Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей
Авторы: Струкова Виктория Александровна, Чистякова Инна Владимировна, Иванова Екатерина Николаевна, Бухонова Ольга Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 25.03.2021
Статья просмотрена: 64 раза
Библиографическое описание:
Струкова, В. А. Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей / В. А. Струкова, И. В. Чистякова, Е. Н. Иванова, О. А. Бухонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6187/ (дата обращения: 27.09.2024).
Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательного развития. Доказана эффективность модели методом сравнительного анализа.
Ключевые слова : педагогические технологии; познавательное развитие; модель; воспитатели; дошкольники.
Актуальность исследования. Реализация федерального образовательного стандарта дошкольного образования ориентирует на интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях. С психологической точки зрения повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его индивидуальности, развитию когнитивных процессов и познавательных возможностей, которые обеспечивают формирование картины мира и мировоззренческой направленности.
В связи с этим актуальность нашего исследования на педагогическом уровне определяется тем, что познание мира дошкольниками осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого — общее развитие ребенка.
Обращаясь к теме исследования, нами было изучены теоретические и практические описания проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в науке (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, A. B. Запорожец, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы уделяют внимание психологическим и социальным аспектам познавательного развития, теории и методике интеллектуального развития, формированию представлений об окружающем мире и др.
Современные авторы Т. А. Сурьянинова, Н. В. Ефремова, Е. В. Эмербекова приводят примеры успешного формирующего эксперимента в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке [4].
Л. Н. Беспалова описывает опыт познавательного развития дошкольников в процессе поисковой деятельности. Ученым поставлен акцент на детей старшего дошкольного возраста и анализируется процесс формирования познавательного развития посредством использования моделирования в образовательной деятельности [2].
Е. М. Беспаленко считает, что успешное познавательное развитие дошкольников закладывает основу для будущего профессионального самоопределения [1].
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе рассматривала А. С. Микерина, считая процесс познавательного развития дошкольников взаимодействием их с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов жизненного опыта [3].
Изучение многочисленной научной и практической литературы по проблеме исследования позволило сформулировать цель исследования — разработка модели и практическое обоснование использования воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей.
Задачи:
— разработка модели, как системы познавательного развития дошкольников в условиях детского сада;
— мониторинг познавательного развития дошкольников в рамках реализации модели;
— мониторинг использования современных технологий познавательного развития в ДОО.
Методы исследования и исследуемые
Реализация модели использования воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей продолжается с 2019 и рассчитана до мая 2022 года. В исследовании принимают участие дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» города Воронежа.
Модель представляет собой схему индивидуально-ориентированного подхода к процессу познавательного развития дошкольников. Реализация модели как воспитательно-образовательный процесс ориентирована на изменение компонентов педагогической деятельности с целью ее эффективного преобразования.
В каждом компоненте структуры модели представлены технологии реализации образовательного процесса по изучаемому компоненту и дается описание деятельности педагога. Центральной частью модели являются методы, при помощи которых будут реализовываться и применяться современные технологии.
В модели представлены следующие технологии: здоровьесберегающие; технологии исследования и проектов; личностно-ориентированные технологии; цифровые технологии; технология проблемного обучения; технологии ментальной репрезентации; портфолио; ТРИЗ.
К каждой технологии разработан учебно-методический комплекс, включающий игры, задания, интегрированные занятия. Например, эмоционально-чувственный метод используется при реализации технологии ментальной репрезентации, ТРИЗ, личностно-ориентированных технологиях.
Рис. 1. Модель использования воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей
Когнитивный метод используется при реализации технологии проблемного обучения (квесты образовательные), технологии исследования и проектов, а деятельностный метод используется при реализации всех технологий.
Таким образом, использование воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей позволяет: постепенно и качественно обеспечивать переход к более высокому уровню познавательного развития ребенка. А развитие познавательного интереса позволяет отследить динамику познавательного развития дошкольников. Процесс познавательного развития строится с учетом индивидуальности ребенка в познании окружающего и на основе современных образовательных технологий.
Литература:
- Беспаленко Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
- Беспалова Л. Н. Познавательное развитие дошкольников в процессе поисковой деятельности // Актуальные исследования. 2020. № 8 (11). С. 133–135. URL: https://apni.ru/article/616-poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-v-p-r
- Микерина, А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / А. С. Микерина // Начальная школа плюс До и После. — 2013. − № 12. — 63–67 с.
- Сурьянинова, Т. А. Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке / Т. А. Сурьянинова, Н. В. Ефремова, Е. В. Эмербекова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 64–76. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49146/ (дата обращения: 22.03.2021).