В статье рассматривается актуальная тема современного педагогического менеджмента — принятие управленческих решений в педагогической деятельности воспитателей детского сада. Рассматривается управленческий процесс в дошкольной образовательной организации, специфика принятия управленческих решений педагогами ДОУ и проблемы этого процесса.
Ключевые слова: управление, управленческие решения, воспитатель, педагогическая деятельность, ДОУ.
Актуальность работы. В связи с переходом современного образования на личностно-ориентированные модели в рамках гуманистического подхода, повышаются требования со стороны общества к личности воспитателя, его роли в образовательном процессе и развитии детей. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение различными педагогическими техниками и инновационными технологиями, проектировочными умениями и т. д. Поэтому учитывать новые условия реальности общественной жизни и требования времени педагогу необходимо для того, чтобы качественно и эффективно заниматься своей профессиональной деятельностью.
Дмитриева Е. Е. утверждает, что «педагогическая деятельность это целенаправленный процесс управления развитием ребёнка, который включает в себя планирование, организацию, координацию и контроль. Сам педагог — управленец воспитательно-образовательного процесса, а его решения по планированию, организации и контролю за развитием детей являются управленческими» [2, с. 113].
Процесс воспитания складывается не только из традиционных, но расширяется набор дополнительных функций: информационно-аналитической, планово-прогностической, организационно-исполнительской, мотивационной, контрольно-диагностической и коррекционно-регулирующей.
Воспитатель в процессе своей педагогической деятельности принимает управленческие решения при выполнении всех функций управленческого процесса:
— при выполнении информационно-аналитической функции воспитатель принимает решения об изучении, анализе и обобщении необходимой ему информации,
— при выполнении планово-прогностическую функции воспитатель принимает управленческие решения по постановке целей и разработке планов, прогнозирует результаты совей педагогической деятельности,
— при реализации мотивационной функции воспитатель развивает в себе внутреннюю мотивацию к принятию управленческой решений в педагогической деятельности, мотивирует себя на повышении квалификации, самосовершенствование, самообразование и пр.
— при выполнении организационно-исполнительской функции воспитатель принимает управленческие решения касающиеся непосредственно учебно-воспитательного процесса.
— при выполнении контрольно-диагностической функции воспитатель принимает решение о проведении диагностики, подбирает диагностический инструментарий, проводит контроль эффективности учебно-воспитательного процесса по выделенным показателям.
— при выполнении регуляционно-корректирующей функции воспитатель принимает управленческие решения по корректировке и регулированию учебно-воспитательным процессом.
Согласно Ю. Козелецкому, «на принятие управленческого решения влияют как объективные так и субъективные факторы. К первым относятся среда, особенности самой ситуации, последствия выбора, ценность и полезность результатов. Ко вторым — особенности личности, ее способности, воля и темперамент. Внешние факторы могут быть представлены в бесчисленном количестве вариантов, поэтому их рассмотрение не представляется возможным, а проанализировать влияние внутренних факторов возможно, так как каждый субъект, принимающий решения, обладает личностными особенностями, способностями, волей и т. д.» [8].
Проблемы, которые испытывают современные воспитатели ДОУ при принятии управленческих решений, могут быть самыми разнообразными. Мы выделим два блока проблем, с которыми сталкивается современный воспитатель.
Во-первых, эти проблемы связаны с тем, что в настоящее время воспитатель работает в условиях неопределённости и риска, так как внешняя ситуация может поменяться кардинальным образом. Поэтому, для того, чтобы адекватно принимать управленческие решения, исходя из стремительно изменяющихся внешних условий, воспитателю необходимо гибко реагировать на все изменения — начиная с изменений нормативно-правовой среды и кончая изменениями в формах осуществления образовательно-воспитательного процесса.
Во-вторых, проблемы воспитателей ДОУ при принятии управленческих решений связаны и с тем, что в настоящее время осуществляется не только переход на личностно-ориентированное образование и воспитание, но и предлагается работать в условиях инклюзии, в условиях цифровизации всех сфер жизни российского общества, что ставит воспитателя перед необходимостью принимать адекватные управленческие решения по повышению своего профессионального мастерства и профессиональных компетенций, изучению новых дисциплин и методик, освоению новых технологий и форм работы с детьми.
Воспитателю, как лицу, принимающему управленческие решения, необходимо предвидеть результаты своего решения, просчитывать различные варианты, намечать план достижения цели, т. е. использовать продуктивные стратегии принятия решения.
Как отмечает М. М. Кашапов: «...педагог не просто реагирует на ту или иную педагогическую ситуацию, но определяет её, одновременно определяя себя в этой ситуации, и тем самым он фактически сам создает, конструирует тот социальный и профессиональный мир, в котором живет и работает» [4, с. 30].
Важное значение в процессе принятия управленческого решения занимает рефлексия, благодаря которой «происходит осознание проблемы, обосновываются пути решения, разрабатываются конкретные способы решения возникших проблем» [6, с. 74].
В рамках исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа по организации системы управления поддержки педагога в принятии управленческих решений на базе МБДОУ детский сад № 24 «Солнышко» г. Выкса, Нижегородской области.
На первом этапе работы было проведено изучение актуального состояния управления процессом принятии управленческих решений педагогами ДОУ.
В работе мы опирались на то, что управленческая составляющая в работе педагога реализуется за счет следующих функций: информационно-аналитической, планово-прогностической, организационно-исполнительской, мотивационной, контрольно-диагностической и коррекционно-регулирующей. Изучение управляющей составляющей в работе педагога проходило по всем названным функциям.
Критериями реализации функций управления в принятии управленческих решений стали когнитивный и деятельностный.
