Ознакомление младших школьников с ОВЗ с лингвистическими словарями во внеурочной деятельности как условие формирования информационной грамотности | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (27) январь 2023 г.

Дата публикации: 29.10.2022

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Заборчук, Ю. Н. Ознакомление младших школьников с ОВЗ с лингвистическими словарями во внеурочной деятельности как условие формирования информационной грамотности / Ю. Н. Заборчук. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7722/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современному школьнику необходимо уметь эффективно работать с информацией, то есть как можно точнее формулировать свою информационную потребность, определять оптимальный круг источников, анализировать и интерпретировать полученные данные. А значит, чрезвычайно важным делом в учебной, исследовательской деятельности учащихся становится овладение высокой информационной грамотностью.

Согласно Стандарту второго поколения, информационная грамотность одна из основных компетенций, которой должен овладеть ученик начальной школы. Информационная грамотность это не только умение искать информацию, но и одна из важнейших составляющих умения учиться.

Особо актуальна эта проблема при обучении детей с ОВЗ. Наши дети оказываются перед лавиной информации, которую они не умеют правильно воспринимать и использовать, так как чаще всего не понимают ее предназначение. Такое «информирование» не способствует образовательным целям. Сказанное свидетельствует о необходимости организации в современной школе специальной работы по формированию у учащихся информационной грамотности. Обязательным компонентом такого обучения должно стать формирование у младших школьников умения работать с литературой, которая дает ответы на самые разные вопросы, позволяет получить надежные сведения научного или прикладного характера. Работа с книгой, занимающая ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта школьника. Лингвистический словарь — это одно из средств на уроке русского языка, которое помогает возбудить и поддержать интересы учащихся; предоставить учебный материал в более доступном виде; обеспечить более точную информацию; позволит сформировать основы информационной грамотности Словарная культура является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС [Приложение к письму Минобрнауки России от 6.05.2013 № 08–535]. Необходимость такой работы на уроках русского языка обоснована ведущими методистами А. А. Бондаренко, М. С. Соловейчик, Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановым. Опираясь на идеи методистов, мы разработали систему обучения для учащихся начальной школы, имеющих ограниченные возможности здоровья. Цель: формирование у учащихся информационной грамотности в процессе ознакомления с разнообразными видами лингвистических словарей русского языка.

Задачи :

  1. Сформировать у учащихся точное определение понятия «словарь»;
  2. Познакомить с разнообразными видами лингвистических словарей русского языка и их авторами;
  3. Сформировать умения работы со словарями;
  4. Воспитать потребность обращаться к словарям не только на уроках русского языка, но и в повседневной жизни;
  5. Способствовать расширению словарного запаса учащихся.

Система обучения предполагает ознакомление учащихся со следующими лингвистическими понятиями : «словарь», «словарная статья», «толковый словарь», «фразеологический словарь», «этимологический словарь», «орфоэпический словарь», «орфографический словарь», и направлена на формирование следующих умений:

  1. Определять специфику словарей разных типов;
  2. Читать словарную статью, извлекать необходимую информацию из словарной статьи;
  3. Соотносить названия словарей и учебную задачу;
  4. Воспроизводить информацию, полученную из словаря.

Разработанная система обучения состоит из двух внеклассных мероприятий и комплекса специальных упражнений для уроков русского языка и может использоваться в работе с детьми 2–3 классов

начальной школы. За основу работы с учащимися мы взяли пять основных словарей русского языка, работа с которыми, заявлена в программе по русскому языку для начальной школы:

– «Орфографический словарик» П. А. Грушникова;

– «Толковый словарик» Н. М. Неусыповой;

– «Толково-этимологический словарь русского языка» Справочное пособие для начальной школы И. В. Гурковой;

– Учусь понимать образные выражения. «Фразеологический словарик» Г. М. Ставской;

– «Говори правильно» Орфоэпический словарик А. А. Бондаренко и И. В. Гурковой.

Для организации работы учителя и воспитателя мы предлагаем использовать следующие лингвистические словари: «Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, В. В. Иванова и Т. В. Шанской под редакцией С. Г. Бархударова; «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, под редакцией Н. Ю. Шведовой; «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова; «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р. И. Аванесова; «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова.

