Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества организации процесса адаптации детей зависит уровень их физического и умственного развития, психологического здоровья.
В изменившихся условиях, связанных с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, данный вопрос требует изменения подходов к решению проблемы адаптации. По мнению Е. Л. Тарасовой остроту проблеме придает состояние здоровья детей раннего возраста, особенности развития современной семьи, взаимосвязанные с возможностями успешной адаптации детей к окружающему миру [7, с.1].
Анализ исследований по проблемам адаптации свидетельствует о том, что адаптация представляет собой сложный процесс, в котором отражается взаимодействие разных уровней психического развития: психофизиологического, социально-психологического, педагогического. Соотношение этих уровней определяет специфику адаптационных механизмов.
На процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие. Социально-психологический уровень адаптации, характеризующийся степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого малыша, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребёнка.
Психофизиологический уровень характеризующийся, особенностями психомоторного развития детей раннего возраста и обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений и педагогический уровень, характеризующийся компетентностью и профессионализмом педагогов.
Адаптация детей раннего возраста к новым условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении протекает труднее, так как они испытывают эмоциональный стресс. Эта психотравмирующая ситуация является одной из причин нарушения здоровья. Таким образом, можно говорить о том, что у детей указанного возраста условия эмоционального напряжения приводят к увеличению периода адаптации.
Трудности адаптации у детей раннего возраста требуют специальной работы, направленной на их преодоление и создание условий гармоничного развития ребенка. В соответствии с этим в современной науке активно разрабатываются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Обратимся к анализу сущности понятия «психолого-педагогическое сопровождение».
В работе М. Р. Битяновой сопровождение рассматривается как идеология работы, при которой происходит объединение целей психологической и педагогической практики и фокусировка на личности ребенка [2, с.24].
По мнению Е. И. Казаковой, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой процесс оказания помощи ребенку, его семье, педагогам, построенный на основе сохранения свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы [4, с.51].
Согласно позиции Э. М. Александровской, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой особый вид помощи ребенка, технологию, которая предназначена для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем или их предупреждении в условиях образовательного процесса [1, с.19].
Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.
Опираясь на работы В. В. Долганиной, О. О. Монгуш, Л. М. Шипициной и др. мы выделяем следующие задачи психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ:
раннее выявление и предупреждение проблем в развитии ребенка;
помощь ребенка в решении актуальных задач развития и социализации;
психолого-педагогическое обеспечение программ дошкольного учреждения;
повышение компетентности родителей и педагогов [3,5,6].
В соответствии с данными задачами можно выделить несколько направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста.
- Профилактическое — оказание опосредованного воздействия на детей через родителей для предупреждения возникновения проблем.
- Диагностическое — комплексная психолого-педагогическая оценка развития ребенка, использование специального инструментария для выявления проблем ребенка. В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям: — характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных; — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком; — оценка психоэмоционального состояния детей раннего возраста через анализ индивидуального листа адаптации.
- Консультативное — организация работы с родителями и педагогами, направленной на решение проблем.
- Коррекционно-развивающее — организация индивидуальной или групповой работы с детьми, направленной на решение проблем, возникающих в период адаптации; создание условий для успешной адаптации.
Результатом эффективности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в процессе адаптации могут выступать следующие показатели:
положительный эмоциональный фон ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
включение в совместную деятельность;
проявление инициативы и активности в деятельности;
хороший аппетит, сон, состояние здоровья.
Достижение положительных результатов сопровождения детей раннего возраста связано также с учетом ряда психолого-педагогических условий: организации мониторинга процесса адаптации, выделении детей с неблагоприятным прогнозом адаптации; организации своевременной коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей адаптации; обеспечение методической и психологической поддержки педагогов и родителей.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ представляет собой как процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса в решении задач успешной адаптации, поэтапного использовании комплекса мер по преодолению трудностей адаптации. Эффективность своевременного выявления проблем адаптации и их разрешения выступает одним из важнейших показателей качества работы образовательного учреждения.
Литература:
- Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. К. Куренкова — М.: «Академия». — 2012. — 208 с.
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. — М.: «Совершенство», 2008.- 298 с.
- Долганина, В. В. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации [Текст] / В. В. Долганина // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.- С. 1–3.
- Казакова, Е. И. Сопровождение развития новая образовательная технология [Текст] / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской конференции. СПб., 2011. — 144 с.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Под науч. ред. проф. Л. M. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2005. — 240 с.
- Монгуш, О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / О. О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 59–62
- Тарасова, Л. Е. Процесс психологического сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания [Текст] / Л. Е. Тарасова // Психология образования в XXI веке: теория и практика URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54478_full.shtml