Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Авторы: Асеева Елена Ивановна, Дорожинская Ирина Геннадьевна, Богданова Екатерина Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 28.03.2021
Статья просмотрена: 83 раза
Библиографическое описание:
Асеева, Е. И. Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. И. Асеева, И. Г. Дорожинская, Е. В. Богданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6213/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошкольников обозначенных возрастных групп. Доказано, что реализация модели обеспечивает достижение дидактических целей.
Ключевые слова: речь, дошкольники, технологии, модель, методы, образовательная организация.
Введение. Вопросы обучения и развития детей дошкольного возраста неразрывно связаны с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим особую актуальность приобретает расширение сферы образовательных услуг, оказываемые ДОО и которые направлены на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В настоящее время наибольшую озабоченность вызывает рост числа детей, имеющих проблемы в речевом развитии.
Формирование речи у детей осуществляется в игре, в которой ребенок осваивает язык, общается, формирует коммуникативные навыки, развивает мышление и воображение, создает свою картину мира.
Л. А. Венгер, проводя психологические исследования по данному вопросу, сделал вывод, что у детей можно формировать речевую готовность, используя специально организованную образовательную деятельность и образовательные события [].
С. Е. Привалова теоретически обосновала и разработала технологию реализации коммуникативного подхода в развитии речи детей младшего школьного возраста. Автором описаны следующие принципы: развития языкового чутья, формирования элементарного осознания явлений языка, обогащения мотивации речевой деятельности [].
Педагогические технологии развития речи детей направленны на формирование правильной речи и умений речевого общения.
О. А. Бизикова разработала систему педагогической деятельности по развитию речи у дошкольников, в которой структурированы занятия по развитию связной, образной, монологической, диалогической речи [].
Нами изучены множество диссертаций и научной литературы по проблеме исследования, что позволило сформулировать цель — разработка и реализация технологической модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования — процесс развития речи у дошкольников младшего и среднего возраста.
Предмет исследования — технологическая модель развития речи дошкольников в ДОО.
Научная новизна — обоснованы педагогические технологии в рамках технологической модели развитии речи дошкольников, определены содержание, средства и приемы, разработаны критерии и показатели мониторинга развития речи у дошкольников младшего и среднего возраста.
Задачи исследования:
– разработать и реализовать в образовательном процессе технологическую модель развития речи у дошкольников младшего и среднего возраста в условиях образовательной организации,
– провести мониторинг эффективности реализации модели.
– на основании анализа данных мониторинга разработать дополнительные образовательные кейсы для развития речи дошкольников.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники младшей и средней групп МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» поселок Таловая Воронежская область. Исследование проходит с января 2021 года, рассчитано быть реализованным в январе 2022 года.
В качестве методов исследования использовались задания и упражнения, отраженные в модели.
Результаты и их обсуждения
Модель представляет собой систему работы по развитию речи у дошкольников младшей и средней групп детского сада. Использовались методы организации и осуществления воспитательно-образовательной деятельности — наглядный, практический и словесный.
Проведенный мониторинг в начале реализации модели и мониторинг после двух месяцев активной воспитательно-образовательной деятельности позволил сделать следующие выводы:
– речевое развитие, включающее развитие умений строить высказывания разных типов, имеет разность в качественном анализе. Восприятие окружающего мира конкретно и обосновано.
– развитие монологической речи происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи — лексической и фонетической.
– решение различных речевых и познавательных задач на основе использования разных видов наглядности в словарной работе определяется семантическим компонентом.
Рис. 1. Технологическая модель развития речи дошкольников в МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» поселок Таловая Воронежская область
– в работе над звукообразованием особое внимание обращается на обучение владению такими характеристиками, как темп, сила голоса, дикция, плавность, умение ставить логические ударения.
– выявлено, что социально адаптируемы дети, как правило, имеют высокий уровень речевого развития.
Таким образом, в развитии речи дошкольников важным аспектом становится формирование языковых обобщений, заучивание стихотворений, песен, участие в театральных постановках, т. е. все то, что строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова и речи, использовании в коммуникативном взаимодействии разнообразных грамматических конструкций.
Разработанные для реализации модели модульные программы являются эффективными, ориентируют на овладение родным языком, влияют на процесс развития речи и когнитивных процессов в целом.
Литература:
- Бизикова О.А Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 93 с.
- Психология: Учебное пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1988. — 335 с., Кишинев: Штиинца, 1991. — 341 с.
- Привалова С. Е. Технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07: Екатеринбург, 2002 176 c.
Похожие статьи
Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются феноменологические характеристики и развивающие возможности ТРИЗ-технологии в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования ТРИЗ технологии описываются подходы ...
Инновационные методы преподавания для дошкольников
Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...
Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры
Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...
Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС
В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями
Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятель...
Игровые технологии и художественная литература как средство познавательного и всестороннего развития дошкольников
Статья посвящена исследованию возможностей игровых технологий и художественной литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития дошкольников. Авторами разработана модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования ...
Обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности
В статье раскрыта актуальность проблемы целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Дано научное обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников. Автор раскрывает ...
Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии
В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...
Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива
Статья посвящена опытно-экспериментальной работы по организации методической работы по созданию условий становления детского коллектива в дошкольной образовательной организации. Представлена организация эмпирического исследования; дано детальное опис...
Похожие статьи
Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются феноменологические характеристики и развивающие возможности ТРИЗ-технологии в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования ТРИЗ технологии описываются подходы ...
Инновационные методы преподавания для дошкольников
Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...
Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры
Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...
Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС
В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями
Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятель...
Игровые технологии и художественная литература как средство познавательного и всестороннего развития дошкольников
Статья посвящена исследованию возможностей игровых технологий и художественной литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития дошкольников. Авторами разработана модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования ...
Обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности
В статье раскрыта актуальность проблемы целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Дано научное обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников. Автор раскрывает ...
Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии
В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...
Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива
Статья посвящена опытно-экспериментальной работы по организации методической работы по созданию условий становления детского коллектива в дошкольной образовательной организации. Представлена организация эмпирического исследования; дано детальное опис...