Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, проявляющих выраженные способности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 02.05.2019

Статья просмотрена: 408 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, Ю. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, проявляющих выраженные способности / Ю. Г. Шевченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4173/ (дата обращения: 10.05.2024).



Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться.

А. Бебель

Вопрос одаренности на самом деле занимает важное место в системе образования и на сегодня мы отмечаем все большее внимание к поддержке и развитию каждого ребенка.

Поскольку я буду говорить о дошкольном возрасте, о периоде, который является сенситивным для развития детей, то речь пойдет не сколько об одаренности, сколько о развитии способностей детей, интересе к той или иной области, и о том, как не дать угаснуть детской инициативе, увлеченности, интересу, а способствовать их max дальнейшему развитию.

Система работы с детьми, проявляющими выраженные способности, включает в себя несколько компонентов:

− Наблюдение и, собственно, выявление;

− Создание банка данных;

− Создание условий для всестороннего развития детей.

Сопровождение детей начинается с момента психолого-педагогической диагностики с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей. Для этого педагоги и специалисты, работающие в детском саду, используют методики позволяющие определить уровень и склонности ребенка к той или иной области. Необходима и информация о потенциальных возможностях детей с использованием ресурсов педагога-психолога. Диагностика проводится в трех направлениях:

 Психологическая диагностика (детей, педагогов)

  • Изучение влияния внешних условий — семья, сад.
  • Изучение влияния внутренних условий — когнитивная, эмоциональная, коммуникативная, личностная сферы.

 Работа педагогов (педагогическая диагностика включает в себя следующие методы: беседа, вопросы, педагогические пробы, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности — полученные результаты заносятся в индивидуальную карту развития и группы в целом по всем направлениям развития ребенка)

 Работа с родителями (беседы, анкетирование)

Психологическая и педагогическая диагностики в совокупности полученной информации от родителей являются взаимодополняющими. И лишь только в том случае если показатели по результатам обследования превосходят среднюю норму, мы можем говорить о развитии общих способностей. Но, в любом случае, учитывая особенности дошкольного периода, мы не можем с точностью утверждать о том, что тот или иной ребенок одарен в той или иной области. Мы можем предполагать, наблюдать и создавать условия и в случае необходимости корректировать траекторию сопровождения.

Таким образом, формируется банк данных из воспитанников, которые проявляют выраженные способности в различных направлениях. Эти данные необходимы для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его способностей, в том числе для его направления в соответствующую секцию, кружок, по согласованию с законными представителями. Наша задача состоит не только в том, чтобы выявить детей с выраженными способностями, но и в том, чтобы помочь эти способности реализовать. Поэтому происходит информирование родителей о показателях детей, даются рекомендации по поддержанию интереса ребенка в определенных областях.

Существенная роль в сопровождении детей отводится психологу образовательного учреждения. Взаимодействуя с педагогическим коллективом и семьей, обеспечиваются необходимые условия для личностного развития укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи. Здесь стоят вопросы обучения детей регуляции неравновесных психических состояний, развитие эмоционального интеллекта интеллектуально одаренных детей, проводятся уроки ораторского мастерства.

Немаловажное значение в развитии способностей детей имеет личность педагога-воспитателя. В данном направлении мною проводятся мероприятия, направленные на развитие коммуникативной компетентности педагогов, профилактики профессионального выгорания, психологическое просвещение и консультирование.

Система психолого-педагогического сопровождения детей в нашем учреждении включает в себя ряд направлений и условий связанных и интегрирующихся между собой. Развивающая предметно-пространственная и образовательная среда ДОУ имеет важнейшее значение в развитии способностей детей дошкольного возраста. В МАДОУ есть необходимые условия для развития и поддержания всесторонних способностей детей:

− музыкальный зал

− физкультурный зал

− кабинет учителя-логопеда

− кабинет педагога-психолога

− Технопарт «УникУм»

− бассейн, шахматная студия

− зимний сад, русская изба

− мини музей народного прикладного искусства

− центр патриотического воспитания

− тематический холл по обучению безопасного поведения на дорогах

− на территории детского сада имеется две спортивные площадки.

В каждой возрастной группе созданы центры активности по всем направлениям развития ребенка, в которых педагоги активно реализуют свои культурные практики, отражающие истинные потребности детей. На сегодняшний день в нашем детском саду реализуется 13 культурных практик.

С 2016 года в рамках работы региональной инновационной площадки в дошкольном учреждении приоритетным является техническое направление. В ДОУ реализуется инновационная интеллектуально-мотивационная модель организации образовательной деятельности детский Технопарк «УникУМ». Его основная цель: создание условий для технической, конструкторской и опытно-экспериментальной деятельности, ранней профориентации дошкольников. В структуре технопарка функционируют четыре лаборатории по следующим направлениям:

− Творческая лаборатория «Юный конструктор» — конструкторы разного типа;

− Творческая лаборатория «РобоStar» — образовательная робототехника;

− Лаборатория «Я исслелователь» — опыты и экспериментирование;

− Лаборатория «ЗнаТОК» — электронные конструкторы.

Анализ существующих условий (работа технопарка и культурных практик) показал, что появилась необходимость объединения всех ресурсов в единый проект «Клубный час» с целью социализации детей, которая становится важнейшим условием развития способностей детей в различных областях, поддержания детской инициативы. Кроме того, КЧ отличный способ выявления скрытых способностей детей, которые не очевидны в повседневной жизни и развития уже выявленных. У детей появилась возможность самостоятельного передвижения по всей территории детского сада (под негласным наблюдением взрослого) и в свободе выбирать клуб по интересам.

