Личностно ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 24.10.2019

Статья просмотрена: 358 раз

Библиографическое описание:

Евсюкова, М. Н. Личностно ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников / М. Н. Евсюкова, И. В. Никульникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 239-242. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63302/ (дата обращения: 15.11.2024).



Обосновываются личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников. Представлена Модель художественно-эстетического образования дошкольников в ДОО с использованием личностно-ориентированных технологий.

Ключевые слова: личностно-ориентированные технологии, дошкольники, художественно-эстетическое образование.

Актуальность исследования обоснована тем, что в основу содержания художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста закладывается интеграция когнитивной и творческой деятельности, реализуемая на основе приоритета содержания по отношению к методам обучения. Личностно-ориентированные технологии художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста, реализуемые в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации, способствуют формированию личности, способной к развитию своих возможностей.

Важность образования, ориентированного на личность, обосновали ученые Е. М. Беспаленко, Е. В. Бондаревская, М. В. Богуславский, О. С. Газман, Э. Н. Гусинский, Е. И. Казакова, Т. В. Машарова, В. В. Сериков, А. С. Фетисов, И. С. Якиманская и др.

Личностно-развивающие функции обучения отражены в работах З. И. Васильевой, Л. А. Кунаковской, Т. И. Мальковской, А. П. Тряпициной и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения о теории личности Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.

Процесс художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста основывается на методах воспитания и организации детской деятельности (В. И. Андреева, В. И. Волынкин, В. А. Запорожец, Столяров и др.).

Проблемы художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста на современном этапе определяются условиями, характеризующими жизнь современного общества: реализация ФГОС ДО, возрастающая интеллектуализация человека, изменение отношения к духовно-эстетическим ценностям, утрата духовно-нравственного потенциала из-за насаждения псевдокультуры с Запада. Поэтому на первый план выдвигается задача первостепенного развития общекультурных компонентов в содержании дошкольного образования с целью формирования мировоззрения личности ребенка.

В связи своевременным является реализация личностно-ориентированного образования, которое отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте, реализация которого предполагает формирование нового мировосприятия детей дошкольного возраста с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Исходя из этого, возникает необходимость формирования начальных многофункциональных ключевых компетенций детей дошкольного возраста как интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизни и деятельности (А. Г. Гогоберидзе) [3].

Художественно-эстетическое образование дошкольника формируется в процессе художественно-эстетической деятельности через практический опыт. Это способствует воспитанию таких качеств личности, как познавательная активность, эмоциональная компетентность, самостоятельность, инициативность и др. (И. А. Лыкова) [4].

Таким образом, сформулирована цель исследования — разработка педагогических условий реализации личностно-ориентированных технологий в художественно-эстетическом образовании дошкольников.

Объект исследования — художественно-эстетическое образование дошкольников.

Предмет исследования — личностно-ориентированные технологии, реализуемые при художественно-эстетическом образовании дошкольников.

В соответствии с целью исследования выделены следующие особенности реализации личностно-ориентированных технологий при художественно-эстетическом образовании:

а) обеспечение условий, способствующих развитию и саморазвитию личности ребенка, основываясь на диагностике его индивидуальных особенностей как субъекта познания и игровой деятельности;

б) предоставление каждому ребенку возможности реализовать себя в художественном творчестве;

в) выбор содержания, средств образования таким образом, чтобы ребенок мог проявить инициативу к образовательным событиям;

г) организация педагогического процесса, способствующего развитию творческого мышления.

Методы исследования ииспытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы МБДОУ «Детский сад № 57» г. Воронеж и дошкольники средней группы МК ДОУ Воронцовский детский сад, Воронежская область.

Методы исследования: разработка модели художественно-эстетического образования дошкольников в ДОО с использованием личностно-ориентированных технологий.

модель евсюкова19.jpg

Рис. 1

Личностно-ориентированные технологии в модели опираются на личностные достижения, способности и мотивацию, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности, и личностно-ориентированные технологии, должны нести в себе целенаправленное влияния на ребенка в процессе художественно-эстетического образования.

Личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников представляет собой целостную, системно организованную деятельность воспитателей, музыкального работника, педагогов дополнительного образования, позволяющую ребенку в наиболее благоприятной форме совместить решаемые им задачи собственного развития, художественно-эстетического образования через образовательные события.

Реализация Модели позволила сделать следующие выводы: личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании, управляемые целенаправленной мотивацией, способствует развитию личностных качеств дошкольников; конструктивная возможность реализации личностно-ориентированных технологий раскрывается в создании условий, отраженных в модели.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М. Новые взгляды на творческие способности. Вестник ВОИПКРО выпуск № 11, Воронеж-2004, с.96–103.
  2. Выготский, Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст]. / Л. С. Выготский. 5-е изд. — Москва: ЛАБИРИНТ, 2004.-413 с.
  3. Гогоберидзе, А. Г. Образовательная область «Музыка» [Текст]: как работать по программе «Детство» / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2013. — 247 с. — ISBN 978–5–89814–816–4
  4. Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [Текст]: новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И. А. Лыкова. — М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014. — 136 с.: ил. — ISBN 978–5–4310–0168–0
Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое образование дошкольников, дошкольный возраст, художественно-эстетическое образование, художественно-эстетическое образование детей.


Похожие статьи

Образовательная деятельность на основе технологии личностно ориентированного обучения в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются вопросы использования технологии личностно ориентированного обучения дошкольников в детском образовательном учреждении, а также его отличие от традиционного подхода в обучении.

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии...

Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей

Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательног...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

В статье отражены результаты диагностики особенностей развития наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет с ЗПР, раскрывается опыт практической работы дефектолога по его коррекции в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Похожие статьи

Образовательная деятельность на основе технологии личностно ориентированного обучения в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются вопросы использования технологии личностно ориентированного обучения дошкольников в детском образовательном учреждении, а также его отличие от традиционного подхода в обучении.

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии...

Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей

Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательног...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

В статье отражены результаты диагностики особенностей развития наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет с ЗПР, раскрывается опыт практической работы дефектолога по его коррекции в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Задать вопрос