Проектирование программ в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 26.06.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, Г. И. Проектирование программ в дошкольной образовательной организации / Г. И. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 437-440. — URL: https://moluch.ru/archive/525/115893/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм управленческих действий, определяющий эффективность данного процесса.

Ключевые слова: управление содержанием образования, образовательная программа, дошкольное образование, проектирование образовательной программы.

Для обеспечения качественного обучения в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО) необходимо эффективное управление содержанием образования с учетом инновационного менеджмента и применения новых управленческих подходов: стратегических, программно-целевых и проектных, способствующих повышению качества образования. Этот процесс включает в себя разработку и реализацию образовательных программ (далее — ОП ДОО), одним из механизмов которого является проектирование образовательной программы, обеспечивающей качество предоставляемой образовательной услуги.

Однако проведенные нами исследования указывают на несоответствие между необходимостью организовать управленческую деятельность по проектированию ОП ДОО и недостаточной разработанностью инструментов для решения этой задачи.

Особую актуальность в этой связи приобретает обобщение и систематизация практической управленческой деятельности проектирования ОП ДОО как основного принципа управления содержанием образования, формирования продуктивного опыта проектной деятельности и управленческим условием повышения качества дошкольного образования.

Исходя из того, что ОП ДОО — это комплексный проект образовательного процесса, включающая многокомпонентное содержание образования, состоящая из целостного ряда частей, взаимосвязанных между собой, этот нормативный документ не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы. (С. Ю. Трапицын, Г. А. Бордовский).

Проектирование ОП ДОО в педагогических исследованиях рассматривается как специфическая форма управленческой деятельности, связанная с целеполаганием, прогнозированием, планированием и организацией образовательного процесса. Следовательно, результатом проектирования является проект образовательного процесса, который демонстрирует различия между новым и существующим образовательным процессом.

Одним из инструментов управления проектированием, совершенствования управленческой деятельности и реализации образовательной программы может стать, разработанная нами «Планово-операционная карта управления проектированием ОП ДОО». Разработка данной карты основывается на методологии разработки технологической карты, предложенной С. Ю. Трапицыным [16, с. 284].

Использование технологических, диагностических и маршрутных карт в образовании используются достаточно давно и логика их использования в практическом ракурсе доказана их эффективностью (Л. Р. Алиулова, С. Ю. Трапицын и др.), рассматривая эти инструменты с позиций контекстного, личностно-деятельностного и комплексного подходов. В планово-операционной карте последовательно описываются этапы выполнения задач, обеспечивая четкий алгоритм действий. Этот инструмент включает в себя все обязательные условия для планирования и разработки ОП ДОО.

Планово-операционная карта является краткой и информативной, служит своеобразным навигатором, указывающим путь к достижению поставленной целей и задач. Цель использования «Планово-операционной карты управления проектированием ОП ДОО» — создание модели деятельности руководителя в рамках образовательного проектирования, отражающую стандарты, применяемые к ОП, учитывая ключевые этапы проектирования.

Задачи «Планово-операционной карты управления проектированием ОП ДОО»: определить ожидаемый результат проектирования образовательной программы (цель, задачи, результат); уточнить все виды деятельности руководителя ОО, отражающие управленческие процессы, интегрированные в проектирование и направленные на формирование конечного результата — ОП ДОО; создать алгоритм единого процесса, направленного на разработку и реализацию ОП ОО; определить основные показатели оценки результата этой деятельности.

В «Планово-операционной карте управления проектированием ОП ДОО» представлены: виды деятельности, отражающие этапы проектирования, основные показатели результата, которые являются критериями успешности деятельности руководителя, а также идентификаторы управленческого результата и процессы, отражающие планирование и реализацию образовательного проекта, с учетом потребностей и возможностей ДОО.

Планово-операционная карта управления проектированием ОП ДОО

Вид деятельности руководителя ОО

Критерий деятельности

Ожидаемые результаты деятельности

Анализ современных требований и тенденций в дошкольном образовании

Изучение актуальных подходов и требований к ОП ДОО

Определены основные цели и задачи проектирования (проверка обновлений законодательной базы)

Определение целей и задач ОП ДОУ

Выявление основных характеристик детей, для которых разрабатывается образовательная программа (например, возрастные характеристики, семейный и социальный контекст, ограничения здоровья и т. п.)

