Конспект ООД с использованием приемов мнемотехники и драматизации «Весна. Перелетные птицы» (для детей с тяжелыми нарушениями речи) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 20.04.2020

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Шавлач, С. Ф. Конспект ООД с использованием приемов мнемотехники и драматизации «Весна. Перелетные птицы» (для детей с тяжелыми нарушениями речи) / С. Ф. Шавлач. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5011/ (дата обращения: 18.01.2021).



Программное содержание:

  1. Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы, употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие).
  2. Формировать грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже, употреблять в речи предлоги НА, С, опираясь на пиктограммы.
  3. Составлять описательный рассказ о весне, используя приемы мнемотехники.
  4. Развивать элементы логического мышления.
  5. Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе, желание и готовность ухаживать за птицами: подкармливать зимой, делать скворечники.

Словарная работа: капель, ледоход, проталины, первоцветы, перелетные, зимующие, набухают, клейкие, молоденькие, цветущая, яркая, долгожданная, звонкая, поющая.

Оборудование: картинки с изображением птиц: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, схема для описания частей тела у птиц, картинка с изображением скворечника, пиктограммы предлогов НА, С, мнемотаблицы с изображением правил поведения в природе, атрибуты к игре — драматизации: шапочки сороки, медведя, лисы, зайца, венок для Весны, телефоны, магниты-солнышки по количеству детей.

Ход ООД:

Логопед: Тает снежок, ожил лужок,

день прибывает, когда это бывает?

Логопед: Правильно, весной.

— Сейчас у нас какое время года?

— Как называются весенние месяцы?

— Сейчас какой по счету весенний месяц?

—Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.

(Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне: достают картинки из конверта, объясняют изображение и выставляют на доску.)

Дети: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы — первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

Логопед: Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и придумывать красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д.

Логопед: А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (Перелетные).

(Выставляются картинки с изображением птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка)

— Что общее есть у всех птиц?

(Выставляются картинки-символы, дети по очереди рассказывают)

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапы, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.

Логопед: А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Логопед: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?

Дидактическая игра «Четвертый лишний? (по картинкам)

—Ласточка, воробей, грач, скворец.

—Ворона, аист, голубь, воробей.

—Грач, синица, ласточка, кукушка.

—Сорока, воробей, дятел, ласточка.

—Голубь, кукушка, цапля, журавль

Физминутка:

«Я-дрозд, ты-дрозд» — игра на коммуникативное общение с элементами самомассажа. (дети встают парами)

Я – дрозд (показывают каждый на себя)

И ты – дрозд (показывают друг на друга)

У меня есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)

И у тебя есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)

У меня щёчки гладки (показывают свои щёчки)

И у тебя щёчки гладки (показывают щёчки соседа)

Мы два друга (берутся за руки)

Мы любим друг друга (обнимаются)

Логопед: Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Логопед: Почему птицы улетают осенью?

Дети: Потому что становится холодно и нечем питаться.

Логопед: Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Логопед: Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Дидактическая игра «Назови птенцов»

У утки — утята

У гуся — гусята

У аиста — аистята

У грача — грачата

У скворца– скворчата

У журавля — журавлята

У кукушки — кукушата

На доску выставляется картинка с изображением скворечника.

Логопед: Как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Повторите предложение: «Скворец живёт в скворечнике».

Логопед: У меня еще есть волшебные картинки — помощники, сейчас каждый возьмет себе одну, и выполнит действие, которое зашифровано на картинке, а потом нам расскажет, что он сделал.

(Дети выбирают по одной картинке — схеме предлогов НА, С и выполняют действия)

Логопед: Куда села птица? (Птица села на дерево (на забор, на куст)

— Откуда слетела птица? (Птица слетела с дерева, с забора, с куста)

Логопед: Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.

(Дети составляют предложения по мнемотаблицам)

Дети: Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить. Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов. Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Логопед: Мы с вами поговорили о птицах, но ведь в лесу не только они, но и звери встречают весну. Как же звери готовятся к весне, давайте посмотрим.

