В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм управленческих действий, определяющий эффективность данного процесса.
Ключевые слова: управление содержанием образования, образовательная программа, дошкольное образование, проектирование образовательной программы.
Для обеспечения качественного обучения в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО) необходимо эффективное управление содержанием образования с учетом инновационного менеджмента и применения новых управленческих подходов: стратегических, программно-целевых и проектных, способствующих повышению качества образования. Этот процесс включает в себя разработку и реализацию образовательных программ (далее — ОП ДОО), одним из механизмов которого является проектирование образовательной программы, обеспечивающей качество предоставляемой образовательной услуги.
Однако проведенные нами исследования указывают на несоответствие между необходимостью организовать управленческую деятельность по проектированию ОП ДОО и недостаточной разработанностью инструментов для решения этой задачи.
Особую актуальность в этой связи приобретает обобщение и систематизация практической управленческой деятельности проектирования ОП ДОО как основного принципа управления содержанием образования, формирования продуктивного опыта проектной деятельности и управленческим условием повышения качества дошкольного образования.
Исходя из того, что ОП ДОО — это комплексный проект образовательного процесса, включающая многокомпонентное содержание образования, состоящая из целостного ряда частей, взаимосвязанных между собой, этот нормативный документ не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы. (С. Ю. Трапицын, Г. А. Бордовский).
Проектирование ОП ДОО в педагогических исследованиях рассматривается как специфическая форма управленческой деятельности, связанная с целеполаганием, прогнозированием, планированием и организацией образовательного процесса. Следовательно, результатом проектирования является проект образовательного процесса, который демонстрирует различия между новым и существующим образовательным процессом.
Одним из инструментов управления проектированием, совершенствования управленческой деятельности и реализации образовательной программы может стать, разработанная нами «Планово-операционная карта управления проектированием ОП ДОО». Разработка данной карты основывается на методологии разработки технологической карты, предложенной С. Ю. Трапицыным [16, с. 284].
Использование технологических, диагностических и маршрутных карт в образовании используются достаточно давно и логика их использования в практическом ракурсе доказана их эффективностью (Л. Р. Алиулова, С. Ю. Трапицын и др.), рассматривая эти инструменты с позиций контекстного, личностно-деятельностного и комплексного подходов. В планово-операционной карте последовательно описываются этапы выполнения задач, обеспечивая четкий алгоритм действий. Этот инструмент включает в себя все обязательные условия для планирования и разработки ОП ДОО.
Планово-операционная карта является краткой и информативной, служит своеобразным навигатором, указывающим путь к достижению поставленной целей и задач. Цель использования «Планово-операционной карты управления проектированием ОП ДОО» — создание модели деятельности руководителя в рамках образовательного проектирования, отражающую стандарты, применяемые к ОП, учитывая ключевые этапы проектирования.
Задачи «Планово-операционной карты управления проектированием ОП ДОО»: определить ожидаемый результат проектирования образовательной программы (цель, задачи, результат); уточнить все виды деятельности руководителя ОО, отражающие управленческие процессы, интегрированные в проектирование и направленные на формирование конечного результата — ОП ДОО; создать алгоритм единого процесса, направленного на разработку и реализацию ОП ОО; определить основные показатели оценки результата этой деятельности.
В «Планово-операционной карте управления проектированием ОП ДОО» представлены: виды деятельности, отражающие этапы проектирования, основные показатели результата, которые являются критериями успешности деятельности руководителя, а также идентификаторы управленческого результата и процессы, отражающие планирование и реализацию образовательного проекта, с учетом потребностей и возможностей ДОО.
