Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 02.03.2017

Статья просмотрена: 1169 раз

Библиографическое описание:

Акимова, Е. В. Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности / Е. В. Акимова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11971/ (дата обращения: 16.12.2024).



Опыт реализации ФГОС ДО по формированию удетей дошкольного возраста осознанного отношения кмиру природы вразнообразных видах деятельности

Акимова Елена Валерьевна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 174» г. Самары

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования по вопросу формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности.

Ключевые слова: осознанное отношение к природе, эколого-развивающая среда, экологическая тропа, проекты, виды деятельности, театральный фестиваль

Процесс экологизации образования граждан активно набирает обороты. Указом президента В. В. Путина, 2017 год объявлен в России Годом экологии. Дошкольное детство — ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.

Перед дошкольными учреждениями в настоящее время стоит задача воспитать не только здоровых, но и всесторонне развитых детей, экологически ориентированных и готовых к обучению в начальной школе. Вышеназванные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы.

Педагогический коллектив нашего МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара активно работает по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности».

И. А. Комарова и С. В. Спирин в своей статье «К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста» отмечают, что цель экологического обучения дошкольников ориентирована на формирование ответственного отношения к окружающей природе, которое строится на базе экологического сознания личности, когда приоритетным является идея взаимосвязи человека с окружающим миром, включая мир природы. Осознанное отношение, по мнению авторов, — это такое отношение, при котором субъект отдает себе отчет в объективных основаниях; в своих обязанностях; своей ответственности, в поступках и поведении в целом. [1, c.60].

И. А. Комарова и С. В. Спирин говорят также о том, что формируя у дошкольников осознанное отношение к определенным объектам и явлениям действительности, необходимо обратить особое внимание не только на усвоение необходимой системы знаний о данных объектах и явлениях, но и на умение правильно выразить собственное отношение через конкретные высказывания, суждения и действия, сочетая единство чувств, знаний и деятельности. На основании вышеизложенного, мы определили цель и задачи работы по данному направлению.

Цель: разработать и воплотить в деятельности педагогов и родителей комплекс мероприятий, направленный на формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы.

Задачи:

‒ формировать у детей представления об объектах природы и её многообразии, целостности живых организмов, их потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни, основы безопасного поведения в природе, готовность к совместной деятельности;

‒ развивать познавательные мотивы дошкольников, направленные на получение новых представлений о природе, умение любоваться красотой мира природы;

‒ развивать у детей творческий подход, умение оберегать и приумножать красоту и богатство природы малой Родины,

‒ транслировать опыт работы педагогов ДОУ на городских и региональных методических семинарах, конференциях, форумах,

‒ пропагандировать экологическое воспитание среди родителей.

Для решения этих задач была выбрана программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, в которой подчеркивается, что данная программа успешно реализуется при условии создания предметно-развивающей среды, организованной в достаточной степени в детском саду. Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО, является экологизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

В нашем детском саду создана эколого-развивающая среда: в группах имеются уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития; занимательные экологические игры; календарь природы, материалы для познавательно-исследовательской деятельности, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, а также поделки из природного материала. В холле детского сада расположен зимний сад.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа, выполняющая познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. На тропе выделены наиболее интересные и актуальные объекты: огород с различными культурами; аптекарский огород с лекарственными растениями, такими, как мать-и-мачеха, тысячелистник, подорожник, мята, ромашки; тропа «здоровья»; цветники, которые радуют глаз цветущими растениями с мая по октябрь.

В течение всего учебного года на тропе проводятся: наблюдения, игры, экскурсии, прогулки-походы, которые знакомят детей с изменениями природы по сезонам (продолжительностью дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом взрослых). Совместно с детьми проводим опытно-экспериментальную деятельность, наблюдаем с детьми за погодой, ростом различных деревьев и кустарников, растений, делаем зарисовки роста растений в тетрадях наблюдений. Свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной деятельности, в подвижных играх, в самостоятельной деятельности. В будущем планируем сделать на экологической тропе метеоплощадку (оборудование уже закуплено).

Для реализации поставленных задач в работе с детьми, педагоги детского сада:

  1. Осуществляют ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД, в играх, в процессе наблюдений, развлечений, повседневной жизни: чтение и драматизация экологических сказок, проведение экологических викторин, дидактических игр «Что, где растёт», «С какого дерева лист», «Угадай животное», словесных игр: «Узнайте по описанию»; «Съедобное — несъедобное»; «Хорошо –плохо», «Что лишнее?», «Кто как кричит?», которые развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем.
  2. Регулярно планируют и проводят тематические прогулки, экскурсии, походы, которые помогают детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях. Огромную радость доставляет малышам опыты, которые проводит воспитатель:

‒ Куда снег убежал? (таяние снега),

‒ Тонет — не тонет (плавучесть предметов),

‒ «Веселые краски» (окрашивание воды),

‒ Разноцветные льдинки (таяние льда в теплой и холодной воде).