Игра-драматизация «В лес пришла весна»

Сорока:

О весне я стрекотала,

Целый день в лесу летала.

Вот бы тут был телефон…

Ой, смотрите, вот же он! (берет телефонную трубку)

— Первым мишку разбужу.

О весне ему скажу. (Набирает номер)

— Разоспался наш Мишутка,

Разбудить его не шутка.

Медведь:

— Алло!

Сорока:

— Алло! Алло! Звонит Сорока!

Медведь:

— Что случилось, белобока?

Сорока:

— Мишенька, весна пришла.

По лесу идет она!

Медведь:

— Вот так новость принесла!

Говоришь, весна пришла?

Лапу я сосал полгода,

А теперь поесть бы меда!

Сорока:

— Надо мне поторопиться,

Позвонить куме-лисице! (Набирает номер)

Лиса:

— Алло!

Сорока:

— Алло! Алло! Звонит Сорока!

Лиса:

— Что случилось, белобока?

Сорока:

—Лисонька, весна пришла.

По лесу идет она!

Лиса:

— Ах, Сорока, как я рада!

Лучшей новости не надо!

Хватит мерзнуть в темной норке,

Сяду греться на пригорке.

Сорока:

— Ну-ка зайца разыщу,

Ему новость сообщу. (Набирает номер)

Заяц:

— Алло!

Сорока:

— Алло! Алло! Звонит Сорока!

Заяц:

— Что случилось, белобока?

Сорока:

— Заинька, весна пришла.

По лесу идет она!

Заяц:

— Побегу я по кустам,

Расскажу и тут и там.

Что весна в наш лес пришла

И тепло всем принесла!

(Появляется Весна)

Весна:

— Ярче солнышко сияй,

Нашу землю согревай.

Чтоб скорей раскрылись почки,

Чтобы выросли цветочки,

Чтобы птицы прилетели,

Свои песенки запели.

Зеленеет пусть трава,

Пусть ручейки везде звенят,

И бабочки к цветам летят!

(Весна дарит детям подарки — маленькие солнышки — магнитики.)

Подведение итогов (рефлексия):

О ком говорили на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что вы запомнили?

Основные термины (генерируются автоматически): весна, птица, логопед, ребенок, сорока, дидактическая игра, картинка, друг, лес, указательный палец.

Похожие статьи

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками...

Игра «Волшебный мяч». Ребенок, которому логопед бросает мяч, возвращает его, называя

Под медленную музыку дети передают друг другу кораблик, под быструю бегут по кругу.

— Вот мы оказались в лесу. Весна — это утро природы! Весной вся природа просыпается...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по...

воспитатель, ребенок, Ребята, солнышко, Весна, животное, птица, лесная поляна, дидактическая игра, весенний лес.

Основные термины (генерируются автоматически): лесная школа, ребята, логопед, задание, картинка, ребенок, слово, осенний лес, дерево, заяц.

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего...

Дидактическая игра «Чей хвост?» — Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

«Перелетные птицы». Конспект интегрированной НОД в группе...

Логопед: А как называют птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются? Конечно, перелетные.

Дети, а помните вчера мы получили от Каркуши письмо. Она обращается к нам с просьбой помочь ее пернатым друзьям.

Проект «Портрет весны» | Статья в журнале «Вопросы...

— А ещё, дети, можно создать портрет весны. Если признаки весны поместить на одно полотно, то получится её портрет.

Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька, (ставить на ладонь указательный палец другой руки). Маленький, как крошка.

Непосредственно образовательная деятельность...

Цель: обеспечение развития ребенка через интегративный подход согласно требованиям

Логопед: А теперь сыграем в игру «Скажи, какая птица». У птицы белая грудь — то какая

Логопед: предлагаю сыграть в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слово и бросать мяч...

Конспект занятия по окружающему миру «Птицы»...

