и улучшением мелкой моторики рук. В своих исследованиях он также обнаружил, что дети, которые имеют более развитую мелкую моторику рук, лучше разговаривают и имеют более широкий словарный запас в сравнении с детьми, у которых мелкая моторика рук менее развита. [13]

Одной из наиболее популярных методик, которая способствует росту мелкой моторики малышей, является лепка из пластилина. Этот метод не только улучшает пальцевую ловкость и координацию движений, но и помогает развивать творческие способности детей. Кроме того, игры с конструкторами, настольными играми и мозаиками также способствуют развитию моторики и психических процессов ребенка. [11]

При развитии мелкой моторики детям можно давать следующие задания:

— нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;

— игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;

— строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;

— лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;

— занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;

— игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы;

— игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;

— работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;

— аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;

— мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;

— прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка;

— рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.

Большую роль в развитии мелкой моторики детей играют специально разработанные компьютерные программы. Такие игры помогают развивать координацию глаз и рук, а также фантазию, логику и самоконтроль.

Важно помнить, что игры, развивающие мелкую моторику — это не только потенциально полезный инструмент, но и интересная и веселая форма занятий для детей. Именно с помощью различных игр ребенок может получить множество необходимых навыков и подготовиться к успешному обучению и жизни.

Один из способов улучшения мелкой моторики рук у детей — использование бизиборда. Бизиборд — это пособие, которое состоит из доски с различными элементами, такими как замки, ключи, кнопки и многое другое, которые дети могут открывать и закрывать, поворачивать и передвигать. Эта игрушка позволяет детям улучшить свою мелкую моторику рук, учиться решать сложные задачи, а также развивать креативность и воображение. [11]

При использовании бизиборда маленькие дети могут тренироваться в следующих занятиях:

— использование магнитных или цветных шариков для тренировки мелкой моторики рук. Ребенок будет принимать шарики с помощью пальцев и перемещать их на пластине бизиборда;

— развитие способности говорить и слушать, особенно в случаях, когда на бизиборде находятся картинки с изображением зверей, птиц, цветов и т. д. Ребенок может называть объекты, а также выражать свои мысли об этих объектах;

— игры с использованием деталей-замочков, в которых необходимо повернуть, потянуть или передвинуть детали. Эти игры на бизиборде способствуют улучшению координации движений и развитию мышления.

Использование бизибордов при развитии мелкой моторики высоко ценится педагогами, терапевтами и родителями, так как эта игровая платформа дает детям возможность не только развивать мелкую моторику, но и учиться решать задачи, конструировать и создавать.

Кроме того, бизиборды помогают детям учиться решать задачи и принимать решения. Игры на бизибордах могут включать наблюдательность, логику, математическое мышление и другие навыки, что развивает умение детей анализировать, планировать и решать задачи на основе своих наблюдений.

Итак, использование бизибордов при развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет множество преимуществ. Активная игровая платформа помогает улучшить моторику рук и подготовить ребенка к выполнению точных действий. Кроме того, бизиборды содействуют развитию речи, развивают конструктивные и творческие способности детей. Применение этой игровой платформы является эффективным инструментом для повышения уровня развития ребенка и обучения его всех важных навыков.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук является важной составляющей физического и интеллектуального развития ребенка. Она также тесно связана с развитием речи у детей. Использование бизиборда для развития мелкой моторики является одним из самых эффективных способов развивать координацию движений и улучшать уровень речевых навыков детей.

Литература:

  1. Артемьева, А. В. Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с.
  2. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. Вузов / Е. Ф. Архипова — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 224 с.
  3. Бернштейн, И. А. О построении движения [Текст] / И. А. Бернштейн — М.: Просвещение, 2005–213 с.
  4. Бондарович, А. Развитие мелкой моторики / А. Бондарович. — Москва: Издательство АСТ, 2015. — 64 с.
  5. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика [Текст]: Методическое пособие / Т. В. Буденная — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 64 с.
  6. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 –144с.
  7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: Учебник / Л. С. Волкова. — М.: Знание, 2010. — 215 с.
  8. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Т. В. Волосовец,, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и др — М.: Академия, 2000 г. — 200 с.
  9. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста [Текст]: Библиотека практикующего логопеда. — М.: Знание, 2007. — 450 с
  10. Дудьев, В. П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология [Текст] / В. П. Дудьев. — Барнаул: БГПУ, 2005. — 359 с.
  11. Зиновьева, Л. С. Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление деятельности детского сада по системе Монтессори [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 156–158. — URL
  12. Киселева, В. А. Развитие тонкой моторики [Текст]: Дошкольное воспитиние / В. А. Киселева. — М.: Чистые пруды, 2006. — № 1.- с.12–14
  13. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст] / М. М. Кольцова — М.: Педагогика, 2005. — 143 с.
  14. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст]/ М. М. Кольцова, М. С. Рузина — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика рук, мелкая моторика, ребенок, игра, координация движений, развитие речи, развитие моторики, игровая платформа, прямая связь, творческая способность детей.


Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Рассматривается взаимосвязь речевого развития с развитием мелкой моторики рук. Авторами разработана модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, отражающая межсистемные и внутрисистемные связи дош...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста

Настоящая статья посвящена анализу и характеристике влияния мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста. Автором представлены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей. Кроме того, представлены отдельные асп...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье говорится о специфике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического ...

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «мелкая моторика». Отображена проблема развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста. Раскрыта особая роль в речевом развитии детей. Показаны высказывания авторов, в педагогической литературе.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Рассматривается взаимосвязь речевого развития с развитием мелкой моторики рук. Авторами разработана модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, отражающая межсистемные и внутрисистемные связи дош...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста

Настоящая статья посвящена анализу и характеристике влияния мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста. Автором представлены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей. Кроме того, представлены отдельные асп...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье говорится о специфике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического ...

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «мелкая моторика». Отображена проблема развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста. Раскрыта особая роль в речевом развитии детей. Показаны высказывания авторов, в педагогической литературе.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задать вопрос