Автор: Гусельникова Алевтина Михайловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.06.2016

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Гусельникова А. М. «Перелетные птицы». Конспект интегрированной НОД в группе компенсирующей направленности // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 845-846.



Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Задачи:

‒ Упражнять детей в изучении и названии перелетных птиц;

‒ Упражнять детей в словообразовании;

‒ Развивать наблюдательность мышления;

‒ Обратить внимание на сезонные изменения в природе;

‒ Продолжить развивать умение работать совместно, выполняя сюжетную аппликацию;

‒ Прививать любовь к русскому фольклору;

Материал: плакат, 3 рисунка, картинки с изображением гнезд, фотографии с изображением птиц, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки, желтый картон.

Предварительная работа: повесить скворечник, наблюдение за изменениями в природе на прогулке, экскурсия на грачевник, чтение и показ иллюстраций.

Ход занятия:

Логопед: Дети, послушайте внимательно эту мелодию.

Скажите, о каком времени года говорится?

(звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник»)

Логопед: Дети, что вы услышали?(ответы детей)

— Какое это время года? Весна.

— После какого времени года наступила весна?

— Вспомните признаки весны.

(Солнце пригревает, тает снег, на деревьях набухают почки, с крыш падает капель, появляются первые цветы; подснежники, из теплых краев прилетают птицы)

Логопед: А как называют птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются? Конечно, перелетные. Почему птицы улетают? (ответы детей)

Да, им здесь холодно и голодно. Посмотрите, сколько птиц у нас на плакате.

Дети, а помните вчера мы получили от Каркуши письмо. Она обращается к нам с просьбой помочь ее пернатым друзьям. Вместе с письмом Каркуша прислала фотографию, которую сделал, как вы думаете кто? (Ответы детей) Конечно, ее сделал пес Шарик. Но прежде чем мы выполним просьбу галчонка, давайте поговорим. Кто такие пернатые? И каких птиц вы видели на улицах нашего города?

Дети: Пернатые — это птицы. Вороны, воробьи, сороки, голуби. Зимой прилетают снегири, клесты.

Назовите только перелетных. (Грачи, жаворонки, скворцы, дикие утки, гуси, лебеди, цапли, журавли, аисты, соловьи, ласточки, кукушки) Правильно.

У меня три рисунка.

На первом снег — растаял, видны проталины.

На втором — на реках и озерах растаял лед.

На третьем — на деревьях появились листья, проснулись насекомые. Распределите птиц. Когда какие птицы прилетят?

Да, самыми первыми прилетят грачи, затем жаворонки и скворцы.

На речки, озера, болота, освободившиеся ото льда прилетят гуси, утки, лебеди, цапли…

А когда станет совсем тепло, вернутся ласточки, стрижи, соловьи, кукушки. Вернутся птицы и сразу приступят к постройке гнезд. Давайте поиграем в игру: Чье это гнездо? (показ картинок)

Дети: Грачиное.

Логопед: Где грач, вьет гнездо?

А сейчас посмотрите, на дереве чье гнездо? Из чего?

Дети: Из веток. Ласточкино. Где ласточка строит гнездо? (Под крышей). Из какого материала? Из глины. (то же, самое о соловье, аисте, утке…)

Логопед: Какая перелетная птица не высиживает яиц? Да, кукушка. А теперь я буду называть птицу, а вы мне ее птенца, а затем птенцов, договорились?

У грача — грачонок — грачата.

У кукушки — кукушонок — кукушата.

У ласточки -

У жаворонка -

У скворца –

А у сороки?

Пальчиковая гимнастика «Сорока –белобока печку топила»

Логопед: Посмотрите — я поставила 4 картинки с изображением птиц, но одна здесь лишняя. Назовите ее.

Игра: «Четвертый лишний»

Русская народная игра «Скворушки»

Ворона, воробей, стриж, голубь.

— Скворец, грач, голубь, ласточка.

— Жаворонок, ласточка, сорока, соловей.

Пальчиковая гимнастика «Стайка»

Пой-ка, подпевай-ка,

Прилетай-ка стайка

Дети хлопают в ладоши. Взмахивают руками как крыльями.

Эта птичка — соловей

Два раза касаются кончиками указательных пальцев подушечек больших пальцев

Эта птичка — воробей

Два раза касаются кончиками средних пальцев подушечек больших пальцев

Эта птичка — скворушка

Пестренькое перышко

Два раза качаются кончиками безымянных пальцев подушечек больших пальцев

Ну а это — коршун злой

Два раза касаются кончиками мизинцев подушечек больших пальцев

Птички, птички,

Все домой!

Складывают ладони под углом («домик»)

Логопед: А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду читать стихи о птицах, как только вы услышите, что это — «не птица», сразу хлопните в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Болтики, кукушки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Кляузы, чижи

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Гаечки, кукушки…

Логопед: Молодцы, вы были очень внимательными.

Воспитатель: Апослушайте загадку:

В воскресенье, в воскресенье прилетел гонец весенний,

Путешественник — певец, А зовут его … Скворец!

А как называется дома у скворцов? Кто их делает?

Дети: Дома у скворечников — скворечники, их делают люди. Таким поступком мы помогаем птицам, мы заботимся о них, кормим.

Вспомните, какие красивые скворечники сделали вы вместе с папами? Постарался Данил со своим папой Игорем Николаевичем, Артемка с папой Евгением Николаевичем, Никита с папой Юрием Сергеевичем.

Воспитатель: Вспомните экскурсию на грачевник. Из чего грачи строят гнезда и где?

Дети: — На верхушках деревьев строят гнезда из веток.

Воспитатель: Так давайте же выполним просьбу Каркуши и сделаем для птиц большой грачевник из порванной бумаги.

(Воспитатель приглашает детей пройти к столам, где разложено все необходимое для работы).

Дети выполняют работу под музыку оркестра Поля Мориа.

(В конце работы вывешиваются для рассматривания)

Русская народная игра «Грачи летят»

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый получились у вас грачевник. Птицы будут очень радоваться настоящему грачевнику. А как обрадует Каркуша с Печкиным. Надо будет им послать посылку, правда, ребята?

Литература:

  1. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. — СПб., 2001.
  2. Гришина Г. Н. Игры на все времена. М., 2008.
  3. Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру — совершенству» — М.: Лист, 1998.
  4. Темерин С. М. Русское прикладное искусство. — М.: Советский художник, 1960.
  5. Ушакова О. С., Арушанова А. Г. Придумай слово. Речевые игры, упражнения для дошкольников.
Основные термины (генерируются автоматически): Конспект интегрированной НОД, русским народным творчеством, Русское прикладное искусство, «Перелетные птицы», теплых краев, Чайковского «Подснежник», Ход занятия, желтый картон, изображением гнезд, Предварительная работа, просьбу галчонка, признаки весны, цветная бумага, показ иллюстраций, изображением птиц, Молодой ученый, постройке гнезд, дикие утки, письмом Каркуша, пернатым друзьям.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос