Дополнительное образование в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 20.04.2020

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Таланова, М. А. Дополнительное образование в детском саду / М. А. Таланова, Е. В. Губайдуллина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5142/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы представляют опыт работы по реализации образовательной программы дополнительного образования научно-технической направленности.

Ключевые слова: ребенок, детский сад, дополнительное образование, старший дошкольный возраст, дошкольное образование.

В настоящее время внимание педагогического сообщества всей страны направлено на реализацию национального проекта РФ «Образование», которое имеет своей целью:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. В век развития современных технологий и стратегии строительства в России инновационной экономики, перед всей системой образования государства ставятся серьезные задачи. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Формирование у ребенка самостоятельности, целеустремлённости, умения ставить перед собой задачу, и добиваться её решения, используя разнообразные способы, становление эмоционально-волевой и личностной сферы — вот только некоторые необходимые условия для успешной социализации подрастающего поколения. Умение видеть в обыденных вещах нечто новое, открывать неизведанное, творить и изобретать становится ключевой компетенцией современного человека.

Безусловно, достижение качественного образования во многом зависит от правильного построения преемственности его уровней: дошкольного и начального общего; начального и основного общего образования и т. д. В последние годы предприняты определенные позитивные шаги по совершенствованию преемственных связей между детским садом и школой, главными из которых можно по праву считать разработку Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). В связи с этим, значение дошкольного образования как первоначального звена в единой непрерывной системе образования государстватрудно переоценить. Меняются образовательные стандарты, возрастают требования к дошкольному обучению и воспитанию. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения, педагогической общественностью приняты идеи гуманистической педагогики.

Существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования.

Кроме общего образования большое значение приобретает и богатый спектр дополнительных образовательных структур. Национальный проект «Образование» предполагает, что охват дополнительным образованием детей в возрасте 5–18 лет должен составлять 80 %. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса. Современная тенденция развития дополнительного образования, основанная на уникальном опыте отечественной система дополнительного образования детей, располагает прекрасными возможностями по развитию творческих, технических, спортивных способностей обучающихся, их познавательного интереса в различных образовательных областях. Различные секции, кружки, студии востребованы детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяют удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные потребности личности. Сегодня существует большое количество дополнительных образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям, интересам и возможностям. Детские сады, имея качественный кадровый ресурс, богатую материально-техническую базу, отлаженную систему ведения образовательной деятельности, могут обеспечить необходимую инновационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую и релаксационную функцию.

В детском саду № 187 «Солнышко» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти успешно реализуется авторская программа «Электроника шаг за шагом», которая разработана в соответствии с ФГОС ДО и направлена на интеллектуальное и познавательное развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста. Авторы-составители программы — Р. В. Маслячкина, Т. С. Тряпицина. Данная общеобразовательная программа научно-технической направленности рекомендована как программа дополнительного образования, реализуется с использованием электронного конструктора «Знаток» (автор А. Бахметьев). Конструктор рекомендован УМО МПГУ Министерства образования и науки РФ для образовательных учреждений. Указанное изделие получило высокую оценку у специалистов в области электроники, а также прошло апробацию во многих российских учреждениях, работающих с детьми. Программа направлена на развитие детского творчества и конструирования в области изучения электроники. Реализуется в соответствии с технической направленностью образования, является профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме для детей старшего дошкольного возраста дает достаточные глубокие знания по работе с электроприборами.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста Содержание программы имеют четкую содержательную и законченную структуру. Форма организации образовательной деятельности детей на занятии — подгрупповая (10–12 детей). В процессе занятия используется коллективная, индивидуальная деятельность воспитанников, а также работа в парах и тройках. Занятия проводятся в течение 12 месяцев 1 раз в неделю по 25–30 мин во второй половине дня. Общее количество часов в год — 46.

Эта программа является прекрасной платформой для решения таких подразделов национальной программы «Образование», как «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка».

Когнитивный компонент процесса ранней профориентации связан с формированием профессиональной составляющей образа мира дошкольника. Образ мира трактуется сегодня не только как многоуровневая система представлений о мире, других людях, о себе и своей деятельности (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский), но и как система отношений человека к миру (Е. Ю. Артемьева, Ю. К. Смирнова). В этом случае ранняя профориентация заключается в том, чтобы сформировать познавательный интерес и систему знаний, представлений о разнообразии и объективной специфике профессий. Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, …быть капитаном, врачом и т. д». (Асмолов А. Г.). Через игровые формы и методы, которые в дошкольном образовании являются основополагающими, проходит первое знакомство детей с основными профессиональными действиями людей многих специальностей. Программа «Электроника шаг за шагом» направлена на развитие интереса к техническим знаниям, формирует представления об электротехнических работах, профессиональной деятельности, связанной с электротехникой и электроникой. Выполняя игровые задания и упражнения, ребенок быстро усваивает большой объем познавательных знаний и практических навыков работы с электронными схемами, правила поведения и технику безопасности при работе с электронными компонентами.

