Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 15.03.2016

Статья просмотрена: 3521 раз

Библиографическое описание:

Гайнанова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период / Е. А. Гайнанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 686-688. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26674/ (дата обращения: 23.12.2024).



Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества организации процесса адаптации детей зависит уровень их физического и умственного развития, психологического здоровья.

В изменившихся условиях, связанных с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, данный вопрос требует изменения подходов к решению проблемы адаптации. По мнению Е. Л. Тарасовой остроту проблеме придает состояние здоровья детей раннего возраста, особенности развития современной семьи, взаимосвязанные с возможностями успешной адаптации детей к окружающему миру [7, с.1].

Анализ исследований по проблемам адаптации свидетельствует о том, что адаптация представляет собой сложный процесс, в котором отражается взаимодействие разных уровней психического развития: психофизиологического, социально-психологического, педагогического. Соотношение этих уровней определяет специфику адаптационных механизмов.

На процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие. Социально-психологический уровень адаптации, характеризующийся степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого малыша, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребёнка.

Психофизиологический уровень характеризующийся, особенностями психомоторного развития детей раннего возраста и обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений и педагогический уровень, характеризующийся компетентностью и профессионализмом педагогов.

Адаптация детей раннего возраста к новым условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении протекает труднее, так как они испытывают эмоциональный стресс. Эта психотравмирующая ситуация является одной из причин нарушения здоровья. Таким образом, можно говорить о том, что у детей указанного возраста условия эмоционального напряжения приводят к увеличению периода адаптации.

Трудности адаптации у детей раннего возраста требуют специальной работы, направленной на их преодоление и создание условий гармоничного развития ребенка. В соответствии с этим в современной науке активно разрабатываются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Обратимся к анализу сущности понятия «психолого-педагогическое сопровождение».

В работе М. Р. Битяновой сопровождение рассматривается как идеология работы, при которой происходит объединение целей психологической и педагогической практики и фокусировка на личности ребенка [2, с.24].

По мнению Е. И. Казаковой, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой процесс оказания помощи ребенку, его семье, педагогам, построенный на основе сохранения свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы [4, с.51].

Согласно позиции Э. М. Александровской, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой особый вид помощи ребенка, технологию, которая предназначена для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем или их предупреждении в условиях образовательного процесса [1, с.19].

Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.

Опираясь на работы В. В. Долганиной, О. О. Монгуш, Л. М. Шипициной и др. мы выделяем следующие задачи психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ:

 раннее выявление и предупреждение проблем в развитии ребенка;

 помощь ребенка в решении актуальных задач развития и социализации;

 психолого-педагогическое обеспечение программ дошкольного учреждения;

 повышение компетентности родителей и педагогов [3,5,6].

В соответствии с данными задачами можно выделить несколько направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста.

  1. Профилактическое — оказание опосредованного воздействия на детей через родителей для предупреждения возникновения проблем.
  2. Диагностическое — комплексная психолого-педагогическая оценка развития ребенка, использование специального инструментария для выявления проблем ребенка. В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям: — характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных; — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком; — оценка психоэмоционального состояния детей раннего возраста через анализ индивидуального листа адаптации.
  3. Консультативное — организация работы с родителями и педагогами, направленной на решение проблем.
  4. Коррекционно-развивающее — организация индивидуальной или групповой работы с детьми, направленной на решение проблем, возникающих в период адаптации; создание условий для успешной адаптации.

Результатом эффективности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в процессе адаптации могут выступать следующие показатели:

 положительный эмоциональный фон ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

 включение в совместную деятельность;

 проявление инициативы и активности в деятельности;

 хороший аппетит, сон, состояние здоровья.

Достижение положительных результатов сопровождения детей раннего возраста связано также с учетом ряда психолого-педагогических условий: организации мониторинга процесса адаптации, выделении детей с неблагоприятным прогнозом адаптации; организации своевременной коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей адаптации; обеспечение методической и психологической поддержки педагогов и родителей.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ представляет собой как процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса в решении задач успешной адаптации, поэтапного использовании комплекса мер по преодолению трудностей адаптации. Эффективность своевременного выявления проблем адаптации и их разрешения выступает одним из важнейших показателей качества работы образовательного учреждения.

Литература:

  1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. К. Куренкова — М.: «Академия». — 2012. — 208 с.
  2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. — М.: «Совершенство», 2008.- 298 с.
  3. Долганина, В. В. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации [Текст] / В. В. Долганина // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.- С. 1–3.
  4. Казакова, Е. И. Сопровождение развития новая образовательная технология [Текст] / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской конференции. СПб., 2011. — 144 с.
  5. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Под науч. ред. проф. Л. M. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2005. — 240 с.
  6. Монгуш, О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / О. О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 59–62
  7. Тарасова, Л. Е. Процесс психологического сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания [Текст] / Л. Е. Тарасова // Психология образования в XXI веке: теория и практика URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54478_full.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, психолого-педагогическое сопровождение детей, период адаптации, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, образовательный процесс, преодоление трудностей адаптации, психолого-педагогическое сопровождение, успешная адаптация.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков

Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков

Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Задать вопрос