Использование интерактивной доски при ознакомлении с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста
Автор: Кувакина Эльвира Александровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 27.12.2019
Статья просмотрена: 687 раз
Библиографическое описание:
Кувакина, Э. А. Использование интерактивной доски при ознакомлении с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста / Э. А. Кувакина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4747/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики.
Каждый ребёнок – это личность, и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что информационно коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед педагогом безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Одной из задач воспитания детей дошкольного возраста является формирование общей культуры личности детей, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Особая роль в этом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства — отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.
В наше время очень редко кто из родителей уделяет достаточное внимание творческому развитию ребёнка: дети не посещают музеи, выставки, им недоступна живопись и редко народно-прикладное искусство.
Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни (побывать в картинной галерее, рассмотреть средневековые замки, монументальные памятники, памятники архитектуры, предметы старины и т. д.)
Мною были поставлены следующие задачи:
– Развивать у детей предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
– Различать виды и жанры изобразительного искусства.
– Знакомить с творчеством русских, советских художников.
– Выделять выразительные средства каждого вида творчества.
– Расширять представления о разнообразии декоративного искусства.
– Формировать интерес к музеям, к выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.
– Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
Прежде чем приступить к данной работе, был подобран материал с использованием электронных ресурсов, он представляет собой презентации по данной теме: «Архитектура — замки», «Монументальная скульптура», «Народное искусство, виды росписи», «Народные промыслы России», «Гжель», «Городец — история появления» (готовые, скаченные из интернета).
Разработана презентация «Элементы городецкой росписи. Примеры составления узоров» – пошаговый иллюстрированный материал. Были созданы электронные папки: «Городец»- предметы с росписью, элементы росписи с пошаговым изображением. «Сказочная гжель», «Хохлома», «Изящные статуэтки».
Иллюстрированный материал по жанрам живописи — в папке собраны репродукции художников, рекомендуемых программой ФГОС ДО, размещены в алфавитном порядке.
Для закрепление полученных знаний была составлена интерактивная викторина «Знатоки искусства»; составлены интерактивные игры: «Подбери элементы росписи», «Назови виды росписи», «Создай натюрморт», «Придумай натюрморт», «Что нам надо для пейзажа?», «Назови жанры живописи», «Назови автора», «Разрезные картинки» — интерактивные.
Занятие с использованием интерактивной доски — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет работать с детьми дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
При работе с детьми в группе было отмечено, что дети испытывают трудности в осознанном восприятии произведений искусства. Им сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально-личностное отношение к картине, также сложности вызывало не понимание того, что узор состоит из отдельных элементов. С технической стороны детям сложно видеть линию перспективы своего рисунка и правильно ее использовать в своей работе.
Проводили познавательные занятия с использованием интерактивной доски по темам: знакомство с живописью, народно-декоративным искусством (тематические презентации)
Очень удобно было использовать интерактивную доску при ознакомлении детей с видами живописи — на большом экране дети рассматривали репродукции картин И. И. Шишкина, В. И. Сурикова, И. И. Левитана и т. д., проводили викторину «Назови картину», «Кто автор?».
Использовали интерактивную доску при составлении рассказов по картинам о природе.
После ознакомления с темой «Анималистический жанр в искусстве русских художников» дети получили задание: изобразить животное с помощью геометрических фигур, используя интерактивную доску. Ребята моделировали фигуры животных, как реалистических, так и из фантастического мира, создавая персонажей различных по пластике, характеру и настроению.
Когда знакомили детей с видами росписей, использовали презентации: «Народное искусство. Виды росписи»; «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством»; «Виды народной росписи»» «Народные промыслы». Дети в большем объёме могли рассмотреть красивые предметы, созданные народными умельцами.
Очень эффективно на большом экране рассматривать отдельные элементы различных росписей, поэтапное их рисование.
На занятиях по изо деятельности использовали подборку слайдов: «Сказочная гжель»; «Золотая хохлома»; «Чудо-жостово»; «Яркий Городец». После просмотра прорисовывали элементы хохломского узора, составляли композиции, расписывали силуэты в совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной художественной деятельности детей.
Детям были предложены интерактивные задания: «Назови роспись»; «Подбери элементы росписи»; «Собери картинку». Это были задания на закрепление полученных знаний. Работа с интерактивной доской проходит как в организованной образовательной деятельности, так и в свободное время.
Использование интерактивной доски оказывает положительные воздействия:
– выраженное формирование у детей устойчивой мотивации и произвольных познавательных интересов;
– у детей увеличивается мотивация к обучению благодаря интересным мультимедийным эффектам: звуку, движениям, мультипликациям;
– в памяти на длительный срок остаются полученные знания, их становится легче применить на практике после краткого повторения.
Таким образом, использование на занятиях интерактивной доски приводит к целому ряду положительных эффектов:
– Обогащает информацию эмоциональной окрашенностью;
– Предъявляет информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес;
– Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
– Обладает стимулом познавательной активности детей;
– Психологически облегчает процесс усвоения;
– Расширяет общий кругозор
– Возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях.
К этой работе, конечно, привлекали родителей. В родительском уголке были размещены консультации: «Развитие творческих способностей дошкольников», «Как развивать творческие способности детей», «Интерактивная доска – за и против», «Использование электронных ресурсов в развитии ребёнка».
Проводилось анкетирование: «Информационные компьютерные технологии», «Мой ребёнок и компьютер».
Предлагали родителям с детьми выполнить домашние задания, чтобы дома развивали умения пользоваться электронными ресурсами: Какие ещё картины написал И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, В. И. Суриков (названия 3–4 картин), где появилась хохломская роспись, жостовская.
В результате проделанной работы дети различают жанры живописи, ориентируются в многообразии пейзажей — могут назвать городской, сельский, горный, марина и т. д., знают названия картин, могут назвать художников.
Дети уверенно называют росписи, знают их элементы, могут составить узор на разной форме листа, пытаются придумывать свои узоры из отдельных элементов.
Эффективность применения интерактивной доски на занятиях художественно-эстетической направленности не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Литература:
- Волков, В. Современные мультимедиа [Текст] / В. Волков // Компьютер-ИНФО. -1999. — № 9. — С. 21–27.
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду [Текст] / Ю. Горвиц, Л. Поздняк // Дошкольное воспитание, 1991. — № 5.- С.95–95.
- Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения [Текст] / Т. Н. Губина // Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 345–347.
- Баландин Д., Л.Комарова И. И., Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» -М.:МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2008
- Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /
- Под ред. Е. С. Полат. — Москва, 2000.
- Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании/– М., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.