Развитие личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
Авторы: Маврина Ирина Игорьевна, Каданцева Ольга Викторовна, Збродова Ольга Васильевна, Дорохина Ольга Николаевна, Подгорная Елена Валентиновна, Сенчугова Елена Алексеевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 02.12.2021
Статья просмотрена: 259 раз
Библиографическое описание:
Развитие личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации / И. И. Маврина, О. В. Каданцева, О. В. Збродова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6893/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы рассматривают проблемы личностного развития детей дошкольного возраста в свете реализации Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 г. Рассмотрена сущностная характеристика личности как общее понятие и обусловлены особенности развития личности ребенка. Разработана и реализована модель развития личностных качеств дошкольников и дана оценка успешности ее реализации.
Ключевые слова: личность, дошкольник, Стратегия воспитания, качества личности, модель.
Приоритетной задачей в настоящее время является реализация Стратегии развития воспитания детей как системы деятельности педагогов в коллаборации с родителями и законными представителями детей, ориентированной на качественно новый общественный статус института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание новых механизмов воспитания.
Воспитание дошкольников ориентировано на индивидуальный подход и личностное развитие каждого ребенка. В связи с чем, базовые принципы Стратегии развития воспитания определены субъектностью воспитания, развития личностных качеств, гуманистической направленностью воспитания, предоставление равных возможностей детям при организации воспитательного процесса. Процесс развития воспитания базируется на позитивной социализации и духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, воспитание гражданской идентичности личности, способной реализовывать свой личностный потенциал в интересах развития России, социального и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.
Развитие личностных качеств дошкольников описаны учеными исследователями Е. М. Беспаленко, Л. С. Выготским, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьевым, А. В. Петровским, Е. В. Рощиной, Д.Б Элькониным и др.
Е. В. Рощина считает главной целью личностного — формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью [4].
Е. М. Беспаленко считает, что для развития личностных качеств дошкольников необходимо проводить раннюю профессиональную ориентацию, основанную на инновационных педагогических технологиях и в первую очередь, — это технология формирования программы профессионального и личностного развития [1].
Л. С. Выготский видит в развитии личностных качеств ребенка игру. Он пишет: «…в дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка и непосредственно приводящие к игре» [2].
Г. Н. Рошко описывает личностное развитие ребенка как «объективный процесс последовательного количественного и качественного изменения физических и психических сторон личности ребенка». Автором описаны биологические, социальные и средовые факторы развития ребенка с учетом индивидуальных вариантов психического развития [3].
Рассмотрев и проанализировав научную литературу по теме развития личностных качеств дошкольников, нами была сформулирована цель исследования — создание условий для развития личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации .
Объектом исследования являетсяличностное развитие дошкольников.
Предмет исследования — условия развития личностных качеств дошкольников.
Задачи:
– разработка и реализация в образовательном процессе модели развития личностных качеств дошкольников;
– анализ успешности реализации модели;
– выявление предикторов реализации модели.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронежа в 2020–2021 гг. Участники — дошкольники разных возрастных групп и педагоги, в том числе музыкальный руководитель.
Методы исследования: игровые квесты, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, образовательные события.
Результаты и их обсуждение
Разработанная модель развития личностных качеств дошкольников опирается на Стратегию воспитания, которая ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений лучших образовательных организаций, предусматривающих культурный и исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей. Учитывались индивидуальные варианты психического развития ребенка: талантливые дети; одаренные дети; способные дети; дети со средними способностями; педагогически запущенные дети; дети с ОВЗ; дети с сенсомоторными нарушениями, дети с отклоняющимся поведением.
Создавалась индивидуальная траектория развития и воспитания каждого ребенка с учетом факторов развития: биологических, средовых и социальных.
Центральной фигурой модели является ребенок как субъект личностного развития (интеллектуального, нравственного, общефизического, эстетического и эмоционального).
Рис. 1. Модель развития личностных качеств дошкольников
Экспериментальные занятия строились как естественное взаимодействие, проводились занятия в соответствии с планом работы и рабочей программой. Педагоги создавали возможности для проявления субъектности каждого ребенка, стимулировали успехи и инициативу.
Педагогами были сделаны следующие выводы: развитию личностных особенностей дошкольников способствовали различные образовательные технологии, которые осуществлялась при непосредственном взаимодействии детей между собой и опосредованном руководстве педагогов их деятельностью.
Выделены структурные компоненты личностного развития дошкольника определяют параметры развития на этапе дошкольного детства, являются основой для проектирования дальнейшего развития ребенка и позволяют совершенствовать образовательный процесс в ДОО.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
- Рошко Г. Н. Детская психология в схемах и таблица: учебно-методическое пособие. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009. — 59 с.
- Рощина, Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО / Е. В. Рощина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 120–121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9574/ (дата обращения: 29.11.2021).
Похожие статьи
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей
В статье рассматривается категория социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста согласно основным положениям ФГОС ДО, обоснована актуальность социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, на основе анализа...
Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного...
Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Программа развития как инструмент стратегического роста дошкольной образовательной организации
В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а та...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи
В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотез...
Похожие статьи
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей
В статье рассматривается категория социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста согласно основным положениям ФГОС ДО, обоснована актуальность социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, на основе анализа...
Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного...
Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Программа развития как инструмент стратегического роста дошкольной образовательной организации
В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а та...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи
В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотез...