Педагогический потенциал персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Просветова, С. И. Педагогический потенциал персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада / С. И. Просветова, Т. В. Поклонская, М. И. Соломахина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9002/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается персонализированное воспитание дошкольников в детском саду. Описана маршрутная система, которая позволяет реализовать личностно ориентированный подход в образовании детей, максимально учитывающая особенности и способности детей, определяет личную траекторию развития и социализации.

Ключевые слова: персонализация, дошкольники, воспитание, педагог, социализация.

Актуальность темы исследования. Суть персонализированного воспитания заключается в том, что каждому ребенку нужны такие личностные подходы, которые помогают достичь более высокого, уровня развития. Федеральная образовательная программа дошкольного образования ставит цель разностороннего развития ребенка в дошкольный период с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, опираясь на духовно-нравственные ценности российского народа и национальных культурных традиций.

Одной из задач является обеспечение персонализированного развития физических, личностных, психологических, нравственных качеств и основ патриотизма, уделение внимания интеллектуальным и творческим способностям ребенка, развитию его инициативы и ответственности.

Степень разработанности проблемы

Проблеме персонализированного образования, включающего обучение и воспитание посвятили научный труд Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. В. Лебедева, В. С. Третьякова, А. Е. Кайгородова, Ю. А. Сыченко, Л. Т. Плаксина, Д. В. Хрулев, Н. Г. Церковникова. Суть персонализированной траектории, по мнению авторов, «…заключается в том, что каждому нужны те практики, которые помогают достичь своего личного следующего, более высокого, уровня» [2].

Е. Н. Степанов под персонализированным подходом в образовании подразумевает методологическую ориентацию педагога, представляющую собой взаимосвязанную совокупность понятий, принципов, форм, приемов и методов, способствующих целостному развитию персоны ребенка.

Вопросы, связанные с культурой персонализированного образования, поднимают авторы Е. Н. Высоцкая, А. П. Турчин, Д. С. Ермаков, Д. П. Нестеренко, В. С. Браташ, Т. Н. Лупанова. Авторы определяют культуру учения как важный компонент успешной персонализации.

По мнению Л. В. Абдалиной «…удовлетворение потребностей, интересов в обучении, воплощение смысложизненных устремлений могут быть обеспечены за счет реализации идей персонализированного образования» [1].

Изучив указанную и другую литературу, мы не обнаружили персонализированного подхода в воспитании дошкольников. С связи с чем целью нашего исследования стало определение и применение педагогического потенциала персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада.

Объект исследования — личность ребенка в образовательном пространстве.

Предмет исследования — модель персонализированного воспитания дошкольников в детском саду.

Задача — разработка модели персонализированного воспитания в образовательном пространстве детского сада.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86» г. Воронежа.

В качестве методов контроля эффективности модели использовались личностные тестовые задания, подобранные индивидуально для каждого ребенка.

Результаты и их обсуждение

Для достижения поставленной цели были объединены усилия педагогов в создании единой модели персонализации дошкольников в образовательном пространстве детского сада. Модель представляет собой маршрут деятельности педагогов с использованием методологических подходов и принципов к прогнозированию будущего личностного развития дошкольников, содержательно и структурно связанного с реализацией Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Педагогический потенциал персонализированного воспитания — это педагогические ценности, идеи, содержание, методические и психологические средства.

Достижению цели способствуют проекты, реализуемые в детском саду: когнитивное развитие; патриотическое воспитание; воспитание культуры здоровья; художественно-эстетическое воспитание.

Задачи, обозначенные в модели, соответствуют Стратегии развития воспитания, Концепции психологической службы в образовании, Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, а именно: личностное психолого-педагогическое сопровождение; создание безопасной образовательной среды; ФОП ДО; формирование мотивации ребенка к обучению; оказание помощи в социальной адаптации.

Модель персонализированного воспитания дошкольников в детском саду

Рис. 1. Модель персонализированного воспитания дошкольников в детском саду

Основными концептуальными установками персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада выступают следующие положения:

— ребенок является субъектом проектирования самостоятельного выбора вида деятельности;

— концептуальной установкой выступает индивидуализация процесса воспитания, так как детский сад комбинированного вида, где есть дети с различными нозологиями, что, естественно требует персонального воспитательного подхода;

— реализация сотрудничества всех субъектов персонализации воспитания, в том числе работа с родителями (законными представителями);

— концентрация персонализированного воспитания на разработке индивидуальной траектории воспитания и обучения с учетом особых образовательных потребностей ребенка.

Таким образом, педагогический потенциал персонализированного воспитания обеспечивает развития личности ребенка — изменение под влиянием социальных воздействий, образовательной деятельности и собственной активности, направленной на саморазвитие. Саморазвитие дошкольника осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии воспитателя с ребенком.

Литература:

  1. Абдалина Л. В. Персонализация как ведущий образовательный тренд современности. Вестник ВГУ. 2022, № 2, с. 10–13
  2. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация: монография / под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой; Рос. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург, 2021. 120 с.

Похожие статьи

Артпедагогика как средство социализации дошкольников

В статье рассматривается артпедагогика и ее влияние на социальную адаптацию дошкольников. Автором обоснована и разработана артпедагогика как средство социализации дошкольников. Дается описание констатирующего и формирующего экспериментов: на первом э...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование

В статье рассмотрена интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование посредством слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Ав...

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр

Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...

Похожие статьи

Артпедагогика как средство социализации дошкольников

В статье рассматривается артпедагогика и ее влияние на социальную адаптацию дошкольников. Автором обоснована и разработана артпедагогика как средство социализации дошкольников. Дается описание констатирующего и формирующего экспериментов: на первом э...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование

В статье рассмотрена интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование посредством слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Ав...

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр

Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...

Задать вопрос