Развитие познавательной активности через мир природы
Авторы: Долгова Ольга Николаевна, Погудо Светлана Борисовна, Тяговская Елена Николаевна, Лазарева Марина Анатольевна, Гаврова Юлия Николаевна, Юрченко Елена Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, сентябрь 2019)
Дата публикации: 19.08.2019
Статья просмотрена: 31 раз
Библиографическое описание:
Развитие познавательной активности через мир природы / О. Н. Долгова, С. Б. Погудо, Е. Н. Тяговская [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15257/ (дата обращения: 07.11.2024).
Мы живем в современном мире, в мире технологий и инноваций. К всеобщему сожалению, гоняясь за инновациями, люди, перестали обращать внимание на окружающую их природу. Они забыли, что являются частью единой системы и не могут существовать друг без друга. На сегодняшний день проблемы экологии стремительно набирают свою популярность. О них заговорили во всех сферах массовой информации. Поэтому тема экологического воспитания подрастающего поколения актуальна, так как наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Дети больше времени проводят у компьютеров, телефонов. А так важно, чтобы восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Рядом ученых, таких как Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой было доказано, что экологическое воспитание экологическая культура должны быть базовой потребностью и состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно — действенного, которые могут реализоваться последовательно и целенаправленно. Влияние экологической культуры на социализацию ребенка рассматривали такие ученые как О. С. Анисимов, И. С. Зинченко, А. В. Мудрик и т. д. цель всех научных исследований:
− формирование убеждения в необходимости бережного отношения к природе;
− стремление к адекватному восприятии знаний и выработке навыков по охране природы;
− приобщение к мировому уровню экологической культуре.
Понимая, что дошкольное детство — это как раз тот период, когда не только закладывается фундамент и происходит общее развитие ребенка, а развитие позитивного отношения к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Мы определили цель своей работы с детьми — создание условий для формирования у детей экологического мировоззрения, экологической грамотности и культуры. Включающей в себя знания о природе и взаимосвязях в ней, способах ее сохранения, этические, эстетические чувства, интерес к природе и проблемам ее охраны, навыков культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе и экономного расходования ее богатств. Для приобщения детей к экологической культуре мы используем широкий спектр всевозможных методов и приемов. Самые распространенные методы экологического воспитания — наблюдения, беседы, экскурсии. Экологическую грамотность осуществляем через: поисково-познавательную, опытно-экспериментальную, моделирующую, игровую, социально-эмоциональную, природоохранную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО о создании развивающей предметно-пространственной среды, обеспечили максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Группа оформлена по теме «Времени года», в центре расположена «паутинка», на которой вывешиваются картинки по тематическим событиям. У детей в повседневной жизни в течение времени года, недели просматривается определенная тематика, как правило, она связана с экологией. Создали центр «Галлилейка», где детям предлагается соприкоснуться с многогранным миром природы, ежедневно взаимодействуя, ухаживая и заботясь о нем. Создавая центр, мы подобрали, оформили материал, таким образом, чтобы воспитанники могли исследовать, наблюдать, экспериментировать, думать, развиваться, устанавливать причинно-следственные связи, тем самым формируем и накапливаем навык познавательно — поисковой деятельности. Центр разделен на несколько под- центров:
«Методичка» — это центр больше адресуется педагогам. Воспитатель должен быть всегда на шаг впереди детей. Центр пополняется новыми разработками, презентациями, методической литературой, которая в дальнейшем является толчком к новому в формировании экологической культуры дошкольников.
«Почитай-ка» — в экологическом воспитании большое значение имеет эстетическое восприятие. К нам на помощь приходят литература (А.Пушкин, М. Пришвин, Ф.Тютчев и т. д.), репродукции картин. Учитывая возрастные особенности детей, используем принцип фасцинации (очарования) и перцепции (восприятия). Рассматривая картину или слушая музыку, художественное произведение, дети попадают увлекательный мир природы. Тем самым развиваем воображение, творчество, воздействуя на чувства и эмоции детей.
Как говорится в китайской пословице «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать, и я пойму». Она адресована к центру «Изучалка», «Следопытка». Одним из основных методов экологического воспитания является — метод экспериментирования, который считаем, что знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Это ведет к воспитанию ребенка, ориентированного на положительное отношение к природе, происходит взаимодействие детей с природой и социальной средой. Экспериментируя с воспитанниками, исходим из детских потребностей и интересов. Происходит «погружение» ребенка в определенную тему или проблему, повышается поисковая активность, что побуждает к творческому отношению выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе.
Мир ребенок познает через ощущение Центры — «Ощущалка», «Измерялка», «Насыпалка», «Ковырялка», доказывает, что движение пальцев рук стимулирует развитие нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка. В этих центрах дети устанавливают причинно-следственные связи, развивают мелкую моторику, происходит понимания весовых и измерительных эталонов предмета.
Все эти под-центры, подводят детей к экспериментированию. С помощью опытов дети выявляют свойства предмета в зависимости от состояния температуры, влажности воздуха, сезона года, воздействия солнца. Дети учатся пользоваться весами, лупой, термометром, магнитом. При проведении опытов мы используем «метод посредника» (персонажа Совушки). Первые проблемные ситуации решаем в совместной деятельности. Затем у детей формируется умение самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, самостоятельно готовить оборудование для проведения опытов, осуществлять практические действия, графически составлять схему определения эксперимента и зарисовывать результат.