Конечно, если говорить о социализации, то мы понимаем, что это процесс длительный длится, наверное, всю жизнь, однако, у ее истоков стоит детский сад. Здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами детского коллектива, решать возникшие конфликтные ситуации. От того насколько успешно будет реализована задача социализации, зависит в дальнейшем эффективность самореализации наших детей в школе и в дальнейшей жизни.

Этот практический опыт представлен на практико-ориентированном семинаре для педагогических работников Белоярского района. На дне открытых дверей этот опыт был представлен родителям.

В рамках сопровождения развития детей и развития их способностей особое внимание уделяется социальному партнерству с организациями города. Это необходимо для демонстрации достижений успехов воспитанников, поддержки их инициативы и успешности. Именно поэтому в своей работе в рамках поддержки способных детей мы стараемся выходить за пределы детского сада на новый уровень.

Например, в апреле этого года, был реализован совместный масштабный проект робототехнический конкурс-фестиваль для старших дошкольников «Робостар — 2019» на базе «Межшкольного технопарка» в рамках сотрудничества. Организатором этого конкурса выступил наш детский сад. В конкурсе приняли участие команды из детских садов города Белоярский. Такой опыт ценен для обеих сторон. Это одна из масштабных идей по реализации преемственности детского сада и школы в вопросах приобщения детей к техническому творчеству на основе образовательной робототехники для развития технического творчества детей.

Кроме того, детский сад сотрудничает с учреждениями социально-культурной направленности города для организации совместных мероприятий, выставки, посещение театральных постановок, организуются праздники, знакомятся с направлениями работы наших партнеров. Таким образом, у детей появляется еще одна возможность выбора того места, где он сможет развиваться.

Эффективность системы психолого-педагогического сопровождения в учреждении ее своевременная трансформация, подтверждается стабильно высокими результатами участия дошкольников в конкурсах: интеллектуальных, творческих, музыкальных фестивалях, спортивных соревнованиях, олимпиадах, КВНах, викторинах на разных уровнях, а также ежегодным увеличением количества воспитанников победителей и призеров конкурсов.

Опыт работы нашего учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, благоприятных условий через понимание и принятие особенностей ребенка, в сотрудничестве с социальными партнерами, при слаженной работе всего педагогического коллектива ребенок может пройти путь от проявления способностей до яркого их расцвета.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, развитие, развитие способностей детей, дальнейшее развитие, детская инициатива, дошкольный возраст, образовательная робототехника, педагогическая диагностика, Творческая лаборатория.

Похожие статьи

Развитие интелектуальных способностей старших...

Развитие интелектуальных способностей старших дошкольников в процессе реализации

Крухлет К. В. Проблема целостного развитяи ребенка дошкольника как субъекта детской

старший дошкольный возраст, интеллектуальное развитие, ребенок, дошкольный возраст...

Организация работы специалистов детского сада с потенциально...

Развитие одарённости детей дошкольного возраста... Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Педагоги дошкольного учреждения уделяют особое внимание развитию творческой одаренности по средствам воображения.

Рекомендации по организации творческого развития...

Для создания оптимального развития творческих способностей детей необходимо создание следующих условий: − Физических — наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ним; − Социально-экономических — создание взрослыми у...

Программа дополнительного образования «Робототехника...»

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников.

Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы).

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной...

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час».

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников...

В статье обобщён опыт педагогов практиков нашего ДОУ по использованию развивающих игр и пособий в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста. Статья предлагается для использования в работе воспитателям ДОУ, педагогам развивающих центров...

Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих...

В статье исследуется проблема формирования творческих способностей у детей дошкольного

В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий

По изучению уровня творческих способностей детей дошкольного возраста в...

Развитие интеллектуально-творческих способностей...

Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать … таланты! Б. П. Никитин. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнкаразвитие его ума...

Актуальность проблемы развития творческих способностей...

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и...

Модель развития творческих способностей детей старшего...

Педагогическое обеспечение процесса развития творческих способностей детей дошкольного возраста изображено в деятельности

Осуществление развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста происходит в следующих этапах...

Похожие статьи

Развитие интелектуальных способностей старших...

Развитие интелектуальных способностей старших дошкольников в процессе реализации

Крухлет К. В. Проблема целостного развитяи ребенка дошкольника как субъекта детской

старший дошкольный возраст, интеллектуальное развитие, ребенок, дошкольный возраст...

Организация работы специалистов детского сада с потенциально...

Развитие одарённости детей дошкольного возраста... Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Педагоги дошкольного учреждения уделяют особое внимание развитию творческой одаренности по средствам воображения.

Рекомендации по организации творческого развития...

Для создания оптимального развития творческих способностей детей необходимо создание следующих условий: − Физических — наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ним; − Социально-экономических — создание взрослыми у...

Программа дополнительного образования «Робототехника...»

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников.

Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы).

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной...

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час».

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников...

В статье обобщён опыт педагогов практиков нашего ДОУ по использованию развивающих игр и пособий в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста. Статья предлагается для использования в работе воспитателям ДОУ, педагогам развивающих центров...

Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих...

В статье исследуется проблема формирования творческих способностей у детей дошкольного

В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий

По изучению уровня творческих способностей детей дошкольного возраста в...

Развитие интеллектуально-творческих способностей...

Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать … таланты! Б. П. Никитин. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнкаразвитие его ума...

Актуальность проблемы развития творческих способностей...

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и...

Модель развития творческих способностей детей старшего...

Педагогическое обеспечение процесса развития творческих способностей детей дошкольного возраста изображено в деятельности

Осуществление развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста происходит в следующих этапах...

Задать вопрос