Когнитивный критерий — понимание педагогом значимости выполнения соответствующих функций управления в принятии управленческих решений; знание направлений, способов и средств реализации функций управления в принятии управленческих решений, знание возможных организационно-педагогических условий для реализации функций управления в принятии управленческих решений.
Деятельностный критерий — умение педагога учитывать и воплощать в педагогической деятельности организационно-педагогические условия управления в принятии управленческих решений.
Проведённая диагностика показала, что наблюдается недостаточная реализация информационно-аналитической функции в принятии управленческих решений в работе педагогов ДОУ. Это проявляется в том, что среди предложенных видов анализа педагоги отметили краткий и полный анализ. Аспектный анализ педагоги не используют, что также говорит о недостаточной реализации аналитической функции в процессе управленческой деятельности педагогов.
В процессе изучения планово-прогностической функции при принятии управленческих решений в работе педагогов ДОУ было выяснено, что у педагогов имеются два вида планов: годовой и текущий. В числе негативных моментов мы отметили, что не все части годового плана соотнесены с формами и методами работы педагогов. Кроме того, некоторые запланированные мероприятия не подкреплены наличием необходимого педагогического материала. Еще одно замечание при изучении функции планирования — отсутствие в годовом плане разделов, отражающих сотрудничество педагога с другими педагогами и родителями.
При изучении текущего плана работы педагогов ДОУ были выявлены следующие отрицательные моменты:
— текущий план не всегда соответствует плану годовому, есть расхождение в мероприятиях;
— в текущем и годовом плане не совпадают цели и задачи.
Этот факт говорит о том, что к процессу планирования педагоги часто походит формально, функция планирования в полной мере не реализуется, что сказывается на качестве проводимой педагогической работе и на ее результате.
В ходе изучения функции планирования в деятельности педагогов ДОУ было выявлено отсутствие перспективного плана работы. Так как перспективного планирования педагоги не делают, можно говорить о том, что функция планирования не реализуется в следующих направлениях:
— не ставятся долговременные задачи развития педагогической деятельности на перспективу;
— не отмечаются шаги по обновлению педагогического процесса, внедрению инноваций;
— нет планирования совершенствования материально-технической базы для реализации задач педагогической работы;
— нет плана саморазвития педагога, повышения его профессионального мастерства через различные источники: курсы, семинары, тренинги.
Таким образом, мы можем сказать, что недостаточное содержание годового и текущего планов работ свидетельствуют о недостаточно развитой планово-прогностической функции в работе педагога. Кроме того, отсутствие перспективного плана отражается на дальнейшем развитии педагогической деятельности.
Далее было выявлено, что некоторые педагоги показали низкий уровень мотивационной составляющей процесса управления, это так же свидетельствует о том, что недостаточно реализуется мотивационная составляющая в реализации процесса принятия управленческих решений педагогами ДОУ.
При изучении реализации контрольно-диагностической функции при принятии управленческих решений педагогами ДОУ было выявлено, что:
1) в документации педагогов отсутствуют аналитические справки по итогам проведенных занятий с детьми, что свидетельствует о том, что педагог не всегда контролирует итоги своей работы;
2) педагоги ведут только один вид мониторинга, который касается учебной работы с детьми; мониторинга собственного профессионального развития у педагогов нет;
3) педагогических дневников нет;
4) отсутствуют протоколы участия педагогов в родительских собраниях, что говорит о недостаточном контроле педагога за работой с родителями.
В данном случае мы можем говорить о низком уровне развития контрольно-диагностической функции в управлении педагогами своей деятельностью в частности в принятии управленческих решений.
Подводя итог, мы можем говорить о низком уровне сформированности функций информационно-аналитической, планово-прогностической, мотивационной, контрольно-диагностической в работе большинства педагогов.
Следовательно, требуется целенаправленная и системная работа повышения уровня управления в принятии управленческих решений по всем исследуемым функциям управления.
Таким образом, принятие управленческого решения — одна из составляющих ежедневной деятельности воспитателя. Воспитатель является менеджером педагогической деятельности и учебно-воспитательного процесса, принимая управленческие решения при реализации управленческих функций педагогической деятельности. проблемы при принятии управленческого решения, которые испытывают педагоги ДОУ, можно разделить на два блока — проблемы, которые обусловлены внешними условиями (изменение правового поля, условия неопределённости и риска, экономический кризис, условия СВО и пр.), которые косвенно влияют на педагогическую деятельность и проблемы, которые обусловлены собственно педагогической деятельностью (адаптация в коллективе, повышение квалификации, изменение стандартов обучения, введение новых программ и т. д.).
Всё это говорит о том, что педагогам ДОУ необходимо учиться принимать управленческие решения и руководить этим процессом, осознавать его важность и необходимость в современных условиях.
Литература:
- Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании. — М.: Дело, 2012. — 252 с.
- Дмитриева Е. Е. Поддержка учителя в принятии управленческого решения //Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — С. 113–115
- Злобина Н. В. Управленческие решения: учебное пособие / Н. В. Злобина. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2007. С. 174.
- Кашапов, М. М. Психология профессионального педагогического мышления [Текст]: дис. соиск. степ. д-ра. псих. наук / М. М. Кашапов; Ярославский государственный педагогический университет. — Ярославль, 2000. — 366 с.
- Пирогова, Е. В. Управленческие решения: учебное пособие [Текст] / Е. В. Пирогова. — Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 176 с.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст]. — М.: Педагогика, 1976. — 418 с.
- Рыбакова Л. В., Шульгина Н. Г. Принятие и реализация управленческих решений в образовательной организации // Вестник АмГУ Выпуск 144 81, 2018
- Козелецкий, Ю. Психологическая теория решений [Текст]. — М.: Прогресс, 1979. — 504 с.