Центр постоянно пополняется разными материалами: песком, глиной, камушками, сосудами. Находясь на отдыхе, дети приносят все интересное и значимое, с их точки зрения. Работая в центре, разработали вместе с детьми правила техники безопасности, совместно подготовили карточки со схематическим изображением предлагаемых опытов. Результаты проведения исследований фиксируем в дневнике наблюдения.
Для формирования экологического мировоззрения и экологической культуры используем технологию сотрудничества (метод моделирования педагогических ситуаций), где воображаемый план, дети придумывают самостоятельно. Создается тайна, загадка, на которые дети находят ответ. Темп игры держим через посредника, объединяя ребят в малые группы по счету, временам года, по желанию и т. д. Дети договариваются между собой, помогают друг другу, ищут выход из сложившийся ситуации. Отношения выстраиваются на принципе равенства и партнерства, дети чувствуют себя значимыми, защищенными, охотно идут на контакт, не боятся высказывать свое мнение, точку зрения.
Наряду с традиционными методами экологического образования применяем технологию макетирования. Игры на макетной основе способствуют развитию «погружения» детей в лексическую тему («Птицы», «Насекомые», «Зоопарк» и т. д.) и ознакомлению детей с окружающим миром. Все объекты (мелкие игрушки) не прикреплены к макетам, дети свободно перемещают по всей поверхности макета и могут даже перенести на другой макет. Тем самым дети учатся устанавливать связь, видеть перспективу проживания данного объекта.
Развивая экологический потенциал современного дошкольника невозможно без трудовой деятельности. Поэтому участвуя в трудовой деятельн6ости дети получают представления о многообразии растительного и животного мира. О том, как растут и развиваются растения. Каждый день начинается с обхода своего участка. Дети сами находят объекты, которые нужно прибрать, полить. Осенью дети с удовольствием собирают семена с цветов, и сухие листья, зимой собирают снег и прикапывают его к стволам деревьев, кормят птиц, а летом пропалывают цветник от сорняка.
Формируя основы культуры личности, даем детям понятия добра и зла, учим их отличать прекрасное от безобразного, пробуждаем доброе начало. Для воспитания коммуникативной культуры используем ряд ситуаций: «Сломанная ветка, висевшая на кустарнике» или «полюбоваться осенним кленовым листом, рассмотреть его и подумать, на что он похож, представить, чем он был раньше и где он находился, определить, какое у него в данный момент настроение», «придумать сказку между предметами, выдуманную детьми (камень, одуванчик, кузнечик беседуют о погоде)».
Творческая деятельность способствует процессу формирования у детей творческого воображения и образного мышления, развития высших психических процессов (памяти, восприятия, внимания, мышления), развивает эмоции. Дети перевоплощаются в животных, растения, дождик, камень. Они смотрят на мир другими глазами, учатся сопереживать, сострадать — цветку, бабочке, дождику.
Конечно, в решении поставленных задач воспитание будущего поколения не маловажную роль принадлежит семье. Работа с родителями является важным звеном в реализации экологического воспитания детей, именно семья дает первые уроки, опыт общения с природой, показывая пример отношения к объектам растительного и животного мира. Так для украшения детского участка, родители изготовили «сказочный уголок Гномика Тошки», оформили клумбу — для этого дети вместе с родителями собирали камушки, растили цветы, высаживали их в клумбу. И когда другие дети заходили в сказочный уголок, предостерегали, делали замечания — что руками трогать нельзя, а надо смотреть глазами. Тем самым принимали, непосредственное отношение к происходящему заботились, охраняли.
Важнейшим показателем эффективности образовательного процесса и деятельности по данному направлению являются положительные результаты освоения знаний по данному направлению. Целью мониторинга является изучение достижений планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения детьми программы и определение динамики детского развития.
Мониторинг в группе направлен на отслеживание качества формирования экологического воспитания детей.
Мониторинг реализации системы работы по формированию экологического воспитания детей за 2017 -2019гг
Год |
Сформировано |
На стадии формирования |
Не сформировано |
|||
Кол. детей |
(%) |
Кол. детей |
(%) |
Кол. детей |
(%) |
|
Сентябрь 2017 |
4 |
15.5 |
10 |
38,5 |
12 |
46 |
Апрель 2019 |
18 |
69.5 |
7 |
27.5 |
1 |
3 |
Анализ результатов мониторинга апрель 2019г системы работы показал рост высокого уровня в сравнении с годом 2017 на 54 %. Таким образом, решение данной задачи (формирование экологической культуры), будь в игре или на занятии, в путешествиях или экскурсиях, является формирование таких качеств у детей, как системность мышления (способность воспринимать любой предмет, во всем многообразии связей), и диалектичность мышления (способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их), которые способствуют формированию первичных представлений об экологических связей и понятий.
Литература:
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью / Н. В. Алешина. — М.:, «ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ», «ЦТЛ», 2003.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева.-М.: АСАОЕМА, 2001.
- Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду: книга для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Н. А. Рыжова. — М., 2001.