Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы)
Автор: Лагутина Светлана Алексеевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.
Дата публикации: 12.05.2023
Статья просмотрена: 17 раз
Библиографическое описание:
Лагутина, С. А. Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы) / С. А. Лагутина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8353/ (дата обращения: 16.12.2024).
Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, познать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться уже в дошкольном возрасте.
В условиях перехода на ФГОС дошкольного образования, формирование экологической культуры дошкольников является одной из составных частей работы нашего дошкольного учреждения. Но воспитать человека с большой буквы, человека экологически грамотного, возможно только опираясь на семью, только совместными усилиями.
В связи с этим, мы наметили общую цель работы в данном направлении: формирование у детей начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, к себе, как части природы.
Рассмотрим подробнее формы работы с родителями (законными представителями) по экологическому воспитанию детей.
Словесные методы и формы — коллективные и индивидуальные беседы с родителями, проведение консультации, организация родительских собраний.
Для поддержания интереса родителей, воспитатели оформляют буклеты, листовки, организовывают показ мультимедийных презентаций.
Наши воспитатели советуют родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняют, что во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг себя по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, как блестит снежок. Можно вспомнить с детьми стихи о природе.
Наглядные методы — в каждой группе детского сада оформлены наглядно-информационные уголки, размещены информационные материалы по экологическому воспитанию, выставки детской литературы.
В рамках различных экологических акций, праздников, дети с родителями оформляют стенгазеты (например «Будущее Земли зависит от тебя»), образовательные афиши, призывающие бережно относится к природе, экологические плакаты, помогающие детям знакомиться с различными явлениями природы, постер-консультации «Человек и природа», памятки и буклеты для родителей по экологическому развитию и воспитанию детей, папки — раскладушки «Правила поведения в лесу», «Бережное отношения к животным» и много другое, что может привлечь внимание родителей и помочь им сформировать у своих детей бережное отношение к природе.
Все материалы оформляются красочно, эстетично, текст излагается доступным языком.
Комбинированные формы :
— распространенными формами являются дни открытых дверей, родительские гостиные;
— экологические викторины «Земля — наш дом родной», квест — игры «Вода — источник жизни», на которые так же приглашаются родители;
— выставки детских рисунков «Пернатые друзья», «Берегите природу», «Эко — знаки», поделок из природного материала «Краски осени»;
— совместные с родителями экскурсии и туристические походы по окрестностям нашего поселка Маслова Пристань. Воспитатели акцентируют внимание родителей на воспитании у детей чувства привязанности к родному краю, на формировании умения восхищаться его красотами, стараются мотивировать родителей на совершение дальнейших совместных с детьми прогулок;
— участие родителей с детьми в экологических акциях «Посади дерево», «Сдай макулатуру — сохрани дерево».
К комбинированным формам работы с детьми и родителями являются так же участие в детских конкурсах:
— на уровне ДОО «Огород на окне», «Лучшая клумба детского сада»;
— на муниципальном уровне: конкурсы детских экологических рисунков «Эколята — друзья и защитники Природы» (участие), конкурс на лучший экологический стенд «Эколята — молодые защитники Природы» (2 место), конкурс декоративно-прикладного творчества «Эко-лето» в номинации «Дети и родители» (1 место), конкурсы учебно-опытных участков «Мини-огород» (2 место, 1 место).
И в подготовке к каждому мероприятию активными помощниками являются наши уважаемые, неравнодушные родители.
По итогам муниципальных конкурсов, благодаря совместным стараниям наших воспитанников, родителей и педагогов, наш детский сад является многократным призером и победителем. В 2019 году мы стали лауреатами регионального смотра — конкурса по благоустройству территории ДОО.
Одной из ярких форм работы с родителями является реализация совместных проектов , таких как «Тайны чистой воды», «Секреты радужного сияния», «Бумага простой предмет — нужнее ее нет», «Почему листья опадают?», в завершении реализации данных проектов дети представляли их на муниципальном конкурсе «Я — исследователь» и завоевали призовые места.
Отдельным направлением по взаимодействию с семьями воспитанников, является организация работы по оформлению предметно-развивающей среды в группах и на прилегающей территории ДОО :
По обогащению предметно-развивающей среды в ДОО:
— с помощью родителей обновляется детская познавательная и художественная литература по экологическому воспитанию, энциклопедии, иллюстрации;
— оформляются дидактические игры «Сортируем мусор», «Про растения», «Части суток», «Времена года», лепбук «Дикие животные Белгородской области», обновляются макеты диких и домашних животных;
— пополняются уголки для детского экспериментирования, обновляется оборудование для ухода за растениями, шьются фартуки;
— с помощью родителей оформлен лэпбук «Дикие животные Белгородской области» для детей и дидактическая игра «Сортируем мусор».
В благоустройстве прилегающей территории ДОО родители принимают активное участие:
— для оформления детских огородов родители помогают в изготовлении ограждения для грядок, дорожек, посадке рассады;
— помогают в изготовлении табличек, посадке деревьев, в изготовлении оборудования для метеорологических станций;
— в оформлении тематических уголков «Этнографический», «Африка», «Туристический», образовательных центров «Растительный и животный мир Белгородской области», «Мой край родной», размещенных в теневых навесах на территории ДОО;
— в оформлении каменных клумб для цветов, искусственных водоемов;
— в декоративном оформлении цветочных клумб: дюймовочка, лебеди, матрешки, и многое другое;
С помощью родителей на территории детского сада появились многочисленные фитоскульптуры: «Бабочки», «Жар-птица», «Зонтик», «Велосипед», «Коты», изготовлены и приобретены макеты домашних и диких животных и насекомых.
Одной из актуальных форм работы с родителями в последние годы стали — дистанционные формы :
— — организация «телеобразования» семьи: запись семейных видеороликов «Маршрут выходного дня» в зоопарке, в динопарке, в лесу, к водохранилищу»;
— фотовыставки и видеоролики с рассказами детей о своих домашних питомцах;
— частыми событиями являются сетевые акции, которые размещаются на сайте нашего детского сада, в ВК, одноклассниках, например «Лети красное пришло!», «Покормите птиц зимой!», изготовление кормушек «Столовая для пернатых», сетевая акция «Чистая планета»;
— проведение онлайн занятий по экологическому развитию и воспитанию, офлайн консультаций для родителей на сайте ДОО;
— проведение дистанционного анкетирования «Экологическое воспитание детей в семье», «Формы экологического воспитания детей дошкольного возраста».
В итоге вместе с родителями мы сделали вывод, что показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе по повышению уровня экологической культуры дошкольников. У родителей появилась заинтересованность самостоятельно повышать экологическую культуру своих детей.
У воспитателей и родителей одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни природы. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.