Развитие научно-технического творчества через участие в научно-образовательном проекте с целью профориентации воспитанников детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.11.2021

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Свириденко, О. Л. Развитие научно-технического творчества через участие в научно-образовательном проекте с целью профориентации воспитанников детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования) / О. Л. Свириденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85423/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время основой для технологической и экономической независимости России является создание инновационной высокотехнологичной экономики, способной обеспечить конкурентоспособность Российской Федерации и сформировать собственную мощную производственную базу. Одним из ключевых факторов достижения этой цели является качество подготовки инженерных кадров.

Эффективным механизмом подготовки кадров в любой сфере является ранняя профориентация. Мировой опыт показывает, что выращивать профессионалов необходимо уже со школы и даже с детского сада. Конечно, в детском саду ставится общая цель — формирование у малышей волевой и мотивационной готовности к труду. Осознанная склонность человека к той или иной деятельности начинает проявляться, как правило, в школе. Вместе с тем успех профессионального самоопределения школьника зависит не только от раннего проявления устойчивых интересов и склонностей, но и от соответствия его психофизиологических особенностей тем требованиям, которые предъявляет человеку профессия.

В самом общем виде профориентация (профессиональная ориентация) представляет собой комплекс мер, направленный на оказание помощи молодежи в выборе своей будущей профессии с учетом с личных интересов, способностей и мотиваций, а также в соответствии с вызовами времени, государственными и общественными запросами. Цель профориентации — не только профессиональное, но и личностное самоопределение. Выбирая профессию, человек выбирает не только работу, но и судьбу.

В настоящее время исходя из технологических, социальных и экономических процессов происходит формирование новых качеств подрастающего поколения, направленных на готовность выбора ими профессий, востребованных в недалеком будущем. Тенденции развития общества указывают на то, что подавляющее большинство этих профессий, так или иначе, будут связаны с применением различных технических устройств, высокоточного оборудования и наукоемких технологий.

Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе собственную производственную базу. В этих условиях важнейшими качествами личности становятся: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, иметь целостное системное представление об объектах окружающего мира, их взаимосвязях, понимать, как изменение одного объекта влияет на динамику других. Данные черты свойственны и научно-техническому мышлению и лежат в основе технического творчества.

В современных условиях научно-техническое творчество — этооснова инновационной деятельности. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системыобразования. Усвоение основ научно-технического творчества,творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь,приведет к сознательному профессиональному самоопределению попрофессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно-технической сферы производства.

Основной целью развития научно-технического творчества школьников является выявление и поддержка одаренных обучающихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов.

Объединения технической направленности в учреждении дополнительного образования являются стартовой площадкой для будущих изобретателей, конструкторов, людей рабочих профессий, современной техникой. Развитие научно-технического творчества является одним из вариантов дополнительного образования для школьников, дающее начальные технические знания и понятия, позволяющие выработать навыки работы с материалами и инструментами, с их практической реализацией.

Ранняя профессиональная ориентация молодежи в КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина», направленная на востребованные профессии, ставит перед собой такие задачи, как:

– развитие научно-технического творчества и научно-исследовательского потенциала учащихся;

– выявление способных и талантливых школьников и помощь им в дальнейшем специализированном обучении;

– привлечение учащихся к научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности;

– привлечение внимания специалистов различных инженерных отраслей и направлений к ранней профессиональной ориентации в детском доме.

С целью профориентации школьников педагогами КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина» проводится планомерная работа. Для осуществления профессионального ориентирования в детском доме разработана программа «Я и моя профессия». Также проводятся различные мероприятия, включающие информирование ребят о востребованных профессиях в Красноярском крае, ознакомление с новыми профессиями, тестирование на определение профессиональных предпочтений, организацию экскурсий на предприятия, проведение мастер-классов и профессиональных проб. Воспитанники принимают активное участие в различных акциях и проектах: «Школа финансовой грамотности», Проект «Примерь профессию», проект предпрофильной подготовки, реализуемый во взаимодействии с общеобразовательными школами и профессиональными образовательными организациями, конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс». Ежегодно для выпускников детского дома организуется окружная интенсивная школа «Взлетная полоса», где выпускники проходят профессиональные пробы в мастерских и лабораториях техникумов и колледжей, у работодателей, социальных партнеров учреждений. Совместно с Институтом психолого-педагогического образования ведется работа по ранней профессионализации, в дошкольном отделении функционирует кабинет ранней профессионализации, реализуется программа по данной теме, в начальной школе работает мастерская лэпбуков по профессиям.