Выбор именного этого вида словарей обусловлен тем, что сначала необходимо раскрывать происхождение и значение наиболее употребительных слов и устойчивых выражений современного русского языка, их произношение и правописание. Вследствие того, учащиеся начальной школы имеют ограниченные возможности здоровья, их словарный запас ограничен, значение многих слов неизвестны или непонятны учащимся, они могут допускать ошибки в их написании и произношении. Для того чтобы работа по ознакомлению младших школьников со словарями была более эффективной, она должна осуществляться, не только непосредственно на уроках русского языка, но и во внеурочной деятельности. С целью подробного ознакомления учащихся с различными видами словарей нами было организовано два внеклассных мероприятия. Первое — это посещение библиотеки, где совместно с библиотекарем мы провели ознакомительную беседу «Виды словарей русского языка». В ходе беседы мы рассказали ребятам о разнообразных лингвистических словарях русского языка, об их авторах, знакомили с правилами работы со словарями. Далее мы подготовили и провели классный час «Мой помощник Словарь». Цель данного внеклассного мероприятия не только закрепить знания учащихся о лингвистических словарях, их авторах, но и познакомить с историей создания словарей.

Для работы на уроках русского языка нами был составлен комплекс упражнений. Для того чтобы работа со словарями была более эффективной, она должна осуществляться, не только непосредственно на уроках русского языка, но и дома. Поэтому учащиеся, помимо основного домашнего задания, получали задание поработать с различными видами лингвистических словарей, поскольку все школьники имеют особенности здоровья, задания составлялись нами индивидуально для каждого ученика.

Охарактеризуем работу с разными видами словарей.

Работа с толковым словарем. Цель : формировать умение работать с толковым словарем с целью выяснения новых сведений об известных словах; активизировать слова в речи. Например:

  1. Какие значения у слова язык в толковом словаре. Знакомо ли тебе такое выражение: «Язык до Киева доведет»? Объясни его значение? В каком значении употреблено здесь слово язык?
  2. Определи род слов бра, кофе, тюль, шампунь, уточни в Толковом словаре.
  3. Открой словарь на букву — М. Найди и зачитай примеры многозначных слов: сколько раз они записаны в словаре?
  4. Объясни разницу в значениях слов плачет и рыдает; смеется и хохочет; засмеялся и посмеялся; заплакал и расплакался. Составь предложения.
  5. Подумай, что могут означать слова, которые вышли из употребления ямщик, кольчуга, карета, купец, царь, око, перст, рыбарь , чело, уста. Проверь себя по словарю. Почему эти слова вышли из употребления? Рассмотрев устаревшие слова на уроке, ученикам предлагалось домашнее задание найти устаревшие слова в сказках, стихах, былинах и нарисовать сюжет произведения.

Подобные задания не только обогащают словарный запас учащихся, но и расширяют кругозор, прививают интерес к чтению.

Работа с этимологическим словарем. Цель: формировать умение работать с этимологическим словарем с целью знакомства с историческим составом слова, который отличается от современного. Например:

  1. Подумай о происхождении слов алфавит, ветер, пенал, металл, магазин, парад, малина. Проверь себя по словарю. Составь словосочетания с данными словами.
  2. Пользуясь этимологическим словариком, найдите исторически проверочные слова к словам сорока, ворона, заяц, коньки.
  3. Отгадай загадку: Растёт низко, к земле близко (земляника). Подумай, почему эту ягоду так назвали. Проверь себя по словарю. Вспомни названия ягод, происхождение которых ясно из их написания (малина, черника, голубика). Подбери пословицы и поговорки о ягодах.

Работа с этимологическим словарем воспринималась школьниками с большим интересом. Благодаря данным упражнениям учащиеся начали осознавать, что истоки правописания слов с непроверяемыми орфограммами заложены в историческом составе данных слов. Следовательно, происхождение слова может подсказать его написание.