Информационные технологии успешно интегрируются в канву образовательного процесса. Видеоматериалы, презентации активно применяется при демонстрации тематических познавательных сюжетов, ознакомлении детей с условными обозначениями и цифровыми кодами, используемыми в электрических схемах конструктора, при показе алгоритмов выполнения заданий и последовательности соединения элементов сборки электрической схемы, а также для трансляции успехов и достижений самого ребенка.

Принцип индивидуализации, заложенный основе образовательной парадигмы Программы «Электроника шаг за шагом», позволяет педагогу на занятии создавать «ситуацию успеха» для каждого ребенка. Владея информацией об уровне интеллектуального развития и подготовки ребенка, учитывая зону ближайшего развития, тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, исходя из его возможностей, можно выстраивать учебный процесс определяя уровень сложности содержания, методы их сообщения возрасту, использовать вариативность технических средств для каждого ребенка в отдельности. Продуктивные формы подведения итогов занятий, такие, как межгрупповые соревнования и турниры, самопрезентации собственных моделей, презентации проектов, фотовыставки совместного творчества педагогов с воспитанниками, родителей с детьми — существенно повышают самооценку дошкольников, формируют уважительное отношение к себе, создают уверенность и посыл для успешной самореализации в более старшем возрасте.

Дополнительная образовательная программа «Электроника шаг за шагом» отвечает насущным требованиям времени. Она интересна педагогам, привлекает возможность использовать новые эффективные формы работы с детьми, пользуется спросом у родителей, как заказчиков образовательной деятельности, и особенно нравится детям.

Дошкольники с интересом узнают названия и назначение различных элементов конструктора. Опытным путем выясняют, что такое геркон и фоторезистор, чем отличается светодиодная лампочка от лампы накаливания, как работает пьезоизлучатель, какая деталь усиливает звук, почему летает вентилятор, где спрятаны мелодии. Восторг и удивление на лицах юных конструкторов, когда вдруг потухшая лампочка включается от громкого звука или даже хлопка, двигатель управляется с помощью магнита, а мелодия зазвучит, если на сенсорную пластину попадает крошечная капелька воды. С усердием маленькие ремонтники-электронщики ищут неполадки в собранном приборе. С гордостью рассказывают, что, оказывается, неправильно собрана схема, прервана электрическая цепь или не докручена лампочка в патрон, перепутан «плюс» и «минус» в блоке питания или «сели» батарейки. Искренне удивляются, когда выясняют, что ложка, вилка, ключи от дверного замка и даже гвоздь, могут проводить электричество, а палочка от мороженого — нет. Как серьезно воспринимают информацию о соблюдении правил безопасности при работе с электроприборами.

Использование электронных, электрических средств и элементов в практике работы с детьми дошкольного возраста действительно способствует успешной социализации детей в современном обществе, формированию у дошкольников самостоятельности, целеустремлённости, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, содействует обеспечению самоопределения, позволяет выявлять и осуществлять поддержку детей, проявивших особые творческие способности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дополнительное образование, детский сад, старший дошкольный возраст, дошкольное образование, шаг, научно-техническая направленность, образовательная деятельность, образовательный процесс, общее образование.

Похожие статьи

Инновационная форма работы ДОУ — школа для родителей

В статье рассматриваются современные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, направленные на повышение компетенций осознанного родительства.

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей

В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге на примере Калининского района. Актуальность статьи обусловлена наличием проблем в изучении и реализации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.

Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО

В статье дается анализ результатов исследования уровня готовности к школе у старших дошкольников. Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования.

Похожие статьи

Инновационная форма работы ДОУ — школа для родителей

В статье рассматриваются современные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, направленные на повышение компетенций осознанного родительства.

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей

В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге на примере Калининского района. Актуальность статьи обусловлена наличием проблем в изучении и реализации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.

Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО

В статье дается анализ результатов исследования уровня готовности к школе у старших дошкольников. Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования.

Задать вопрос