Опыт работы по раннему профессиональному ориентированию воспитанников в рамках пилотной площадки был представлен на Всероссийском конкурсе лучших практик профессионального самоопределения молодежи «Премия Траектория», который проводит Федеральное агентство по делам молодежи совместно с ФГБУ «Центр содействия молодым специалистам». Описанная практика работы в данном направлении заняла 1 место, молодые специалисты детского дома, социальные педагоги, получили право напечатать статью в журнале лучших практик.

Отлажена система дополнительного образования, направленная на профессиональное ориентирование воспитанников. Программы дополнительного образования по ряду направленностей реализуются с использованием новых, в том числе цифровых технологий и средств обучения.

Задача построения в стране новой инновационной экономики и достижения технологического уровня, определенного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Долгосрочным прогнозом технологического развития Российской Федерации до 2025 года, не может быть решена без радикального совершенствования программ дополнительного образования детей технической направленности.

Я, как педагог дополнительного образования детского дома, реализую программы дополнительного образования воспитанников с целью развития технического творчества и в процессе вовлечения обучающихся в проектную деятельность.

Таким образом, участие в научно-образовательных проектах является новым витком в развитии научно-технического творчества среди воспитанников детского дома.

В течении 2019–2020 годов воспитанники детского дома, под моим руководством, принимали участие в Научно-образовательном проекте «Малая космическая одиссея», реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов. Автором проекта является летчик-космонавт, Герой России Александр Иванович Лазуткин. В основу проекта положены уникальные материалы в области космонавтики и ракетно-космической техники, организация проектно-командной работы и проведение исследований в этой области. В ходе реализации проекта участники изучали материалы по истории отечественной космонавтики, становлении и развитии ракетно-космической промышленности и высокотехнологичного производства в Красноярском крае и РФ, получали дополнительные знания по физике, химии, астрономии, геометрии, географии, краеведению, которые потребовались им для проведения проектных и исследовательских работ в области космонавтики, знакомились с профессией «космонавт» и смежными с ней специальностями.

Малая космическая одиссея — профориентационный проект, направленный на развитие научно-технического творчества школьников в области космонавтики и ракетной техники через вовлечение их в образовательную, исследовательскую, изобретательскую и проектную деятельность.

На он-лайн платформе проекта (мко24.рф) с виртуальной «Космической лабораторией» (лаб.мко24.рф), были размещены обучающие и конкурсные задания для участников проекта, результаты их исследований, творческие проекты, рейтинг достижений, фото- и видеоматериалы проекта, трансляции запусков ракет, записи вебинаров и встреч с летчиками-космонавтами, лекции преподавателей ведущих вузов по тематике проекта.

Воспитанниками был пройдено несколько курсов и проделан огромный пласт работы.

  1. Предполётные задания, были посвящены подготовке к работе, настройке социальных сетей, определение ролей в команде — экипаже, написание мотивационных писем, прохождение тестов, заполнение рабочего профиля.
  2. Первый курс полётных заданий состоял из практических занятий, которые были направлены на изучение окружающего мира, используя легенду программы об исследовании чужой (неизвестной планеты). Развивая навыки проведения исследовательских работ, команда из 5 человек — экипаж, проводили различные исследования, а именно:

– долгосрочные исследования, которые включали измерение температуры воздуха, атмосферного давления, уровня солнечной активности в течение двух месяцев. В результате чего были составлены диаграммы, таблицы и полный отчет о взаимосвязях всех этих изменений между собой и отношение погодных явлений к организму человека;

– краткосрочные исследования, включали измерения среднесуточного потребления жидкости, потребление кислорода, в результате были произведены расчёты для автономной месячной экспедиции экипажа.

Ребята разрабатывали проекты по доставки воды на короткие расстояние, длинные расстояние, обеспечение водой космического корабля или автономной станции. Участвовали в фотоконкурсе «Я и космос».

