Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы)
Авторы: Сославина Ирина Анатольевна, Майорова Татьяна Александровна, Мартынова Татьяна Юрьевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (45) сентябрь 2021 г.
Дата публикации: 01.09.2021
Статья просмотрена: 557 раз
Библиографическое описание:
Сославина, И. А. Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы) / И. А. Сославина, Т. А. Майорова, Т. Ю. Мартынова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 3-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6558/ (дата обращения: 16.12.2024).
Гармоничное развитие ребенка — основа формирования личности, а предметно-развивающая среда на территории ДОУ — одна из основных условий полноценного и разностороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. На качество работы с дошкольниками влияют условия, в которых протекает жизнь детей и работа всего педагогического коллектива. Важнейшим условием для создания и успешного функционирования современной образовательной среды является готовность педагогов работать в новой парадигме образования. В требованиях ФГОС ДО к развивающей пространственной среде в ДОУ отмечено, что организация образовательного пространства должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную активность всех воспитанников. Для успешного осуществления задач в организованной образовательной деятельности необходимо использование естественно-природных условий на территории дошкольного учреждения.
В связи с этим перед коллективом встал вопрос: как использовать образовательное пространство территории ДОУ в развитии дошкольников, чтобы сделать игровые площадки и участки не только красивыми, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе?
Благоустройство и озеленение территории ДОУ является самой актуальной социально значимой задачей для нашего дошкольного учреждения.Принцип сезонности значит немало: он дает детям возможность заниматься различными видами деятельности.
Красивые и удобные участки — гордость любого детского сада. Но зимой гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетичной, да еще и позволяла решить педагогические задачи по организации прогулок с детьми, этому способствуют городские конкурсы, организованные администрацией города Чебоксары. Участие в конкурсах стимулирует педагогов к творческому поиску в оформлении участков в зимний период, в результате идёт обогащение развивающей среды на территории дошкольного учреждения. Основной темой ДОУ в оформлении зимних построек является приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие двигательной активности и основных видов движений у детей.
В 2018 году во время проведения XXIII зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане детский сад участвовал в городском конкурсе снежных построек «Зимняя спортландия». В поддержку наших спортсменов педагогами и родителями была оборудована спортивная площадка. В течение всего зимнего периода с детьми проводились эстафеты и развлечения спортивно-оздоровительного направления. На прогулке ребята знакомились с Олимпийскими играми как главными спортивными соревнованиями, с историей возникновения и развития Олимпийского движения, с лучшими российскими олимпийцами. Ребята участвовали в соревнованиях по хоккею, эстафете олимпийского огня. Приятным итогом этих состязаний было вручение олимпийских медалей.
В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации был объявлен Годом театра, который совпал с празднованием 550-летия основания города Чебоксары. Одним из достопримечательных мест нашего города является Чебоксарский залив, где расположен Чувашский государственный академический драматический театр имени К. В. Иванова. Так родилась идея воплощения Чебоксарского залива из снежных фигур в преддверии празднования 550-летия города Чебоксары и Года театра. Художественные композиции из снежных малых архитектурных форм (театр, корабль, мост, чувашская красавица с караваем и др.) помогли организовать сюжетно-ролевые игры. В процессе игр дети познакомились с театральным искусством, с историей театра, правилами поведения и видами театра, с различными профессиями, а также закрепили различные виды движений. Представленная композиция в городском конкурсе снежных построек «Зимняя спортландия» стала победителем в номинации «550 лет родному городу».
Предстоящий 2020/2021 учебный год имеет особенности в связи с эпидемиологической ситуацией по распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), рекомендовано при благоприятных погодных условиях прием детей осуществлять на улице, на площадках детского сада.
Учитывая рекомендации по сохранению здоровья, профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в ДОУ проводились акции «Спасибо докторам», «Мы против коронавируса » .Участвуявгородском конкурсе снежных построек среди ДОУ города Чебоксары в номинации «Сказочная», детский сад представил сказку «Айболит» в благодарность врачам и стал победителем (2 место). В процессе деятельности со сказочными персонажами дети реализовали свои потребности в двигательной активности, общении, в игре.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Приходил к нему лечиться медведь
Но тут выплывает кит:
Садись на меня, Айболит!
Приехал, приехал! Ура, ура!
Слава, слава Айболиту,
Слава добрым докторам!
Весна, лето, осень — лучшее время года для знакомства с природой. Каждый день несет изменения в состояние природы, каждое такое изменение полно радости и неожиданности. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Как отмечает Глава Чувашии Олег Николаев, «аграрная отрасль имеет огромное значение, как для экономики республики, так и для каждого её жителя». В рамках ранней профориентации в дошкольном учреждении создан огород с теплицей для выращивания растений, где ребята с юных лет осваивают навыки будущих профессий. В рамках реализации проекта «Вот какой, огород удивляется народ!», целью которого было создание условий для ознакомления детей с овощными растениями Чувашского края, наблюдения за ростом растений в тепличных и естественных условиях и открытом грунте. Теплица, которая находится на территории детского сада, является отличной живой лабораторией. Наличие мини-комплексов способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, наблюдению и практической деятельности по уходу за ними, расширению практических умений дошкольников в работе с простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями. Ведь в процессе исследования дети получают конкретные познавательные навыки: учатся наблюдать, рассуждать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Также элементарная помощь педагогам в выращивании растений обеспечивает экологическое воспитание и развитие познавательных процессов, опытно-экспериментальной деятельности. Именно с раннего возраста необходимо прививать любовь к земле, к родному краю, через познание ими окружающей среды.
Продумывая, чем насытить игровое пространство на территории ДОУ, мы стремимся не сколько к тому, чтобы создать индивидуальный образ территории нашего сада, сколько к тому, чтобы ребёнок здесь мог развиваться физически, психологически и духовно.
Литература:
- Программа образования ребёнка-дошкольника. Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Л. В. Кузьмина.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ, — М.: ТЦ Сфера, 2018. (Правовая библиотека образования)