Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 23.01.2020

Статья просмотрена: 350 раз

Библиографическое описание:

Комарова, Л. А. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации / Л. А. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66648/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детском саду. Описаны ценностные принципы психолога в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психология; сопровождение; модель; воспитательно-образовательный процесс.

Актуальность исследования обусловлена реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, где предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Целью воспитательно-образовательного процесса является проектирование конечного итога, т. е. представление о том, каким в конечном итоге должен стать человек, которого хотят воспитать. Применительно к детям дошкольного возраста цель формулируется как разностороннее развитие и воспитание ребенка:

– физическое развитие и формирование культуры здоровья;

– духовное, личностное развитие;

– интеллектуально-познавательное развитие.

Вопросам психологического сопровождения детей дошкольного возраста посвящены работы Т. В. Азаровой, В. Д. Беспаленко, Е. М. Беспаленко, М. Р. Битяновой, Н. Л. Васильевой, В. С. Глевицкой, Т. А. Козловой и др. [1], [3], [4], [2].

Парадигма психологического сопровождения приобрела особую популярность в психологической службе образовательных организаций (Э. М. Александровская, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, Р. В. Овчарова, Т. Н. Чиркова и др.).

Система психологического сопровождения, предложенная М. Р. Битяновой, использовалась продолжительное время, но и она требует усовершенствования и интенсивность изучения специфики проблемы в связи в введением и реализацией ФГОС ДО, ФГОС ОО.

Многие исследователи в области педагогической психологии считают актуальной проблему психолого-педагогического сопровождения. Психологическое сопровождение в детских дошкольных организациях изучали Г. Л. Бардиер, Е. М. Беспаленко, И. В. Ромазан, Т. С. Чередникова, Т. И. Чиркова и др.,

Эту же проблему в общеобразовательных организациях изучали Э. М. Александровская, И. А. Баева, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, T.JI. Порошинская, и др.

В настоящее время в системе дошкольного образования, не смотря на реализацию ФГОС ДО, недостаточно внимания уделяется изучению и анализу потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок гармоничного психического, физического и духовного развития. Одной из причин можно назвать переполненные группы детского сада, где не всегда психолог имеет возможности и индивидуального исследования, и развития ребенка.

В связи с этим, целью исследования стало создание модели психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации. Решались задачи, направленные на достижение цели при реализации модели.

Рисунок 1. Модель психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в МБОУ Рамонский детский сад № 4 Рамонского Муниципального района Воронежской области

модель.jpg

Предмет исследования — психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Объект исследования — воспитательно-образовательный процесс в ДОО.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие воспитанники и педагоги МБОУ Рамонский детский сад № 4, а также родители воспитанников, согласившиеся на эксперимент.

В качестве методов исследования взята Модель, которая создает условия для успешного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

Цель, отраженная в Модели — подборка, обоснование и апробация содержания психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, основанная на реализации вариативности содержания образования на основе применения инновационных технологий развивающего личностно — ориентированного образования.

Результаты и их обсуждение

Условиями реализация Модели выступают: варьирование методик взаимодействия педагога с дошкольниками; психологическое воздействие на воспитательный процесс; организация совместной деятельности с родителями. Были эффективными следующие мероприятия: родительский всеобуч «Психологические особенности дошкольного возраста», «Новообразования в психическом развитии детей дошкольного возраста», «Что значит «кризис» трех лет?», «Социальная адаптация ребенка с ОВЗ».

Особую значимость приобрели тематические образовательные события к знаменательным датам.

Личностно-ориентированное образование применяется в полной мере при театрализованных праздниках, пальчиковом театре, теневом театре, артпедагогике, психологических играх, развивающих психологических занятиях.

Для педагогов регулярно проводятся сеансы супервизии и психологические консультации по проблемам воспитания детей.

Таким образом, деятельность психолога в данном направлении — разработка трансформационных психолого-педагогических проектов в сфере дошкольного образования через сопровождение профессионального мастерства педагогов (воспитателей); развитие детского сада (стратегия трансформации детского сада с учетом потребностей района); переход от стартапа к устойчивому психологическому сопровождению на основе взаимодействия с Воронежским институтом развития образования имени Н. Ф. Бунакова; поиск и анализ новых возможностей детского сада; настройка психологических и образовательных процессов, а также разработка дальнейшей стратегии развития дошкольного образования и воспитания в ДОО.

Литература:

  1. Беспаленко В. Д., Беспаленко Е. М. Поликультурное образование и воспитание личности. Научно-технический журнал ВЕСТНИК ВГТУ. Серия “Проблемы качества подготовки специалистов”, выпуск 6.2. Издательство ВГТУ, Воронеж, 2003 г. С 83–84
  2. Беспаленко, Е.М., Козлова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС в образовательный процесс. Личность, общество, образование в изменяющемся мире: межвузовский сборник научных трудов.: в 2 ч. Ч. 1. — СПб.: ЛОИРО, 2013. — 32–34 с.
  3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000.-298 с.
  4. Глевицкая, Вера Сергеевна. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07. — Курск, 2007. — 180 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательно-образовательный процесс, психологическое сопровождение, дошкольный возраст, детский сад, дошкольное образование, Козырево, конечный итог, психолого-педагогическое сопровождение, Рамонский детский сад, реализация Модели.


Похожие статьи

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания

В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.

К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности

В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Похожие статьи

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания

В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.

К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности

В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Задать вопрос