Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 21.06.2020

Статья просмотрена: 993 раза

Библиографическое описание:

Гончарова, Л. А. Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой / Л. А. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/315/72012/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. Наблюдая за детьми своей группы, я отметила, что многие испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умели по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стеснялись ответить соответствующим образом, если к ним обращался кто-либо. Они также не могли поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выразить свою симпатию, поэтому часто конфликтовали или замыкались в одиночестве, что в конечном итоге затрудняло бы их дальнейшую социализацию в обществе.

Мои наблюдения заставили меня в очередной раз убедиться, что прогулка, наблюдения за живой и неживой природой точно так же, как игра раскрепощают и увлекают детей. Они начинают отмечать все, что видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. То есть, самостоятельно преодолевают барьеры в общении. Природа, сама по себе неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Своими разнообразными красками, динамичностью, она привлекает детей, вызывая в них разнообразные эмоции. Восторг от ярких красок распустившейся природы, надолго остается в памяти, развивает любознательность у ребят, что создает прочную основу для дальнейшего ее познания.

Целью моей работы с детьми для развития коммуникативных навыков, стало систематическое приобщение моих воспитанников к природе. В процессе общения с природой у ребят развивается и крепнет наблюдательность, любознательность. Они учатся мыслить, что в свою очередь расширяет кругозор, развивает память. Дети учатся задавать и отвечать на вопросы, а это, как известно положительно влияет на развитие связной речи. Я старалась максимально приблизить детей к природе, научить понимать и любить ее, воспринимать окружающий мир, мыслить, рассуждать, анализировать, сопоставлять. В начале года составила перспективный план в который включила следующие разделы: «Мы живем на Кубани», «Красная книга Кубани», «Лекарственные растения Кубани», «Мы друзья природы». В своей работе, я использую разнообразные формы и приемы по обогащению словаря на основе художественных образов — это беседы, наблюдения на прогулке, занятия, труд в природе, дидактические и подвижные игры, игры драматизации, экскурсии. Я применяю различные методы работы: словесный, игровой, наглядный, практический. Для того,чтобы дети учились размышлять, анализировать, делать выводы, стараюсь задать тот или иной вопрос подходящий для данной ситуации. Например, как вы думаете? Кто думает по- другому?

С ребятами своей группы, мы часто посещаем Эколого-биологический центр. Уже первое посещение дало свои результаты. У детей появились общие темы для разговора. Они стали делиться впечатлениями, обсуждать симпатии к тому или иному животному, их внешний вид, повадки, поведение, чем они питаются. Во время прогулки, мы подкармливаем птиц, наблюдаем за их повадками. Ребята с удовольствием приносят корм из дома за ранее обсуждая и договариваясь кто что принесёт, решают сообща, чем будут кормить птиц, кто сегодня прилетал и еще прилетит к кормушке. Был такой случай, моя напарница, по дороге на работу подобрала замёрзшего воробья и принесла в группу. Птицу обогрели и потом отпустили, а вот впечатлений, разговоров и рассказов хватило на несколько дней. Дети фантазировали что видели знакомого воробья рядом с детским садом, что именно он прилетал к ним домой, а одна моя воспитанница, уговорила папу сделать для нашего воробья кормушку. Такое общение сплачивает детей, учит их быть терпимее друг к другу, забота о братьях наших меньших объединяет, а умение наблюдать вырабатывает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. Дети учатся сотрудничать, прислушиваться к мнению других, слушать и слышать друг друга и взрослых.

Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой, делает их жизнь эмоционально богаче. Большую роль в развитии детей играет работа в уголке природы, где собраны растения соответственно возрасту. Ухаживая и наблюдая за растениями в уголке природы, мои воспитанники учатся доброте, терпению, трудолюбию, что в свою очередь способствует развитию коммуникативных навыков.

