Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Авторы: Жаворонкова Полина Семёновна, Тихоновская Ольга Николаевна, Макарова Галина Валерьевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.
Дата публикации: 17.12.2020
Статья просмотрена: 526 раз
Библиографическое описание:
Жаворонкова, П. С. Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / П. С. Жаворонкова, О. Н. Тихоновская, Г. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5883/ (дата обращения: 22.12.2024).
Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. Описана модель ранней профессиональной ориентации в ДОО.
Ключевые слова: дошкольники, профессиональная ориентация, модель, педагоги.
Введение. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработкой и введением стратегии воспитательной деятельности, рассчитанной до 2025 года, все большее внимание уделяется раннему профессиональному ориентированию дошкольников. Ранняя профессиональная ориентация предполагает формирование у детей допрофессионального самоопределения.
Е. М. Беспаленко определяет профессиональную ориентацию как сложную динамическую социально- и психолого-педагогическую систему подготовки личности выбору профессии, реализации призвания, учёта как индивидуальных особенностей личности, так и необходимости полноценного распределения ресурсов в социально значимых пропорциях [1].
А. А. Огерчук исследовала специфику процесса профессиональной ориентации старших школьников в профильном обучении. Автор результативно подтверждает эффективность направленного развития у дошкольников потребности в добровольном сотрудничестве с воспитателем, педагогами, психологом на основе индивидуальных предпочтений и с учетом особенностей регионального рынка труда [4].
Г. Н. Кузнецова говорит о ранней профориентации как о формировании у ребенка ценностно-смысловых компетенций, которые обеспечат ему успешное вхождение в социум, в связи с чем прямо или косвенно повлияют на профессиональное самоопределение в школьном образовании [2].
Ю. А. Лялигина описывает опыт семинара-практикума по ранней профессиональной ориентации дошкольников, цель которого — повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей по озвученной проблеме [3].
Академик С. Н. Чистякова в интервью газете «Вузовский вестник» ответила: «Профориентация должна вестись с детского сада, в школе, в вузе и после вуза, это непрерывный процесс».
Изучив эти и другие научные источники, мы разработали модель ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста. В разработке модели приняли участие педагоги, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог.
Задачей, решаемой при реализации модели, является формирование общественно значимых мотивов знакомства с профессиями настоящими, изучение истории профессий прошлого на основе интересов, склонностей, способностей личности ребенка.
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа.
Цель исследования — создание специальных психолого-педагогических, воспитательных условий ранней профессиональной ориентации в детском саду.
Задачи исследования: разработка модели ранней профессиональной ориентации; создание условий для реализации модели; анализ эффективности реализации модели через сравнение с контрольной группой детей, где модель не реализовывалась, т. к. приоритетным направлением у них является патриотическое воспитание.
Рис. 1. Модель ранней профессиональной ориентации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Центральное место в модели занимает дошкольник как личность, находясь в образовательной организации. Все компоненты модели взаимосвязаны. Целевой компонент предполагает знакомство с миром профессий. В игровой форме с использованием всех зон развивающей предметно-пространственной среды детского сада дети знакомятся с профессиями самостоятельно или в процессе образовательной деятельности.
Целевой и результативно — аналитический компонент связаны между собой, так как предполагается выявление способностей, интересов, мотивов детей на раннем этапе. Используя профориентационные игры «Профи плюс», «Мир профессий будущего», «Кто есть кто?», «Чей инструмент?» и др., воспитатели анализируют, на что мотивированы дети. Аналитические данные передаются педагогу-психологу для более детального изучения направленности личности. И хотя, в дошкольный период сложно предопределить профессиональное самоопределение ребенка, но возможно выявить признаки одаренности и мотивационный компонент. Для детей с особо развитыми речевыми способностями учитель-логопед проводит дополнительные занятия по постановке звуков, логических ударений, коррекции чистоты речи.
Деятельностный компонент включает формы и методы ранней профессиональной ориентации. Используются дидактические игры, психологические упражнения, логоритмика, сюжетно-ролевые игры, тематические творческие занятия, например «Чаепитие», «Парикмахерская», «В вагоне поезда», «На даче». Такие занятия основаны на деятельности, относящейся к определенной теме.
Содержательный компонент профессиональной ориентации — это наиболее сложное для детского сада образовательное наполнение. Здесь мы обращаемся к профориентологии как науке о профессиональном ориентировании человека как субъекта жизненного самоопределения. Объект деятельности — это то, на что она направлена, субъект деятельности — это человек ею управляющий. Содержание профессиональной ориентации дошкольников является многоуровневым и многоаспектным и с использованием электронных образовательных ресурсов. На уровне детского сада нет возможности охватить все аспекты, однако следует придерживаться следующих направлений: социально-экономическое (раннее обучение финансовой грамотности); социально-биологическое (выявление специальных способностей, например к музыке, изо, танцам и др); профессионально-индустриальное (процесс трудовой деятельности).
Здоровьесберегающий компонент направлен на выявление эмоционального отношения к профессиональной ориентации, нравственного и соматического благополучия. Если ребенок не любит рисовать, то принуждать его к данному виду деятельности нельзя, а необходимо предложить альтернативу, например, разукрашивание игрушек, поделок.
Таким образом, профессиональная ориентация в детском саду проводится с использованием ЭОР, что приводит к повышению уровня информированности, социальной перцепции и взаимодействует с инженерной психологией. Это подтверждает актуальность цифровизации образования в целом, и в области профессионального ориентирования дошкольников.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: дисс... к. п. н: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
- Кузнецова, Г. Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: сущностные характеристики. // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28683 (дата обращения: 15.12.2020).
- Лялигина, Ю. А. Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития» / Ю. А. Лялигина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 6–7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5294/ (дата обращения: 16.12.2020).
- Огерчук, А. А. Профессиональная ориентация старших школьников в условиях профильного обучения. Дисс... к.п.н. г. Оренбург, 2009, 176 с.
Похожие статьи
Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.
Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования
В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...
Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе
В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.
Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...
Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе
В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...
Педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников
В статье рассматриваются педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников. Авторами разработана Модель профессиональной ориентации на основе письма Министерства просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентаци...
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...
Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях
Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...
Похожие статьи
Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.
Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования
В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...
Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе
В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.
Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...
Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе
В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...
Педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников
В статье рассматриваются педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников. Авторами разработана Модель профессиональной ориентации на основе письма Министерства просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентаци...
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...
Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях
Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...