Планово-операционная карта управления проектированием ОП ДОО
Вид деятельности руководителя ОО |
Критерий деятельности |
Ожидаемые результаты деятельности |
Анализ современных требований и тенденций в дошкольном образовании |
Изучение актуальных подходов и требований к ОП ДОО |
Определены основные цели и задачи проектирования (проверка обновлений законодательной базы) |
Определение целей и задач ОП ДОУ |
Выявление основных характеристик детей, для которых разрабатывается образовательная программа (например, возрастные характеристики, семейный и социальный контекст, ограничения здоровья и т. п.) |
Мониторинг, анализ текущего состояния образовательной программы для определения ее эффективности и соответствия современным образовательным стандартам (самоанализ ДОО) Проверка ресурсов и компетенций сотрудников ДОО к началу работы над ОП (стаж работы, уровень квалификации, уровень мотивации) Анкетирование родителей (законных представителей ОУ) на предмет удовлетворенности уровнем образования и ожиданий от образовательной услуги Оценка внутренних и внешних факторов, влияющие на образовательную деятельность ДОО (SWOT-анализ) |
Разработка содержания образования ОП |
Принятие решения о целесообразности разработки и сроках подготовки ОП |
Утверждение приказов и локальных актов. Ознакомление сотрудников ДОО с содержанием учебной, воспитательной, инновационной деятельностях; с педагогическими средствами, методами, технологиями реализации ОП, с учетом мнения всех участников образовательного процесса и образовательных стандартов |
Проектирование ОП (подготовительный этап) |
Изучение и сравнение различных образовательных программ, существующих ОП ДОО Создание рабочей группы по разработке программы, их обучение (при необходимости) и обеспечение необходимыми материалами и, создание условий для работы |
Анализ сильных и слабых сторон и возможностей использования ОП в качестве основы для проектирования новой программы Создание проекта, управление проектом по разработке ОП ДОО |
Формирование концепции образовательной программы |
Определяются ключевые принципы и идеи, лежащие в основе будущей программы |
Разработана общая структура и содержание образовательных модулей |
Утверждение управленческих решений |
Принимаются решения о стратегии и тактике управления процессом проектирования и сроках подготовки программы |
Определены ресурсы, сроки реализации проекта и ответственные за разработку программы, планирование работы, систему стимулирования и контроля |
Разработка ОП как локального документа |
Анализ состояния и прогноз внедрения ОП ДОО в работу ОО |
Обозначена стратегия развития образовательной программы, включающая в себя цели, задачи, планы действий и оценку достигнутых результатов с учетом данных анализа и прогноза Создание условии для взаимодействия между участниками образовательного процесса |
Разработка образовательных материалов и методик |
Создаются конкретные учебные материалы, методики и технологии, которые будут использоваться в рамках образовательной программы |
Анализируется готовность разработчиков к началу работы над ОП с учетом ресурсов ДУ |
Тестирование и корректировка образовательной программы Передача ОП на согласование и официальную экспертизу (в случае необходимости) |
Проводится пилотный запуск программы с участием детей и педагогов |
Вносятся необходимые корректировки (в случае необходимости) |
Подготовка педагогов и персонала |
Проводится обучение педагогов и персонала работе с новой образовательной программой |
Обеспечивается психологическая и методическая подготовка |
Запуск и мониторинг реализации образовательной программы |
Проводится полномасштабное внедрение программы |
Принятие и утверждение ОП коллективом ДОО. Осуществление постоянного мониторинга эффективности ОП и своевременная корректировка (при необходимости) |
Представление ОП всем участникам образовательного процесса |
Обеспечено информационная открытость и доступность ОП для всех заинтересованных сторон, а также внедрения механизма обратной связи для корректировки и улучшения программы (размещение ОП и локальных актов на сайтах и стендах ОО) |
|
Оценка и анализ результатов реализации ОП |
Проводится оценка достигнутых результатов |
Осуществлен анализ возможностей и перспектив дальнейшего развития и совершенствования программы. Контороллинг в течении учебного года |
Таким образом предлагаемая «Планово-операционная карта управления проектированием ОП ДОО» дает возможность совершенствовать управление содержанием образования, а также служит удобным и наглядным индикатором управленческой деятельности и целостного представления о состоянии ДО в ОО, что позволит принимать обоснованные управленческие решения и обеспечит доступность информации для всех заинтересованных сторон. К достоинствам предлагаемого инструмента относится его независимость от конкретной образовательной программы дошкольного образования, что позволяет его интеграцию в любой образовательный процесс. Представленный нами инструмент для совершенствования управления содержанием образования и результаты его использования требует дальнейшего исследования и анализа.
Литература:
1. Алиулова, Л. Р. Стандартная операционная карта для управленческих процессов — Проблемы внедрения / Л. Р. Алиулова. — Текст: электронный // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012. — № 8 (12). — С. 52–55.
2. «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования», международная научная конференция (3, 2016, Самара). Материалы VIII Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики», март 2016 г. / ООО «Издательство АСГАРД», науч. ред. И. Г. Ахметов; под ред. М. Н. Ахметова [и др.]. — Самара, 2016. — 98 с. — ISBN 978–5–9905785–1–7. — Текст: непосредственный.
3. Трапицын С. Ю. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 478 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–14107–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 281 — URL: https://urait.ru/bcode/536691/p.281 (дата обращения: 04.02.2024).
4. Эффективное управление организационными и производственными структурами: монография / О. В. Логиновский, А. В. Голлай, О. И. Дранко [и др.]; под ред. О. В. Логиновского. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 450 с.
5. Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса: монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 169 с.