Воспитанники на протяжении нескольких месяцев выполняли задания на определение своего местоположения и координат посадки других экипажей, определение параметров атмосферы, измерение фактической длительности суток и локального полдня, отслеживание суточной динамики изменений основных величин. Проводили анатомические исследования (определение частоты сердечных сокращений и изменения веса в результате нагрузок)

Изучали историю пилотируемой и российской космонавтики, анализировали и структурировали ошибки (фактические, смысловые или иного толка) в таких фильмах как — время первых (Россия 2017), звездный десант (США 1997), звездные войны (любой из оригинальных эпизодов I — VI 1977–2005)

Рассчитав количество выкинутого детьми мусора, воспитанники писали эссе на тему «Как не допустить экологической катастрофы на Планете Х», и предлагали способы решения этой проблемы на Земле.

Таким образом, воспитанники детского дома, вовлечённые в проект после окончания первого курса полётных заданий, были погружены в проектные работы, которые ребята успешно защитили по двум направлениям:

– «Экипаж и предполетная подготовка» (описание членов экипажа, их количество и командные роли. Описать необходимые ресурсы и материалы для автономной экспедиции сроком на 3 месяца).

– «Профессиональный космонавт». Описание навыков и компетенций необходимых для участника экспедиции по освоению Планеты Х.

  1. Второй курс полётных заданий начался с защиты проектов.

С целью расширить базу мини-музея Дома Науки и Техники в Красноярске, воспитанниками было выполнено дополнительное задание и подготовлен доклад о докторе физико-математических наук, профессоре, ректоре Политехнического института г. Красноярска — Анатолии Михайловиче Ставер.

Ребятами были изучены лекции по Теории решения изобретательских задач и в процессе обучения воспитанникам были предложены различные задачи по ТРИЗ — Как обеспечить регулярное автоматическое очищение солнечных батарей на Марсе? Обеспечить проходимость марсохода, не изменяя его базовую конструкцию. Модернизировать (видоизменить) любо предмет домашнего быта, чтобы данный предмет смог выполнять качественно иные функции. И другие.

В этом же блоке ребятами изучался имеющийся опыт по вопросам:

– выращивание растений в условиях космоса и потенциальное «озеленение» станции;

– адаптации существующих методов нейро и опорно-двигательной реабилитаций для создания специального костюма, который позволил бы космонавтам находиться на орбите значительно дольше.

За достижения в проекте ребята неоднократно награждались сертификатами, грамотами и подарками. А по окончании проекта, в финале, заняли III место в III Открытой региональной онлайн выставке-ярмарке проектов и научных изысканий школьников, организованной Красноярским Домом науки и техники РосСНИО.

Проект способствовал развитию патриотизма и гордости молодого поколения за развитие достижений Российской науки и космонавтики, позволив организовать живое общение молодежи и летчиков-космонавтов, специалистов РКТ.

Реализация проекта способствовала ранней профориентации воспитанников, поднятию престижа инженерных специальностей среди молодежи, выявлению наиболее одаренных школьников для построения их образовательной траектории в технических вузах, техникумах и дальнейшему трудоустройству. Двое участников проекта, являясь выпускниками детского дома, нацелены на поступление в аэрокосмический колледж Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Литература:

  1. Малая Космическая Одиссея: Планета Х: учебно-методическое пособие / И. В. Ковалев, А. И. Лазуткин, А. А. Ворошилова, Г. О. Пивоваров, Е. И. Пистер, А. С. Шаров; ОУ «ККДНиТ». — Красноярск, 2020–64 с.
  2. Развитие научно-технического творчества в системе дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / Л. Б. Малыхина. — СПб.: ЛОИРО, 2019–265 с.
  3. Буслова Н. С., Клименко Е. В. Опыт проведения ранней профориентации детей посредством вовлечения в техническое творчество // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 4.
  4. Колонтаевская И. Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженерно-технические направления подготовки профессионального образования // Концепт. — 2014. — № 11.
Основные термины (генерируются автоматически): научно-техническое творчество, дополнительное образование, III, воспитанник, область космонавтики, проект, профессия, Российская Федерация, Канский детский дом, Красноярский край.


Похожие статьи

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Организация виртуальных фотоконкурсов как демонстрация результатов деятельности по формированию основ здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы)

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Похожие статьи

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Организация виртуальных фотоконкурсов как демонстрация результатов деятельности по формированию основ здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы)

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Задать вопрос