Совместно с детьми находим ответы на вопросы-гипотезы:

‒ Зимой цветы не вырастут, потому что они замерзнут? — Как растения защищаются от врагов?

‒ Как червяк идет, если у него нет ног?

Эксперименты, опыты и наблюдения помогают детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы, правильно вести себя в мире природы.

  1. Осуществляют совместно с детьми познавательно-исследовательскую деятельность, труд в природе. В старших группах вместе с детьми выращиваем культурные растения (лук, перец, томат). Ребята получают навыки посева и ухода за растениями. В процессе такой работы проводим экспериментирование, где дети сами приходят к выводу о том, что рассаде нужен свет и вода. Выращенную на подоконнике рассаду в мае мы переносим на огород, на улицу, где продолжается работа по закреплению практических навыков ухода за растениями. Всё это способствует формированию у детей познавательного интереса и осознанного отношения к миру природы.
  2. Организуют и проводят совместные творческие проекты: «Огород на подоконнике» (средние группы), «Лекарственные растения» (старшие группы), «Комнатные растения», «Наш любимый город» (подготовительные к школе группы); акции «Поможем зимующим птицам!», «Чистая планета начинается с чистого двора!».

Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе (воспитатели Гаврилова О. В., Максимова М. Ю.) стал призёром городского фестиваля детских коллективных проектов «Я узнаю мир», а методическая разработка «Акция «Поможем зимующим птицам!» (воспитатель Оруджова И. Н.) признана одной из лучшей на Фестивале молодых педагогов г. о. Самара «Педагогический старт», который проходил в мае 2016 года.

  1. Изготовили красочные, познавательные лэпбуки: «Комнатные растения», «Азбука безопасного поведения в природе», «Весна», «Сказки В. Сутеева».
  2. Составили образовательные маршруты для совместной работы родителей с детьми 4–5-летнего возраста: «Прогулка по Самарской Луке», «Лесные звери».

Между группами проводим конкурсы: «Лучший прогулочный участок», «Лучший уголок природы», «Огород на подоконнике», тем самым обогащая развивающую предметно-пространственную среду, которая отвечает требованиям ФГОС ДО.

Получить новые знания в области экологического образования дошкольников педагоги смогли, участвуя в методическом марафоне в ДОУ «Организация специфических детских видов деятельности как эффективное средство в формировании экологических представлений у детей», на педагогическом совете по теме «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и осознанного отношения к природе»; консультациях: «Использование художественных техник в процессе создания выразительных образов животных», «Как организовать уголок природы», «Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста при организации наблюдений на прогулках»; мастер-классах «Рисуем нитью», «Сделаем Травянчика».

В нашем детском саду стало традицией в конце марта проводить театральный Фестиваль, где каждая группа готовит спектакль, атрибуты, афишу. В прошедшем учебном году тема Фестиваля была «Экологическая сказка». Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, стихов. Дошкольники с удовольствием разыгрывают сюжеты, изучая поведение животных, птиц, насекомых. В играх — драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности-интонации, мимики, пантомимы. В данную деятельность вовлекаются родители воспитанников: помогают в создании костюмов и декораций, афиш.

Родители нашего ДОУ принимают активное участие в выставках детского творчества: «Осень — щедрая пора!», «Новогоднее украшение группы», «Зимняя сказка», конкурсе-выставке совместного творчества родителей и детей на лучший букет из цветов, овощей, фруктов. Изготовление работ на выставку позволяет детям ощутить собственную значимость, родителям — продемонстрировать положительное отношение к продукту совместной деятельности. Родители также активно участвуют в экологических викторинах, развлечениях «Мама, папа, я — экологическая семья». О том, что наша работа нашла понимание у родителей, говорит, повышенный интерес взрослых к тому, что делается в детском саду, отклик родителей на все наши начинания, положительные отзывы родителей о проделанной работе.

Таким образом, осуществляя интеграцию экологии во все образовательные области, через различные формы работы, создаётся целостная система формирования у детей осознанно-правильного отношения ко всему живому, умение видеть и понимать красоту окружающего мира.

Литература:

  1. И. А. Комарова, С. В. Спирин статья «К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста», «Вектор науки ТГУ» № 2(2), 2010.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Основные термины (генерируются автоматически): осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, природа, растение, окружающий мир, самар, экологическая тропа.

Ключевые слова

проекты, виды деятельности, экологическая тропа, осознанное отношение к природе, эколого-развивающая среда, виды деятельности, театральный фестиваль

Похожие статьи

Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной си...

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива

Статья посвящена опытно-экспериментальной работы по организации методической работы по созданию условий становления детского коллектива в дошкольной образовательной организации. Представлена организация эмпирического исследования; дано детальное опис...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...

Похожие статьи

Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной си...

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива

Статья посвящена опытно-экспериментальной работы по организации методической работы по созданию условий становления детского коллектива в дошкольной образовательной организации. Представлена организация эмпирического исследования; дано детальное опис...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...