Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 16.03.2023

Статья просмотрена: 933 раза

Библиографическое описание:

Московская, Н. П. Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области / Н. П. Московская, С. В. Кувшинова, Е. В. Китаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8174/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена вопросам реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области. Авторы разработали модель реализации ФОП. Поднимаются вопросы управленческой деятельности и ее влияние на успешность педагогической деятельности.

Ключевые слова: федеральная образовательная программа, дошкольники, педагоги, модель, психолого-педагогические условия.

Введение. Актуальность темы обусловлена тем, что с 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные организации будут реализовывать единую для всех детских садов федеральную образовательную программу (далее ФОП ДО) [1].

Федеральная образовательная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам педагогической деятельности с дошкольниками в детских садах, а также способствует реализации нескольких основополагающих функций дошкольного уровня образования.

В приказе отмечено, что ФОП ДО разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) [2].

Цель Федеральной образовательной программы — создание единого образовательного пространства с учетом многонациональности и нравственно-духовных ценностей разных народов России для получения детьми равноценного дошкольного образования. Изучив Приказ, сопоставив с требованиями ФГОС ДО, нами была сформулирована цель исследования — разработка Модели реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области).

Предмет исследования — образование дошкольников.

Объект исследования — Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

Научная новизна заключается в разработке авторской модели реализации ФОП ДО.

Задачи исследования:

— Формирование банка нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФОП ДО.

— Организация изучения нормативно-правовой базы в МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области.

— Обеспечение участия членов педагогического коллектива в семинарах, конференциях и других мероприятиях по введению ФОП ДО.

— Разработать модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования как систему интеграции требований ФГОС ДО и ФОП ДО.

Метод исследования — сравнительно-исторический анализ, позволяющий выстроить логическую цепочку, причинно-следственные связи.

Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области)

Рис. 1. Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области)

Результаты и их обсуждение . Для изучения и дальнейшей реализации ФОП ДО была составлена дорожная карта. На основе дорожной карты разработана модель реализации ФОП ДО с 1 сентября 2023 года в МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области.

В модели сформулирована цель и этапы изучения ФОП ДО.

1-й этап — организационный — проведение педагогического совета и создание рабочей группы для разработки и управления программой.

2-й этап — обсуждение и определение изменений, дополнений, а также составление плана-графика мероприятий по обеспечению подготовки к введению ФОП ДО.

Для достижения цели настоящего исследования необходимо в совокупности решение пяти взаимосвязанных ключевых задач:

— создание организационно-управленческих и психолого-педагогических условий внедрения ФОП ДО;

— учет принципов реализации ФОП ДО, установленных требованиями ФГОС ДО;

— составление плана-графика мероприятий по обеспечению подготовки к введению ФОП ДО, в том числе работа с родителями (законными представителями) воспитанников;

— определение результатов освоения ФОП ДО дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО, т. е. учет возрастной адекватности дошкольного образования, а именно, соответствие психолого-педагогических условий, требований, методов и педагогических методик возрасту и особенностям развития каждого ребенка;

— разработка и утверждение рабочих программ педагогов и специалистов, прошедших рецензирование и получивших положительное экспертное заключение.

Для реализации второго этапа необходимо решение следующих задач:

— разработать план методической работы, которая обеспечит сопровождение подготовки к введению ФОП ДО;

— провести инструктивно-методические совещания, педагогические и психологические часы, обучающие семинары, консультации по вопросам введения ФОП;

— способствовать повышению квалификации педагогов, мотивировать их на участие в областных и региональных конференциях, совещаниях, посвященных ФОП;

— провести предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФОП.

Таким образом, вышеуказанные мероприятия, проводимые в рамках Модели, будут содействовать успешной реализации ФОП ДО. В свою очередь, успешность детского сада в реализации ФОП и ФГОС ДО повышает его привлекательность и конкурентоспособность.

Литература:

  1. Приказ об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 20.01.2023)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ ((дата обращения 12.02.2023)

Похожие статьи

Особенности внедрения в практику физического развития детей дошкольного возраста хатха йоги (из опыта работы инструктора по физической культуры МБОУ ДОУ № 12 «Калинка» г. Пятигорска Бурцевой Ирины Викторовны)

Статья посвящена вопросам внедрения хат-ха йоги в практику работы с детьми дошкольного возраста инструктора по физической культуры детского сада. Рассмотрен опыт внедрения инновационных оздоровительных технологий МБОУ ДОУ № 12 «Калинка» г. Пятигорска...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса

В статье раскрывается роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями. Представлены основные технологии работы ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса по обучению детей компьютерной грамотности.

Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада

В данной статье представлены основные аспекты формирования коммуникативной компетентности в условиях разновозрастной группы ДОУ. Рассматриваются основные направления развития социально-коммуникативного взаимодействия, реализуемые в МБДОУ Детский сад ...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...

Направления совершенствования молодежной политики в регионе на примере деятельности Комитета по делам культуры, молодёжи и спорта Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район»

В статье определена роль молодежной политики в муниципальной политики региона. Рассмотрены основные технологии и направления формирования программ по молодежной политике в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район». На основании и...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Похожие статьи

Особенности внедрения в практику физического развития детей дошкольного возраста хатха йоги (из опыта работы инструктора по физической культуры МБОУ ДОУ № 12 «Калинка» г. Пятигорска Бурцевой Ирины Викторовны)

Статья посвящена вопросам внедрения хат-ха йоги в практику работы с детьми дошкольного возраста инструктора по физической культуры детского сада. Рассмотрен опыт внедрения инновационных оздоровительных технологий МБОУ ДОУ № 12 «Калинка» г. Пятигорска...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса

В статье раскрывается роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями. Представлены основные технологии работы ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса по обучению детей компьютерной грамотности.

Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада

В данной статье представлены основные аспекты формирования коммуникативной компетентности в условиях разновозрастной группы ДОУ. Рассматриваются основные направления развития социально-коммуникативного взаимодействия, реализуемые в МБДОУ Детский сад ...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...

Направления совершенствования молодежной политики в регионе на примере деятельности Комитета по делам культуры, молодёжи и спорта Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район»

В статье определена роль молодежной политики в муниципальной политики региона. Рассмотрены основные технологии и направления формирования программ по молодежной политике в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район». На основании и...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Задать вопрос