Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.
Ключевые слова: дошкольники, логопедия, речь, развитие, система.
Актуальность темы обосновывается требованиями к реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО). В современных политических и экономических условиях особое значение приобретают задачи обучения грамоте и родному языку. Дети с нарушениями речи составляют многочисленную группу в среде дошкольников не имеющих ограниченных возможностей здоровья (далее — ОВЗ). Специалисты отмечают различные формы речевой патологии у детей, которые имеют высокий уровень развития когнитивных процессов, однако, психический познавательный процесс «речь» не имеет должного развития. Имеется различная симптоматика, обозначающая тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и изменение логопедического контингента. Возникает тревога, что у многих детей старшего дошкольного возраста речевая недостаточность имеет недифференцированный характер, и сочетается с недостатками в перцептивной, двигательной, сенсомоторной и других сферах психической деятельности ребенка (Т. Н. Волковская, А. Н. Корнев, Т. В. Лебедева, И. Ю. Левченко, Н. Б. Трофимова, О. Н. Усанова и др.).
Степень разработанности проблемы
Анализ научных исследований последних лет показывает, что специальных логопедических и педагогических научно-методических материалов, направленных на изучение особенностей речевого развития нормально развивающихся детей дошкольного возраста достаточно много, однако проблема остается.
Ученым Т. В. Лебедевой выдвинута гипотеза, которая была подтверждена о том, что речевое развитие детей дошкольного возраста с недостатками речи отличается рядом особенностей, характеризующих структуру и уровень сформированности основных лексико-грамматических навыков. Поэтому необходимо использование современных психометрических процедур и стандартизованных методов психологической диагностики для первичной дифференциации нормального или нарушенного речевого развития дошкольников [3].
М. В. Арсеньева теоретически обосновала и разработала направления коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с нарушениями речи на основе интеграции с различными образовательными областями ФГОС ДО. Ученым также установлена зависимость между уровнем развития психофизиологических возможностей и состоянием лингвистических компонентов связной речи дошкольников с недоразвитием речи [2].
Пути и направления развития речи детей старшего дошкольного возраста описаны в исследовании А. Н. Аманжоловой и М. М. Абдурахмановой. Авторы считают, что художественная литература «…привлекает детей тем, что она заключается в простоте народного творчества». Художественная литература помогает детям создавать прекрасный поэтический образ, развитие когнитивных процессов сопровождается развитием фантазии и чувств [1].
На основании анализа научных источников была сформулирована цель нашего исследования — создать педагогические условия для развития речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники старшей группы МБДОУ «ЦРР-детский сад 123» города Воронежа. Для создания педагогических условий была разработана схема работы воспитателей по развитию речи у дошкольников старшей логопедической группы.
Для проверки эффективности деятельности педагогов использовались логопедические контрольно-измерительные средства. Примеры некоторых приводятся ниже.
1.Найди общую букву в словах нарисованных предметов и назови ее.
2. Укажи объекты, которые отвечают на вопрос «Кто?». Объясни выбор.
Карточки с такими заданиями имеют различную направленность, отличаются количеством заданий и вариантами решений.
В логопедической группе особое внимание уделяется постановке речи и дыхательным упражнениям. Часто дети не договаривают окончания слов, не выговаривают буквы или искажают слова за счет нарушения коммуникативных способностей. Поэтому занятия часто проводятся с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, где детей учат правильно дышать, ритмике слов и речи и использованием сенсомоторных игр.
Рис. 1. Схема работы воспитателей по развитию речи у дошкольников старшей логопедической группы
Разработанная схема работы педагогов в логопедической группе имеет цель, педагогическое и логопедическое сопровождение дошкольников, совместная работа с родителями дошкольников в направлении развития речи, содержательный компонент (педагогические принципы и педагогические условия), педагогические практические методы и средства. Все это должно способствовать достижению цели.
Как показали результаты промежуточной педагогической диагностики, данная схема рабочая, используемое логопедическое программное обеспечение подходит для дошкольников логопедической группы.
Было определено, что наиболее частые нарушения, которые встречаются у дошкольников старшей группы — фонетическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Как правило, это замена шипящих звуков на взрывные; затруднение при произнесении группы звуков, замена их всех на один («ш», «ч», «щ» заменяются на «с»); неспособность отличить мягкие звуки от твердых, звонкие — от глухих; вариативность в произношении одного и того же звука; путаница в сонорных звуках и др.
Используемые программы и методы коррекции и развития речи у старших дошкольников в логопедической группе эффективны. Для каждого ребенка разработана индивидуальная дорожная карта по преодолению логопедических нарушений.
Литература:
- Аманжолова А. Н., Абдурахманова М. М. Пути развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы. «Наука и реальность», 2022, № 1(9) — с.89–92.
- Арсеньева, М. В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы. Дисс...канд. пед. наук. Санкт-Петербург. — 2014, — 301с.
- Лебедева Т. В. Сравнительное психологическое исследование особенностей речи дошкольников с нарушенным и нормальным развитием. Дисс...канд. психологических наук, — 2020, — Москва, 187 с.