Мониторинг, анализ текущего состояния образовательной программы для определения ее эффективности и соответствия современным образовательным стандартам (самоанализ ДОО)

Проверка ресурсов и компетенций сотрудников ДОО к началу работы над ОП (стаж работы, уровень квалификации, уровень мотивации)

Анкетирование родителей (законных представителей ОУ) на предмет удовлетворенности уровнем образования и ожиданий от образовательной услуги

Оценка внутренних и внешних факторов, влияющие на образовательную деятельность ДОО (SWOT-анализ)

Разработка содержания образования ОП

Принятие решения о целесообразности разработки и сроках подготовки ОП

Утверждение приказов и локальных актов. Ознакомление сотрудников ДОО с содержанием учебной, воспитательной, инновационной деятельностях; с педагогическими средствами, методами, технологиями реализации ОП, с учетом мнения всех участников образовательного процесса и образовательных стандартов

Проектирование ОП (подготовительный этап)

Изучение и сравнение различных образовательных программ, существующих ОП ДОО

Создание рабочей группы по разработке программы, их обучение (при необходимости) и обеспечение необходимыми материалами и, создание условий для работы

Анализ сильных и слабых сторон и возможностей использования ОП в качестве основы для проектирования новой программы

Создание проекта, управление проектом по разработке ОП ДОО

Формирование концепции образовательной программы

Определяются ключевые принципы и идеи, лежащие в основе будущей программы

Разработана общая структура и содержание образовательных модулей

Утверждение управленческих решений

Принимаются решения о стратегии и тактике управления процессом проектирования и сроках подготовки программы

Определены ресурсы, сроки реализации проекта и ответственные за разработку программы, планирование работы, систему стимулирования и контроля

Разработка ОП как локального документа

Анализ состояния и прогноз внедрения ОП ДОО в работу ОО

Обозначена стратегия развития образовательной программы, включающая в себя цели, задачи, планы действий и оценку достигнутых результатов с учетом данных анализа и прогноза

Создание условии для взаимодействия между участниками образовательного процесса

Разработка образовательных материалов и методик

Создаются конкретные учебные материалы, методики и технологии, которые будут использоваться в рамках образовательной программы

Анализируется готовность разработчиков к началу работы над ОП с учетом ресурсов ДУ

Тестирование и корректировка образовательной программы

Передача ОП на согласование и официальную экспертизу (в случае необходимости)

Проводится пилотный запуск программы с участием детей и педагогов

Вносятся необходимые корректировки (в случае необходимости)

Подготовка педагогов и персонала

Проводится обучение педагогов и персонала работе с новой образовательной программой

Обеспечивается психологическая и методическая подготовка

Запуск и мониторинг реализации образовательной программы

Проводится полномасштабное внедрение программы

Принятие и утверждение ОП коллективом ДОО.

Осуществление постоянного мониторинга эффективности ОП и своевременная корректировка (при необходимости)

Представление ОП всем участникам образовательного процесса

Обеспечено информационная открытость и доступность ОП для всех заинтересованных сторон, а также внедрения механизма обратной связи для корректировки и улучшения программы (размещение ОП и локальных актов на сайтах и стендах ОО)

Оценка и анализ результатов реализации ОП

Проводится оценка достигнутых результатов

Осуществлен анализ возможностей и перспектив дальнейшего развития и совершенствования программы.

Контороллинг в течении учебного года

Таким образом предлагаемая «Планово-операционная карта управления проектированием ОП ДОО» дает возможность совершенствовать управление содержанием образования, а также служит удобным и наглядным индикатором управленческой деятельности и целостного представления о состоянии ДО в ОО, что позволит принимать обоснованные управленческие решения и обеспечит доступность информации для всех заинтересованных сторон. К достоинствам предлагаемого инструмента относится его независимость от конкретной образовательной программы дошкольного образования, что позволяет его интеграцию в любой образовательный процесс. Представленный нами инструмент для совершенствования управления содержанием образования и результаты его использования требует дальнейшего исследования и анализа.

Литература:

1. Алиулова, Л. Р. Стандартная операционная карта для управленческих процессов — Проблемы внедрения / Л. Р. Алиулова. — Текст: электронный // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012. — № 8 (12). — С. 52–55.

2. «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования», международная научная конференция (3, 2016, Самара). Материалы VIII Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики», март 2016 г. / ООО «Издательство АСГАРД», науч. ред. И. Г. Ахметов; под ред. М. Н. Ахметова [и др.]. — Самара, 2016. — 98 с. — ISBN 978–5–9905785–1–7. — Текст: непосредственный.

3. Трапицын С. Ю. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 478 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–14107–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 281 — URL: https://urait.ru/bcode/536691/p.281 (дата обращения: 04.02.2024).

4. Эффективное управление организационными и производственными структурами: монография / О. В. Логиновский, А. В. Голлай, О. И. Дранко [и др.]; под ред. О. В. Логиновского. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 450 с.

5. Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса: монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 169 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная программа, образовательный процесс, дошкольное образование, планово-операционная карта управления, проектирование, содержание образования, управленческая деятельность, вид деятельности руководителя, образовательное проектирование, планово-операционная карта.


Ключевые слова

дошкольное образование, образовательная программа, управление содержанием образования, проектирование образовательной программы

Похожие статьи

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания

В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии...

Похожие статьи

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания

В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии...

Задать вопрос