Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации
Авторы: Меркулова Татьяна Викторовна, Герасимова Евгения Дмитриевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.
Дата публикации: 16.12.2022
Статья просмотрена: 128 раз
Библиографическое описание:
Меркулова, Т. В. Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации / Т. В. Меркулова, Е. Д. Герасимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7878/ (дата обращения: 24.12.2024).
Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, социальное развитие, дошкольники, ранний возраст, модель.
Введение. Актуальность исследования на педагогическом уровне продиктована тем, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует социально-коммуникативное развитие дошкольников, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмпатии, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) направлена на развитие социально-активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, способной к формированию картины мира и преобразованию окружающего мира.
Стратегия развития воспитания в РФ состоит в социальном развитии детей раннего возраста, обеспечивающем вхождение ребенка в социум.
Исследования педагогических аспектов социального развития человека рассматривали ученые А. Адлер, Г. М. Андреева, Е. А. Аркин, JI. C. Выготский, Е. В. Глубоцкая, А. Б. Залкинд, JI. B. Запорожец, И. С. Кон, М. И. Лисина, А. Маслоу, A. B. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.
Психолого-педагогические и социально-психологические основы социального развития и воспитания дошкольников представлены в исследованиях М. И. Богомоловой, A. M. Виноградовой, Ю. С. Григорьевой, О. В. Дыбиной, Т. А. Козловой, Т. Ю. Купач, Т. В. Маловой, А. Д. Шатовой и др.
Е. В. Глубоцкая провела анализ и пришла к выводу, что «…эффективной моделью социализации дошкольников может стать продуманное социально-педагогическое сопровождение семьи и иных социально значимых агентов социализации, ориентированное на получение детьми комплекса необходимых знаний, умений и навыков для саморазвития и успешного сосуществования в обществе» [2].
В. Л. Чернышова рассматривает социальное развития дошкольников в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок-взрослый. При таком взаимодействии ребенок модифицирует поведение другого, наблюдает, имитирует и моделирует отношения и поведение окружающих взрослых [3].
Ш. Г. Алиева считает важным аспектом в работе с детьми развитие эмоциональной сферы, так как эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности и в становлении ценностных ориентаций [1].
Изучение научной и научно-методической литературы позволило сформулировать научный аппарат исследования.
Объект исследования — основы педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста.
Предмет исследования — педагогический процесс социального воспитания детей раннего возраста.
Цель исследования : экспериментальная апробация и внедрение в образовательный процесс модели педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста.
Задачи исследования :
- Изучить научную литературу и выявить методологические основы социального развития детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
- Разработать модель педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста.
- Дифференцировать педагогические технологии, диагностические методы и принципы социального развития дошкольников.
Методы исследования и участники эксперимента
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка — детский сад № 138» города Воронежа.
Методы исследования: игры; развлечения; образовательная деятельность.
Результаты и их обсуждение
Разработанная модель педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации имеет следующую структуру: цель; диагностический блок; практический этап педагогического сопровождения социального развития детей; педагогические технологии. Конечный результат реализации модели — социальная активность детей раннего возраста.
Для мониторинга уровня социального развития использовались проблемные кейсы (пример): «Таня плачет», «Дружба», «Общие интересы».
1). 2). 3).
Детям задаются проблемные вопросы, на которые они должны ответить и аргументировать свой ответ.
Рис. 1. Модель педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации
При проведении мониторинга было сделано заключение, что социальное развитие ребенка зависит от множества факторов: от взаимоотношений в семье, от приспособляемости ребенка в группе детей; от социальной роли ребенка в группе; от психологической комфортности в группе и детском саду.
Было доказано, что целенаправленная и систематизированная деятельность педагогов по социальному развитию детей раннего возраста показывает свою результативность.
Следовательно, успешность процесса социального развития детей раннего возраста эффективна, если осуществляется педагогическое сопровождение. Реализация основной идеи и цели педагогического сопровождения социального развития дошкольников раннего возраста делает необходимым в полной мере реализации Стратегии развития воспитания в РФ.
К параметрам, характеризующим социальное развитие дошкольников относятся: социальное пространство, социальные роли, значимые взрослые, педагоги; ознакомление с окружающим миром, жизненные события. Для наблюдения динамики процесса социального развития необходимо использовать педагогические методики, основанные на развитии самостоятельности, инициативы, эмоционального интеллекта, общения. В раннем возрасте закладываются умения дружить, сочувствовать, играть вместе в подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Литература:
- Алиева, Ш. Г. Социальное развитие дошкольников / Ш. Г. Алиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 711–715. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 13.12.2022).
- Глубоцкая, Е. В. Сущностная характеристика социализации детей дошкольного возраста. Концепт, 2020. С. 2–10.
- Чернышева, В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру / В. Л. Чернышева // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 75–78.
Ключевые слова
модель, дошкольники, социальное развитие, педагогическое сопровождение, ранний возрастПохожие статьи
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...
Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи
В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Педагогический потенциал персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада
В статье рассматривается персонализированное воспитание дошкольников в детском саду. Описана маршрутная система, которая позволяет реализовать личностно ориентированный подход в образовании детей, максимально учитывающая особенности и способности дет...
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка
В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников
В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе
В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...
Похожие статьи
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...
Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи
В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Педагогический потенциал персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада
В статье рассматривается персонализированное воспитание дошкольников в детском саду. Описана маршрутная система, которая позволяет реализовать личностно ориентированный подход в образовании детей, максимально учитывающая особенности и способности дет...
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка
В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников
В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе
В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...