Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Модель проектирования процесса воспитания в ДОУ в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования и ее экспериментальная проверка

Педагогика
25.11.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты проектирования процесса воспитания в дошкольной образовательной организации (ДОО) в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Представлена авторская модель проектирования, основанная на принципах интеграции образовательных областей, учета индивидуальных особенностей воспитанников и активного применения воспитательных технологий. Описаны этапы и результаты экспериментальной проверки эффективности предложенной модели в условиях реального образовательного процесса.
Библиографическое описание
Петрухина, У. В. Модель проектирования процесса воспитания в ДОУ в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования и ее экспериментальная проверка / У. В. Петрухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 511-513. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130280.


Введение

В условиях модернизации системы дошкольного образования и внедрения ФОП ДО особого внимания требует процесс воспитания, являющийся неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. ФОП ДО, выступая в качестве нормативного ориентира, задает новые требования к организации воспитательной работы в ДОУ, акцентируя внимание на формировании у воспитанников духовно-нравственных ценностей, развитии личностных качеств и социальной компетентности. В связи с этим возникает необходимость в переосмыслении традиционных подходов к проектированию процесса воспитания, разработке эффективных моделей, способных обеспечить гармоничное развитие личности ребенка в соответствии с требованиями современного общества.

Теоретические предпосылки исследования

Проблема проектирования образовательного процесса в дошкольном образовании является предметом внимания многих исследователей (В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер и др.). Однако в контексте реализации ФОП ДО вопросы проектирования именно воспитательного процесса требуют дополнительной проработки и адаптации к новым нормативным условиям.

Теоретической основой исследования послужили:

— концепция личностно-ориентированного подхода в образовании, акцентирующая внимание на учете индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— теория деятельностного подхода, согласно которой развитие личности происходит в процессе активной деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

— положения ФОП ДО, определяющие цели, задачи и содержание воспитания в ДОУ.

Анализ научно-методической литературы и практического опыта работы ДОУ позволил выделить противоречия:

― между необходимостью реализации воспитательного потенциала ФОП ДО и недостаточной разработанностью методического обеспечения проектирования воспитательного процесса в соответствии с требованиями программы;

― между стремлением педагогов к инновационной деятельности и ограниченностью знаний и умений в области проектирования эффективных воспитательных моделей.

Выявленные противоречия обусловили актуальность темы исследования и определили его цель и задачи.

Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка модели проектирования процесса воспитания в ДОУ в условиях реализации ФОП ДО.

Задачи исследования:

— проанализировать теоретические основы проектирования воспитательного процесса в ДОУ и особенности реализации ФОП ДО в контексте воспитательной работы;

— разработать модель проектирования процесса воспитания в ДОУ в условиях реализации ФОП ДО;

— организовать и провести экспериментальную проверку эффективности разработанной модели;

— определить педагогические условия, способствующие успешной реализации модели проектирования процесса воспитания в ДОУ.

Методология и методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы взаимодополняющие методы исследования:

  1. Теоретические: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, обобщение и систематизация данных.
  2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ документации, педагогический эксперимент.
  3. Статистические: методы математической обработки данных для анализа результатов эксперимента.

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 9 г. Амурска. В эксперименте приняли участие педагоги и воспитанники старших групп.

Разработка модели проектирования процесса воспитания в ДОУ в условиях реализации ФОП ДО

Разработанная модель проектирования процесса воспитания в ДОУ представляет собой целостную систему, включающую следующие компоненты:

  1. Целевой: определение целей и задач воспитания в соответствии с требованиями ФОП ДО и возрастными особенностями воспитанников. Цели конкретизируются в задачах, направленных на формирование у детей определенных качеств и компетенций (нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических).
  2. Содержательный: отбор содержания воспитательной работы, интегрированного в образовательные области ФОП ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). Содержание структурируется по направлениям воспитательной работы (нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое, физическое воспитание).
  3. Организационно-методический: выбор форм и методов воспитательной работы, обеспечивающих активное участие воспитанников в процессе. Модель предполагает использование разнообразных форм: занятий, игр, бесед, экскурсий, проектов, праздников, развлечений и др. Методы воспитания: убеждение, поощрение, пример, упражнение, проблемные ситуации, игры-драматизации и др. Особое внимание уделяется использованию современных образовательных технологий (проектная деятельность, ИКТ, проблемное обучение).
  4. Оценочно-результативный: определение критериев и показателей эффективности воспитательной работы, разработка диагностического инструментария для оценки динамики развития личностных качеств и компетенций воспитанников [3, с. 56].

