Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 02.02.2024

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Золотарёва, И. И. Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада / И. И. Золотарёва, И. В. Монина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111023/ (дата обращения: 15.11.2024).



Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.

Ключевые слова: дошкольники, логопедия, речь, развитие, система.

Актуальность темы обосновывается требованиями к реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО). В современных политических и экономических условиях особое значение приобретают задачи обучения грамоте и родному языку. Дети с нарушениями речи составляют многочисленную группу в среде дошкольников не имеющих ограниченных возможностей здоровья (далее — ОВЗ). Специалисты отмечают различные формы речевой патологии у детей, которые имеют высокий уровень развития когнитивных процессов, однако, психический познавательный процесс «речь» не имеет должного развития. Имеется различная симптоматика, обозначающая тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и изменение логопедического контингента. Возникает тревога, что у многих детей старшего дошкольного возраста речевая недостаточность имеет недифференцированный характер, и сочетается с недостатками в перцептивной, двигательной, сенсомоторной и других сферах психической деятельности ребенка (Т. Н. Волковская, А. Н. Корнев, Т. В. Лебедева, И. Ю. Левченко, Н. Б. Трофимова, О. Н. Усанова и др.).

Степень разработанности проблемы

Анализ научных исследований последних лет показывает, что специальных логопедических и педагогических научно-методических материалов, направленных на изучение особенностей речевого развития нормально развивающихся детей дошкольного возраста достаточно много, однако проблема остается.

Ученым Т. В. Лебедевой выдвинута гипотеза, которая была подтверждена о том, что речевое развитие детей дошкольного возраста с недостатками речи отличается рядом особенностей, характеризующих структуру и уровень сформированности основных лексико-грамматических навыков. Поэтому необходимо использование современных психометрических процедур и стандартизованных методов психологической диагностики для первичной дифференциации нормального или нарушенного речевого развития дошкольников [3].

М. В. Арсеньева теоретически обосновала и разработала направления коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с нарушениями речи на основе интеграции с различными образовательными областями ФГОС ДО. Ученым также установлена зависимость между уровнем развития психофизиологических возможностей и состоянием лингвистических компонентов связной речи дошкольников с недоразвитием речи [2].

Пути и направления развития речи детей старшего дошкольного возраста описаны в исследовании А. Н. Аманжоловой и М. М. Абдурахмановой. Авторы считают, что художественная литература «…привлекает детей тем, что она заключается в простоте народного творчества». Художественная литература помогает детям создавать прекрасный поэтический образ, развитие когнитивных процессов сопровождается развитием фантазии и чувств [1].

На основании анализа научных источников была сформулирована цель нашего исследования — создать педагогические условия для развития речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники старшей группы МБДОУ «ЦРР-детский сад 123» города Воронежа. Для создания педагогических условий была разработана схема работы воспитателей по развитию речи у дошкольников старшей логопедической группы.

Для проверки эффективности деятельности педагогов использовались логопедические контрольно-измерительные средства. Примеры некоторых приводятся ниже.

1.Найди общую букву в словах нарисованных предметов и назови ее.

Интерактивная игрушка Bambini Музыкальный домик - купить с доставкой на дом в СберМаркет Мяч детский резиновый диаметр 7,5 см / 75 мм цвет МИКС, Мячик надутый спортивный для игр на улице для дома подвижные игры для детей для мальчиков для девочек маленький - купить с Игрушка Меч в ножнах 24см - купить с доставкой по выгодным ценам в интернет-магазине OZON (1047069106) Купить Молоко Простоквашино 2,5% пастеризованное бутылка 930мл БЕЗ ЗМЖ в Сочи с доставкой от интернет-магазина Золотая Нива Машинка грузовик / Развивающая игрушка для мальчика, девочки и детей от 3 лет / Подарок на Новый год и рождество - купить с доставкой по выгодным ценам в интернет-магазине OZON (820704711)

2. Укажи объекты, которые отвечают на вопрос «Кто?». Объясни выбор.

Музыкальная игрушка Барабан 23 см, дерево Стерилизация и кастрация кошек в Москве — Ветеринарная клиника «Dr.Vetson» Строение дерева. От клеток до корней Книги | Книги вики | Fandom Корова - Воронежский зоопарк Официальный сайт, Зоопитомник

Карточки с такими заданиями имеют различную направленность, отличаются количеством заданий и вариантами решений.

В логопедической группе особое внимание уделяется постановке речи и дыхательным упражнениям. Часто дети не договаривают окончания слов, не выговаривают буквы или искажают слова за счет нарушения коммуникативных способностей. Поэтому занятия часто проводятся с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, где детей учат правильно дышать, ритмике слов и речи и использованием сенсомоторных игр.

Схема работы воспитателей по развитию речи у дошкольников старшей логопедической группы

Рис. 1. Схема работы воспитателей по развитию речи у дошкольников старшей логопедической группы

Разработанная схема работы педагогов в логопедической группе имеет цель, педагогическое и логопедическое сопровождение дошкольников, совместная работа с родителями дошкольников в направлении развития речи, содержательный компонент (педагогические принципы и педагогические условия), педагогические практические методы и средства. Все это должно способствовать достижению цели.

Как показали результаты промежуточной педагогической диагностики, данная схема рабочая, используемое логопедическое программное обеспечение подходит для дошкольников логопедической группы.

Было определено, что наиболее частые нарушения, которые встречаются у дошкольников старшей группы — фонетическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Как правило, это замена шипящих звуков на взрывные; затруднение при произнесении группы звуков, замена их всех на один («ш», «ч», «щ» заменяются на «с»); неспособность отличить мягкие звуки от твердых, звонкие — от глухих; вариативность в произношении одного и того же звука; путаница в сонорных звуках и др.

Используемые программы и методы коррекции и развития речи у старших дошкольников в логопедической группе эффективны. Для каждого ребенка разработана индивидуальная дорожная карта по преодолению логопедических нарушений.

Литература:

  1. Аманжолова А. Н., Абдурахманова М. М. Пути развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы. «Наука и реальность», 2022, № 1(9) — с.89–92.
  2. Арсеньева, М. В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы. Дисс...канд. пед. наук. Санкт-Петербург. — 2014, — 301с.
  3. Лебедева Т. В. Сравнительное психологическое исследование особенностей речи дошкольников с нарушенным и нормальным развитием. Дисс...канд. психологических наук, — 2020, — Москва, 187 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедическая группа, развитие речи, дошкольник, дошкольный возраст, ребенок, детский сад, старшая группа, старшая логопедическая группа, старший дошкольный возраст, художественная литература.


Похожие статьи

Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада

Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Развитие речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием театрализованной деятельности в ДОУ

В статье рассматривается использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ.

Похожие статьи

Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада

Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Развитие речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием театрализованной деятельности в ДОУ

В статье рассматривается использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ.

Задать вопрос