В статье представлен опыт интеграции речевого и экологического образования с деятельностью воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.
Ключевые слова: интеграция, экологическое воспитание, речевая деятельность детей, дошкольное образование, личностное развитие.
Нужно научить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знание не из книг, но из неба и земли, из дубов и букв, т. е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельство о вещах.
Я. А. Каменский
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из их является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.
Мир, окружающий ребёнка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником знаний для детского разума. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности.
К. А. Ушинский считал логику природы для ребёнка самой доступной и полезной. Окружающий мир, природа — это сильнейшее средство, которое может завладеть вниманием и чувством детей, пробудить доброе отношение, восхитить, удивить.
Н. Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и этетических переживаний ребёнка.
Интегрированный подход к экологическому и речевому развитию позволит формировать у дошкольников ценностное, системное представление о сложных взаимосвязях, существующих в природе, освоить экологические представления, совершенствовать речевую активность, приобщать к общечеловеческим ценностям, погрузиться в красоту природы и передать эту красоту в речевом и художественном образе.
При организации работы по развитию речи детей в процессе ознакомления с природой воспитатель должен правильно отбирать познавательный материал и тщательно продумывать методы и приёмы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Очень важно учитывать возрастные особенности детей: что можно требовать от ребёнка того или иного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе знакомства с природой.
В процессе бесед, проводимых во время наблюдений, труда в природе, различных опытов воспитатель уточняет словарь детей (солнышко пригревает, снег оседает, трава пробивается и т. д.). Таким образом: с одной стороны, словарная работа выступает условием успешного развития диалогической речи, с другой стороны, во время бесед происходит обогащение словаря, дети учатся находить наиболее полные слова для передачи своих мыслей.
Таким образом, в процессе интеграции речевого и экологического образования у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи.
Наблюдательность порождает в ребёнке привычку делать выводы, развивать логику, мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательную взаимосвязь предметов и явлений природы.
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может реализоваться двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает учреждение, или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40 % учитываемого времени. И в том и другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.
Обучение ребёнка в детском саду — это не только познавательная подготовка дошкольников, но и духовно-нравственная и практическая деятельность, направленная на преобразование, на его сознание. Развитие личности ребёнка — это постепенное его вхождение в мир, определение своего места среди детей в соответствии с его индивидуально-ориентированными особенностями.
Актуальность проблемного качества дошкольного образования возрастает с каждым днем.
Воспитание — это постоянный поиск нового движения вперёд, к изучению окружающего мира. Детский сад ведет работу по формированию речевой деятельности детей дошкольного возраста. И если у детей наблюдается расстройство речи, нарушаются его коммуникативные и познавательные функции, что негативно влияет на формирование интеллекта ребёнка, ведет к нарушению эмоционально-волевой сферы, мешает развитию связной речи, и что особенно важно, отражается на готовности к обучению, усвоении грамотности, затрудняет общение с окружающим, ограничивает формирование представлений и становится проблемой в процессе формирования речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Личностное развитие и воспитание ребёнка — одно из главных условий психического и духовно-нравственного здоровья детей. Моя работа основывается на применении здоровьесберегающей технологии, важная составляющая часть которой — рациональная организация видов деятельности. Использую разнообразные игры в течение дня, особое внимание уделяю самостоятельной деятельности детей, руководствуясь ФГОС и программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, рабочей программой ДОУ, проектами, используя ИКТ-технологии и сайт, развиваю у детей инициативу, чтобы развить самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.
Развивая воображение, речь ребёнка, мелкую моторику использую программу «Юный эколог» Н. А. Рыжовой, применяю в работе следующие методы речевого развития: наглядные (наблюдения, рассматривание, демонстрация, показ); словесные (беседа, рассказ, чтение художественной литературы, объяснения, вопросы); практические (исследование, опыты, моделирование, упражнение); собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации); игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками); инновационные (метод детского экспериментирования и исследования, ознакомление дошкольников с природой провожу в разных формах); экологические экскурсии; эколого-туристические прогулки; праздники; конкурсы; акции; выставка поделок из природного материала.
Моя основная задача в процессе общения с детьми — поддержать и развить интерес к наблюдениям, исследованиям, непосредственно-образовательной деятельности, которые проводятся в центрах «Юный эколог», «Детская STEM-лаборатория».
В STEM-лаборатории есть разное оборудование для проведения опытов, отдельное место для материалов. Дети исследуют предметы, свойства материалов, проводят опыты с водой, льдом, снегом. В экологической комнате дети наблюдают за комнатными растениями, ухаживают за ними, проводят опыты с семенами и выращивают рассаду овощных культур (огурцов, помидор, лук, редис).
На территории детского сада имеется аллея Байкальского леса (берёза, сосны, ели, осины, ольха, кедр), всё это создано с помощью родителей и самих детей. Также есть свой огород, теплица. Использование интегрированных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному, осмысленному восприятию подхода, раскрыть внутренний потенциал ребят, развивать речь детей, прививать трудовые навыки с учётом индивидуальности. В нашем детском саду «Чайка» созданы все условия для целостного, личностного развития.
Мною был использован метод трудотерапии в природе по формированию речевой деятельности детей, разработан проект «Растите, овощи, растите» цель его — способствовать развитию речи детей, имеющих общее недоразвитие речи, на основе труда в природе. Также разработан проект «Береги природу», его цель: формирование экологически грамотного поведения и осознанного отношения к природе через развитие экологической культуры. Также работала в экологическом направлении, развивая речь детей. На базе детского сада «Чайка» проведено интегрированное занятие «Подводный мир: о Байкале», летний оздоровительный праздник «Нептун в гостях у о. Байкал». Целью этой игры-путешествия является знакомство детей с обитателями подводного мира озера Байкал, видеть красоту природы, воспитывать экологическую культуру, гуманное отношение к природе.
Таким образом, природа, окружающий мир, трудотерапия — вот те сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, побудить доброе отношение, восхитить и удивить их. Образы, представления и чувства, пережитые ребёнком в момент наблюдения, являются источником образов, которые в нужный момент оживают в сознании ребёнка и меняют его отношение к объекту.
Я считаю успешным применение педагогических технологий образовательных проектов и элементов в педагогическом процессе при формировании речевой деятельности детей, экологическом воспитании здорового дошкольника, будущего школьника с устойчивой внутренней мотивацией на дальнейшее познание, способность строить и создавать. К. Д. Ушинский писал: «Если хотите разговорить ребёнка, введите его в природу».
Литература:
- Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. — 1-е изд. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 82 c. — Текст: непосредственный. Веракса, Н. Е. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Н. А. Комарова, М. А. Васильева. — 3-е изд. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. — 336 c. — Текст: непосредственный.
- Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. — 1-е изд. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 82 c. — Текст: непосредственный.
- Рыжкова, Н. А. Программа «Наш дом — природа» / Н. А. Рыжкова. — 1-е изд. — Москва: Карапуз-Дидактика, 2005. — 192 c. — Текст: непосредственный.