Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. Наблюдая за детьми своей группы, я отметила, что многие испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умели по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стеснялись ответить соответствующим образом, если к ним обращался кто-либо. Они также не могли поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выразить свою симпатию, поэтому часто конфликтовали или замыкались в одиночестве, что в конечном итоге затрудняло бы их дальнейшую социализацию в обществе.
Мои наблюдения заставили меня в очередной раз убедиться, что прогулка, наблюдения за живой и неживой природой точно так же, как игра раскрепощают и увлекают детей. Они начинают отмечать все, что видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. То есть, самостоятельно преодолевают барьеры в общении. Природа, сама по себе неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Своими разнообразными красками, динамичностью, она привлекает детей, вызывая в них разнообразные эмоции. Восторг от ярких красок распустившейся природы, надолго остается в памяти, развивает любознательность у ребят, что создает прочную основу для дальнейшего ее познания.
Целью моей работы с детьми для развития коммуникативных навыков, стало систематическое приобщение моих воспитанников к природе. В процессе общения с природой у ребят развивается и крепнет наблюдательность, любознательность. Они учатся мыслить, что в свою очередь расширяет кругозор, развивает память. Дети учатся задавать и отвечать на вопросы, а это, как известно положительно влияет на развитие связной речи. Я старалась максимально приблизить детей к природе, научить понимать и любить ее, воспринимать окружающий мир, мыслить, рассуждать, анализировать, сопоставлять. В начале года составила перспективный план в который включила следующие разделы: «Мы живем на Кубани», «Красная книга Кубани», «Лекарственные растения Кубани», «Мы друзья природы». В своей работе, я использую разнообразные формы и приемы по обогащению словаря на основе художественных образов — это беседы, наблюдения на прогулке, занятия, труд в природе, дидактические и подвижные игры, игры драматизации, экскурсии. Я применяю различные методы работы: словесный, игровой, наглядный, практический. Для того,чтобы дети учились размышлять, анализировать, делать выводы, стараюсь задать тот или иной вопрос подходящий для данной ситуации. Например, как вы думаете? Кто думает по- другому?
С ребятами своей группы, мы часто посещаем Эколого-биологический центр. Уже первое посещение дало свои результаты. У детей появились общие темы для разговора. Они стали делиться впечатлениями, обсуждать симпатии к тому или иному животному, их внешний вид, повадки, поведение, чем они питаются. Во время прогулки, мы подкармливаем птиц, наблюдаем за их повадками. Ребята с удовольствием приносят корм из дома за ранее обсуждая и договариваясь кто что принесёт, решают сообща, чем будут кормить птиц, кто сегодня прилетал и еще прилетит к кормушке. Был такой случай, моя напарница, по дороге на работу подобрала замёрзшего воробья и принесла в группу. Птицу обогрели и потом отпустили, а вот впечатлений, разговоров и рассказов хватило на несколько дней. Дети фантазировали что видели знакомого воробья рядом с детским садом, что именно он прилетал к ним домой, а одна моя воспитанница, уговорила папу сделать для нашего воробья кормушку. Такое общение сплачивает детей, учит их быть терпимее друг к другу, забота о братьях наших меньших объединяет, а умение наблюдать вырабатывает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. Дети учатся сотрудничать, прислушиваться к мнению других, слушать и слышать друг друга и взрослых.
Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой, делает их жизнь эмоционально богаче. Большую роль в развитии детей играет работа в уголке природы, где собраны растения соответственно возрасту. Ухаживая и наблюдая за растениями в уголке природы, мои воспитанники учатся доброте, терпению, трудолюбию, что в свою очередь способствует развитию коммуникативных навыков.
В нашей группе регулярно проводятся разнообразные творческие дни. Один из дней называется «Мы – друзья природы». В этот день, мы приглашаем в сад родителей, которые вместе со своими детьми участвуют в разнообразных играх, занятиях-путешествиях, драматизациях, экскурсиях. Эти мероприятия направлены на то, чтобы ребята учились взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Общие увлечения и заботы способствуют поддержанию дружеских взаимоотношений в коллективе, а так же развивают речь детей. Я всегда стараюсь привлекать родителей в жизнь нашего коллектива. В беседах с ними, советую обращать внимание их детей, на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Таким образом, во время наблюдений, когда они идут в детский сад или возвращаются домой, всегда можно увидеть что-то интересное, что расширяет кругозор детей, развивает речь.
При выполнении трудовых поручений дети общаются со сверстниками, у них появляются общие интересы, ставятся одинаковые задачи для всех участников, радуются результатам своего труда. Уже сегодня дети стали обмениваться представлениями, идеями, интересами, настроением, чувствами, а в дальнейшем они научатся совместному планированию, научатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры и добиваться общих результатов. Обычно труд в природе организуется либо в уголке природы, либо на прогулке, будь- то уборка участка, удаление сорняка и сухостоя в огороде и цветнике, сбор урожая или семян, пересаживание комнатных растений и уход за ними. При необходимости, я помогаю ребятам договориться и распределить фронт работы, учу уступать друг другу и помогать, предотвращаю возникновение конфликтов и разногласий. Способствую проявлению заботы, дружбы, подсказываю, как надо поступить. По окончанию работы обязательно подчеркиваю, что каждый потрудился немного, а вместе сделали весь объем работы.
Моим ребятам очень нравится участвовать в занятиях-экспериментах. Мы часто проводим несложные опыты на прогулках или в уголке природы, которые способствуют развитию наблюдательности и заботливого отношения к природе. Недалеко от нашего детского сада, растет березовая роща, которая является излюбленным местом посещения наших ребят. Я учу детей понимать и любить природу родного края. Дети замечают и интересуются всем: веселым щебетанием птиц, маленькими трудолюбивыми муравьями, спешащими в свой муравейник. Роща привлекает внимание детей яркостью красок, запахами, звуками. С каждым новым посещением, дети открывают для себя новый мир.
Вместе с детьми, мы восхищаемся и любуемся поэтическими образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Заготавливаем природный материал для поделок. Таким образом создаются предпосылки для развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Наблюдая за животным и растительным миром, разнообразными природными явлениями, дети становятся более внимательными, наблюдательными, общительными, они начинают обмениваться информацией, что способствует развитию связной речи.
Коммуникативные способности — это те способности, которые можно и нужно развивать. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше. Умение вливаться в коллектив и эмоционально взаимодействовать с окружающими у ребенка дошкольного возраста ещё пока недостаточно развито, а игры помогают справится с застенчивостью, придают уверенности в себе и способствуют тесному общению. Дидактические игры, которые я использую в своей работе с детьми, направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека. В ходе игры обращаю внимание детей на то, как важно уметь договариваться, слушать и слышать друг друга.
Совместные коммуникативные игры, с экологической направленностью, в которых дети действуют одновременно и одинаково наиболее эффективны. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что конечно же благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста очень важно для нормального развития ребенка и его подготовки в дальнейшей жизни.
Литература:
- Поваляева М. А., Развитие речи при ознакомлении с природой. Изд-во ГНОМ и Д, 2006 г.
- Котова Е. В. В мире друзей. Творческий центр «Сфера». М., 2007 г.
- Рыжова Н. А. Наш дом-природа. /Ребенок в детском саду. 2009 г.
- Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника /Сфера, 2012 г.
- Шипицына Л. М. Основы коммуникации. Спб., «Образование» 1995 г.
- Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Изд-во Аркти М., 2004 г.