Применение арт-педагогических технологий в дошкольном образовании (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.

Дата публикации: 25.07.2022

Статья просмотрена: 1541 раз

Библиографическое описание:

Малашина, И. М. Применение арт-педагогических технологий в дошкольном образовании (из опыта работы) / И. М. Малашина, Л. В. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 119-120. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94061/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современная система образования направлена на гуманизацию обучения в целом и активному использованию индивидуального подхода в воспитании ребенка-дошкольника в частности. В связи с этим образовательный процесс в дошкольном учреждении всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не столько на вооружение ребенка знаниями, сколько на становление базовых свойств его личности. Основным приоритетом выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Учитывая то, что в российском образовании успешно реализуется принцип вариативности, дающий педагогическим коллективам возможность выбора и конструирования педагогического процесса в любом направлении, педагоги внедряют в практику воспитательно — образовательного процесса инновационные методы и приемы (арт-педагогическая технология), разработанные в рамках «арт-педагогики».

Сущность арт-педагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности.

Арт-педагогическая технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.

Арт-педагогические технологии органично вписываются в любую структуру образовательной деятельности, так как не предполагают специального материально-технического обеспечения.

Методы арт-педагогической технологии используются в определенном сочетании, композиции, которая в данной конкретной педагогической ситуации может дать наибольший эффект и которая определяется педагогом с учетом целого ряда факторов, в том числе: целей и задач воспитания, возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня подготовки, содержания и специфики образовательной области, мастерства педагога и др.

Методы арт-педагогической технологии обращают внимание на чувства воспитанника, помогают ему выразить и познать себя, получить опыт общения и работы в коллективе, развивают его коммуникативность, творческое воображение, позволяют снять эмоциональное напряжение, а также реализуют принцип самовыражения и спонтанности — один из важных принципов арт-педагогических технологий.

В ходе арт-педагогической деятельности решается целый ряд специфических профессионально-педагогических задач:

— прояснение смысла учебно-воспитательного материала. В этом случае с помощью средств искусства педагог может пояснить, дополнить, «оживить» образовательное содержание;

— оптимизация условий педагогического взаимодействия. Средства искусства помогают создать особое настроение, способствующее быстрому «включению» в тему, активизировать интерес воспитанников, переключить с одного темпа работы на другой.

В реальном педагогическом процессе различные методы арт-педагогической технологии тесно переплетены. Данное явление обусловлено полифункциональностью искусства. В свою очередь, это открывает возможность решения широкого диапазона педагогических задач с помощью арт-педагогической деятельности.

Педагоги применяют методы, стимулирующие эстетическую деятельность детей, побуждающие к активным практическим действиям, связанным как с восприятием произведений искусства и их оценкой, так и с участием в разнообразных видах художественной деятельности.

Сказкотерапия — метод корректирования поведения и сознания ребенка. В образовательном процессе педагоги используются истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Это сказки сочиненные педагогами, детьми, известными авторами (Цыферов Г. М., Пермяк Е. А., Пляцковский М. С., Мамин-Сибиряк Д. Н., Остер Г. Б. и др.) Сказка помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, у воспитанников появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Театрализация способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы, помогает умению грамотно говорить, вести диалог, разыгрывать художественные произведения, владеть доступными видами театра.

Педагоги детского сада привлекают детей к совместным театрализованным постановкам (спектакль к дню матери «Волк и семеро козлят на новый лад»), создают «Уголки театра», в которых дети самостоятельно могут проявить свои актерские способности, привлекают родителей к изготовлению героев для театрализованных постановок.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, которые могут смело входить в любую ситуацию, иметь мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Для развития творческого потенциала, скрытых возможностей воспитанников педагоги используют нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые помогают выражению чувств, созданию ситуации успеха. Для создания творческих работ педагоги используют множество художественных и нехудожественных материалов. В образовательном процессе применяются пластилинография, рисование клубком, монотипия и др.

В процессе подготовки детей к участию в творческих конкурсах педагоги применяют правополушарное рисование. Этот метод дает возможность открыть источник творческих способностей и приобрести вдохновение. Развить зрительную память и мелкую моторику, улучшить воображение, убрать страх «у меня не получиться, я не умею». Работы, выполненные методом правополушарного рисования, занимают призовые места в творческих конкурсах «Здоровая нация — процветание России», «Семицветик», «Встреча с юбиляром к 120-летию Е. Чарушина», «Волшебство сказочного мира», «Эти забавные животные» и др.

Муыкотерапия помогает в организации режимных моментов и способствует укреплению здоровья детей. Музыка сопровождает процесс засыпания, художественно-эстетическую образовательную деятельность, создавая положительные эмоции.

Гармоничное сочетание всех видов и форм разнообразной художественной деятельности обогащает нравственный облик воспитанников.

Таким образом, применение методов арт-педагогических технологий способствует более качественному и эффективному обучению и воспитанию ребенка в детском саду, в том числе и становлению базовых свойств его личности.

Литература:

  1. Айтбаева А. Б., Қасен Г. А. Арт-методы в образовании. — Алматы: Қазақ университеті, 2016. —100 с.
  2. Верховодова Р. А. Арт-педагогика как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе // Высш. образование сегодня. 2010. № 11. С. 60–61.
  3. Кириченко, К. В. Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения / К. В. Кириченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 164–167. — URL: https://moluch.ru/archive/176/45994/ (дата обращения: 15.06.2022).
  4. Кульчицкая И. Ю. Роль арт-педагогики в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 12–13.
  5. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений
  6. Сергеева Н. Ю. Основы арт-педагогической деятельности. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. 234 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, арт-педагогические технология, педагог, детский сад, ребенок, художественная деятельность, целый ряд.


Похожие статьи

Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании (из опыта работы)

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы)

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Развитие способностей одаренных детей через олимпиадное движение (из опыта работы)

Похожие статьи

Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании (из опыта работы)

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы)

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Развитие способностей одаренных детей через олимпиадное движение (из опыта работы)

Задать вопрос