В нашей группе регулярно проводятся разнообразные творческие дни. Один из дней называется «Мы – друзья природы». В этот день, мы приглашаем в сад родителей, которые вместе со своими детьми участвуют в разнообразных играх, занятиях-путешествиях, драматизациях, экскурсиях. Эти мероприятия направлены на то, чтобы ребята учились взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Общие увлечения и заботы способствуют поддержанию дружеских взаимоотношений в коллективе, а так же развивают речь детей. Я всегда стараюсь привлекать родителей в жизнь нашего коллектива. В беседах с ними, советую обращать внимание их детей, на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Таким образом, во время наблюдений, когда они идут в детский сад или возвращаются домой, всегда можно увидеть что-то интересное, что расширяет кругозор детей, развивает речь.

При выполнении трудовых поручений дети общаются со сверстниками, у них появляются общие интересы, ставятся одинаковые задачи для всех участников, радуются результатам своего труда. Уже сегодня дети стали обмениваться представлениями, идеями, интересами, настроением, чувствами, а в дальнейшем они научатся совместному планированию, научатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры и добиваться общих результатов. Обычно труд в природе организуется либо в уголке природы, либо на прогулке, будь- то уборка участка, удаление сорняка и сухостоя в огороде и цветнике, сбор урожая или семян, пересаживание комнатных растений и уход за ними. При необходимости, я помогаю ребятам договориться и распределить фронт работы, учу уступать друг другу и помогать, предотвращаю возникновение конфликтов и разногласий. Способствую проявлению заботы, дружбы, подсказываю, как надо поступить. По окончанию работы обязательно подчеркиваю, что каждый потрудился немного, а вместе сделали весь объем работы.

Моим ребятам очень нравится участвовать в занятиях-экспериментах. Мы часто проводим несложные опыты на прогулках или в уголке природы, которые способствуют развитию наблюдательности и заботливого отношения к природе. Недалеко от нашего детского сада, растет березовая роща, которая является излюбленным местом посещения наших ребят. Я учу детей понимать и любить природу родного края. Дети замечают и интересуются всем: веселым щебетанием птиц, маленькими трудолюбивыми муравьями, спешащими в свой муравейник. Роща привлекает внимание детей яркостью красок, запахами, звуками. С каждым новым посещением, дети открывают для себя новый мир.

Вместе с детьми, мы восхищаемся и любуемся поэтическими образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Заготавливаем природный материал для поделок. Таким образом создаются предпосылки для развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Наблюдая за животным и растительным миром, разнообразными природными явлениями, дети становятся более внимательными, наблюдательными, общительными, они начинают обмениваться информацией, что способствует развитию связной речи.

Коммуникативные способности — это те способности, которые можно и нужно развивать. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше. Умение вливаться в коллектив и эмоционально взаимодействовать с окружающими у ребенка дошкольного возраста ещё пока недостаточно развито, а игры помогают справится с застенчивостью, придают уверенности в себе и способствуют тесному общению. Дидактические игры, которые я использую в своей работе с детьми, направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека. В ходе игры обращаю внимание детей на то, как важно уметь договариваться, слушать и слышать друг друга.

Совместные коммуникативные игры, с экологической направленностью, в которых дети действуют одновременно и одинаково наиболее эффективны. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что конечно же благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста очень важно для нормального развития ребенка и его подготовки в дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Поваляева М. А., Развитие речи при ознакомлении с природой. Изд-во ГНОМ и Д, 2006 г.
  2. Котова Е. В. В мире друзей. Творческий центр «Сфера». М., 2007 г.
  3. Рыжова Н. А. Наш дом-природа. /Ребенок в детском саду. 2009 г.
  4. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника /Сфера, 2012 г.
  5. Шипицына Л. М. Основы коммуникации. Спб., «Образование» 1995 г.
  6. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Изд-во Аркти М., 2004 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, уголок природы, детский сад, природа, ребята, внимание детей, дошкольный возраст, друг, друг друга, связная речь.


Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Формирование духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций (из опыта работы)

Задать вопрос