В основе модели лежат следующие принципы:

  1. Принцип соответствия требованиям ФОП ДО. Воспитательный процесс должен быть направлен на достижение целей и задач, определенных в ФОП ДО.
  2. Принцип интеграции. Содержание воспитательной работы интегрируется в образовательные области ФОП ДО, обеспечивая целостность образовательного процесса.
  3. Принцип индивидуализации. Учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов каждого ребенка при проектировании воспитательных мероприятий.
  4. Принцип активности. Использование активных форм и методов воспитания, вовлекающих воспитанников в познавательную, игровую, творческую деятельность.
  5. Принцип партнерства. Установление партнерских отношений между педагогами, воспитанниками и родителями.
  6. Принцип вариативности. Предоставление педагогам возможности выбора содержания, форм и методов воспитательной работы в зависимости от конкретных условий и задач [5, с. 37].

Экспериментальная проверка эффективности модели

С целью проверки эффективности разработанной модели был организован педагогический эксперимент, включавший констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

На констатирующем этапе проводилась диагностика уровня сформированности у воспитанников личностных качеств и компетенций, определенных в ФОП ДО. Использовались различные методы: наблюдение, беседы, тестирование, анализ результатов деятельности детей.

На формирующем этапе в экспериментальной группе была реализована модель проектирования процесса воспитания в ДОУ, а в контрольной группе воспитательная работа осуществлялась традиционными методами. Педагоги экспериментальной группы прошли специальную подготовку по вопросам проектирования воспитательного процесса в условиях реализации ФОП ДО.

На контрольном этапе проводилась повторная диагностика уровня сформированности личностных качеств и компетенций у воспитанников обеих групп.

Результаты эксперимента и их обсуждение

Результаты эксперимента показали, что у воспитанников экспериментальной группы наблюдается значительное повышение уровня сформированности личностных качеств и компетенций по сравнению с воспитанниками контрольной группы. В частности, у детей экспериментальной группы отмечается более высокий уровень развития нравственных качеств, социальной компетентности, познавательной активности и творческих способностей.

Статистический анализ данных подтвердил достоверность полученных результатов.

Педагогические условия эффективной реализации модели

Анализ результатов эксперимента позволил выделить следующие педагогические условия, способствующие эффективной реализации модели проектирования процесса воспитания в ДОУ:

— повышение квалификации педагогов в области проектирования воспитательного процесса в условиях реализации ФОП ДО;

— создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей возможности для активной познавательной, игровой и творческой деятельности воспитанников;

— организация партнерского взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в воспитательный процесс;

— методическое сопровождение процесса проектирования воспитательной работы со стороны администрации ДОУ.

Заключение

Проведенное исследование показало, что разработанная модель проектирования процесса воспитания в ДОУ в условиях реализации ФОП ДО является эффективным инструментом повышения качества воспитательной работы. Экспериментальная проверка подтвердила положительное влияние модели на развитие личностных качеств и компетенций воспитанников. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности ДОУ для совершенствования системы воспитания.

Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой методического обеспечения для реализации модели проектирования воспитательного процесса в ДОУ, а также с изучением влияния модели на формирование готовности воспитанников к обучению в школе.

Литература:

  1. Беспалько, B. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989. — 192 с.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 533 с.
  3. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2001. — 187 с.
  4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с.
  5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — М. : ГНОМ, 2023. — 296 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 511-513):
Часть 8 (стр. 501-571)
Расположение в файле:
стр. 501стр. 511-513стр. 571
Похожие статьи
Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Проектирование программ в дошкольной образовательной организации
Модель системы инновационной деятельности МДОУ «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области
Эффективность комплексной программы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике
Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения
Управление образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада
Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области
Результаты апробации модели организации педагогической практики будущих воспитателей дошкольного образования относительно динамики профессионально-личностного роста как критерия экспертизы качества

Молодой учёный