В руках у воспитателя рисунок фотоаппарата на ленточках, внутри фотоаппарата картинка птиц.

Дети: — Птицы. Воспитатель: — Правильно ребята, а как вы думаете, что может произойти, если птиц

Ответы детей: — Голубь, ворона, воробей, сорока, снегирь, свиристель.

Дидактическое пособие «Логопедическая полянка»

Дидактическое пособие «Логопедическая полянка». Автор: Горяинова Оксана Викторовна.

Вариант игры: по заданию логопеда дети выбирают картинки с изображением зверей, насекомых, птиц и расселяют их по вагонам, ориентируясь на место звуков в слове.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной...

Учитель-логопед: Весна подарила нам первые весенние цветы.

(Ответы детей). У каждого из вас есть картинка с насекомым. Давайте назовем, когда их много.

Учитель-логопед: с наступление весны возвращаются с теплых стран птицы.

Конспект открытого логопедического занятия для детей...

Дети: весна. Учитель-логопед: А как вы догадались? (Ответы детей).

Дети нашего детского сада приготовили для вас анимационный фильм, который они сделали сами, называется он «Весенние истории».

Что изображено на экране? (ответы детей в лес, весна пришла в лес).

Похожие статьи

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками...

Игра «Волшебный мяч». Ребенок, которому логопед бросает мяч, возвращает его, называя

Под медленную музыку дети передают друг другу кораблик, под быструю бегут по кругу.

— Вот мы оказались в лесу. Весна — это утро природы! Весной вся природа просыпается...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по...

воспитатель, ребенок, Ребята, солнышко, Весна, животное, птица, лесная поляна, дидактическая игра, весенний лес.

Основные термины (генерируются автоматически): лесная школа, ребята, логопед, задание, картинка, ребенок, слово, осенний лес, дерево, заяц.

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего...

Дидактическая игра «Чей хвост?» — Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

«Перелетные птицы». Конспект интегрированной НОД в группе...

Логопед: А как называют птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются? Конечно, перелетные.

Дети, а помните вчера мы получили от Каркуши письмо. Она обращается к нам с просьбой помочь ее пернатым друзьям.

Проект «Портрет весны» | Статья в журнале «Вопросы...

— А ещё, дети, можно создать портрет весны. Если признаки весны поместить на одно полотно, то получится её портрет.

Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька, (ставить на ладонь указательный палец другой руки). Маленький, как крошка.

Непосредственно образовательная деятельность...

Цель: обеспечение развития ребенка через интегративный подход согласно требованиям

Логопед: А теперь сыграем в игру «Скажи, какая птица». У птицы белая грудь — то какая

Логопед: предлагаю сыграть в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слово и бросать мяч...

Конспект занятия по окружающему миру «Птицы»...

В руках у воспитателя рисунок фотоаппарата на ленточках, внутри фотоаппарата картинка птиц.

Дети: — Птицы. Воспитатель: — Правильно ребята, а как вы думаете, что может произойти, если птиц

Ответы детей: — Голубь, ворона, воробей, сорока, снегирь, свиристель.

Дидактическое пособие «Логопедическая полянка»

Дидактическое пособие «Логопедическая полянка». Автор: Горяинова Оксана Викторовна.

Вариант игры: по заданию логопеда дети выбирают картинки с изображением зверей, насекомых, птиц и расселяют их по вагонам, ориентируясь на место звуков в слове.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной...

Учитель-логопед: Весна подарила нам первые весенние цветы.

(Ответы детей). У каждого из вас есть картинка с насекомым. Давайте назовем, когда их много.

Учитель-логопед: с наступление весны возвращаются с теплых стран птицы.

Конспект открытого логопедического занятия для детей...

Дети: весна. Учитель-логопед: А как вы догадались? (Ответы детей).

Дети нашего детского сада приготовили для вас анимационный фильм, который они сделали сами, называется он «Весенние истории».

Что изображено на экране? (ответы детей в лес, весна пришла в лес).

Задать вопрос