Работа с орфоэпическим словарем. Цель: формировать умение работать с орфоэпическим словарем с целью решения двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков. Например:

  1. Поставь ударение: Телефон звонит. В магазине много тортов. Я хожу в бассейн по средам. Проверь по словарю.
  2. Произнеси правильно: помощник— помо [ш]ник; семьсот— се [м]сот; близ— бли [з’]деревни.
  3. Выпиши из орфоэпического словаря 10 слов на одну тему.

Работа с орфографическим словарем. Цель: формировать умение работать с орфографическим словарем для предупреждения ошибок в написании «трудных» слов.

  1. Выпиши из словаря 10 существительных мужского рода.
  2. Пользуясь орфографическим словарём, запиши во множественном числе слова учитель, свитер, веер, шофёр, яблоко, директор.
  3. Пользуясь словарем, заполните таблицу

Работа с фразеологическим словарем. Цель: формировать умение работать с фразеологическим словарем для усвоения и расширения активного словарного запаса учащихся и осознанного включения новых слов и словосочетаний в собственную речь. Например:

  1. С помощью словаря объясни значение фразеологизмов: вертеться под ногами, бить баклуши, пальчики оближешь, остаться с носом, медведь на ухо наступил. Составь предложения
  2. Закончите выражения: Поди туда…(не зная куда); принеси то …(не зная что); скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается), рукой (подать).
  3. Отгадайте, из каких произведений взяты эти крылатые выражения? Объясните их значение. Остаться у разбитого корыта; мужичок с ноготок; что такое хорошо и что такое плохо; вперед чужой беде не смейся, голубок; да только воз и ныне там.

Для домашней работы дети получали задание поискового характера найти по пять фразеологизмов со словом рука, нога, мало, язык. Найти фразеологизмы в литературных произведениях. Такие задания больше всего привлекали ребят, очень интересным оказалось задание изобразить фразеологизм, учащиеся просили о повторении такого задания несколько раз. Одним из наиболее понравившихся упражнений были диктанты, подготовленные учениками. Детям давалось задание на дом подготовить слова для диктанта на определенную тему, а на следующем уроке побыть в роли учителя. Такое задание выполнял каждый ученик. Мы применяли орфографические диктанты, где учащиеся правильно произносили изученные слова и зрительные диктанты, когда учащимся показывалась иллюстрация или рисунки, выполненные учащимися, а слово записывалось самостоятельно. Такой вид работы помог побыть в роли учителей ребятам с плохо развитой речью.

Таким образом , можно сделать вывод, что работа с лингвистическими словарями способствует обогащению словарного запаса, учащиеся стали допускать меньше ошибок в написании и произношении слов, расширяется кругозор, развивается интерес к чтению, и, самое главное, данная работа содействует формированию информационной грамотности учащихся.

Литература:

  1. Бондаренко А. А. Словари на уроке./ Бондаренко А. А. // Начальная школа. 2000,- № 1.-С. 27–33.
  2. БондаренкоА.А., Гуркова И. В. Говори правильно: Орфоэпический словарик для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1995. -108 с.
  3. Грушников П. А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся начальных классов. 8-е изд. — М.: Просвещение, 1996.- 80 с.
  4. Гуркова И. В. Толково-этимологический словарь русского языка. Справочное пособие для начальной школы.- М.: РОСТ книга, 2013.-196с.
  5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с. — (Стандарты второго поколения)
  6. Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. Ч.2. — М.: Просвещение, 2008. — 232 с. — (Стандарты второго поколения).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011.- 31 с.
  8. Ставская Г. М. Учусь понимать образные выражения. Фразеологический словарик. М.: Дрофа,2006. — 224 с.

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Развитие социальной компетентности дошкольника при ознакомлении с трудом взрослых в условиях ФГОС

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как одна из важных задач социализации ребенка

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения уровня знаний и познавательной активности обучающихся

BYOD-технологии на уроках иностранного языка в довузовских учреждениях МО РФ как средство повышения интереса к изучаемому предмету

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Развитие социальной компетентности дошкольника при ознакомлении с трудом взрослых в условиях ФГОС

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как одна из важных задач социализации ребенка

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения уровня знаний и познавательной активности обучающихся

BYOD-технологии на уроках иностранного языка в довузовских учреждениях МО РФ как средство повышения интереса к изучаемому предмету

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Задать вопрос