Автор: Туркасова Виктория Михайловна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 14.12.2016

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Туркасова В. М. Рекомендации по организации творческого развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 52-55.



Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.

В настоящее время основная цель современной системы образования — это воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Актуальной проблемой современной педагогики и психологии является развитие детского творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, так как именно этот возраст является наиболее эффективным периодом развития творческой личности.

Л. С. Высотский писал, что творческая деятельность, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответственна своя форма творчества. Она зависит от других форм нашей деятельности, в частности от опыта [2, 42]. Поэтому, необходимо постоянно развивать и активизировать творческое мышление, начиная с самого раннего возраста.

Для создания оптимального развития творческих способностей детей необходимо создание следующих условий:

− Физических — наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ним;

− Социально-экономических — создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

− Психологических, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Но роль взрослого в этом процессе не ограничивается лишь созданием условий. Она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. Наиболее эффективным методом обучения ребенка творчески мыслить является развивающая игра.

Исследования психологов показывают, что продуктивному творческому мышлению способствует овладение специальными приемами: выделение противоположных свойств, поиск аналогий, ассоциирование понятий, постановка вопросов, переформулирование, генерирование идей, смена альтернативы, комбинирование [3, 84].

Начинать обучение этим приемам можно уже в старшем дошкольном возрасте. Рассмотрим подробнее данные приемы обучения:

− Выделение противоположных свойств.

Прием предполагает выделение в одном и том же предмете или явлении противоположных свойств. (Например: холодильник — охлаждает продукты, а температура в комнате, где находится холодильник, повышается, таким образом, холодильник одновременно и охлаждает и нагревает).

Умение находить противоречия — есть основа парадоксального мышления, которое является обязательным атрибутом истинного творчества. Выделение противоположных свойств, их сопоставление и объединение, позволяет раскрывать новые неожиданные стороны предметов и явлений. Очень важно, чтоб и взрослые сами умели обнаруживать эти свойства и рассказывали о них детям.

Для развития умения определять противоположные свойства предмета можно использовать развивающие игры:

«Хорошо — плохо» (ребенку предлагается оценить, какое-либо событие и найти в нем положительные и отрицательные моменты);

«Противоположности» (ребенку сразу задаются противоположные свойства или признаки предмета, а он должен догадаться, какие объекты могут этими свойствами обладать);

«И так, и сяк» (в этой игре не задаются противоположные свойства, ребенок должен их обнаружить сам).

− Постановка вопросов.

Способность человека к постановке новых вопросов и проблем является одним из показателей развития его творческих способностей.

Исследования психологов показывают, что ребенок, в отличие от взрослого, склонен к стереотипному употреблению вопросов, которые наиболее распространены в детской речи, — «что?», «как?», «почему?». Важно научить ребенка выбирать направленность вопросов, относящимся к ключевым моментам проблемной ситуации, к причине явлений, к существенным признакам и функциям предметов.

Для развития умений постановки вопросов можно использовать игры:

«Шоколадная страна» (в игре два участника — у первого роль «слепого», у второго роль «зрячего», взрослый — (ведущий) «волшебник», взмахивает палочкой, переносит игроков в волшебную шоколадную страну, далее «зрячий» должен помочь «слепому», рассказать о том, что это за страна, но делать это, он может только в ответ на задаваемые «слепым» вопросы. Так же можно посетить Стеклянную, Пластилиновую, Деревянную, и др. страны);

«Придумай вопросы» (называем детям пару слов, не связанных между собой по смыслу. Например, «черепаха — карандаш» участники игры должны составить как можно больше вопросов, объединяя эти два слова);

«Что в кулаке» (Сожмите в кулаке какой-нибудь небольшой предмет, а ребенок должен отгадать, что это за предмет, задавая самые разнообразные вопросы о нем).

− Переформулирование.

Умение выделять в предмете нехарактерные для него, скрытые свойства, для этого на объект следует посмотреть как бы с другой стороны. Для овладения данным приемом ребенок должен предварительно научиться выделять различные свойства и признаки предметов и явлений, а так же различать, какие из них существенные, а какие нет.

Для тренировки этого умения, можно использовать игры:

«Изобретатель» (выбираете какой-либо предмет, и просите ребенка назвать как можно больше вариантов, для чего этот предмет можно использовать, при этом можно и даже нужно выходить за рамки обычного применения предметов и придумывать необычное);

«Золотые руки» (эта игра похожа на предыдущую, только здесь задается не конкретный предмет, а материал, из которого можно делать разные предметы, при этом желательно чтобы «мастер — золотые руки», роль которого выполняет ребенок, учитывал свойства заданного материала).

− Генерирование идей.

Этот прием является одним из наиболее важных приемов, обеспечивающих творческий подход к решению самых разных проблем. Суть его предельно проста — генерировать как можно больше идей, не обязательно, чтобы каждая идея была правильной, она может быть необычная и нелепая, важно, чтоб их было много. Чем больше идей, тем больше вероятность, что среди них будут хорошие, а может и гениальные.

Для тренировки развития генерирования идей используются игры:

«Что делать, если …» (просить детей придумать как можно больше вариантов того, что делать, если произошла … такая-то ситуация, ответы могут быть разные — вероятные и невероятные);

«Невероятные ситуации» (игра напоминает предыдущую, только здесь задаются невероятные ситуации, которые в реальности произойти не могут).

− Комбинирование.

Прием, помогающий творчески подойти к решению проблемы, мысленное соединение нескольких разнородных предметов, чтобы получить нечто принципиально новое. Комбинировать можно не только предметами, но и их свойствами, признаками, характеристиками.

Обучить приемам комбинирования помогут игры:

«Комбинирование» (называете два предмета, а ребенок должен их мысленно соединить и назвать как можно больше новых свойств, которыми станет обладать новый скомбинированный предмет);

«Придумай слова» (попросите детей, придумать слова которые содержат в себе, например, слог «са», после этого предложите подумать какие слова заканчиваются на этот слог, или этот слог находится в середине слова);

«Каракули» (нарисуйте на листе бумаги непрерывную запутанную линию, «каракули» их могут создать и сами дети, предложите детям найти в этих каракулях образы различных объектов и обвести или закрасить карандашами разных цветов).

− Поиск аналогий.

Обобщение определенных признаков или свойств одних предметов и поиск подобных свойств в других. Различают аналогии прямые (поиск сходных процессов в других областях знаний), символические (использование различных символов для формулирования задачи), фантастические (аналогия, с помощью которой проблема мысленно решается «как в сказке», где игнорируются законы природы и общества), личностные (отождествление самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации).

Обучить приемам поиска аналогий помогут игры:

«Аналог» (предлагаем ребенку придумать, например, на что похожа пила, придумывать аналогии нужно по виду, по свойствам, по признакам и по характеристикам предмета);

«Превращалки» (ведущий превращает игроков в загаданное животное или птицу, после этого ребенок должен вообразить, где бы он жил, что бы он ел, кто бы был его хозяин и т. д.).

− Ассоциирование.

Это установление связи между разными понятиями и идеями.

Развивать ассоциирование можно с помощью игры:

«Лишнее слово» (ведущий называет три любых слова, например «часы», «петух», «черепаха» ребенку надо найти такой признак каких-либо двух предметов, что бы по нему можно было объединить эти два предмета, а третий отбросить как лишний. Разрешается использовать самые разные признаки, чтобы задание имело не одно, а несколько решений);

«Установи связь» (прочитайте детям два предложения, события, описанные в них, не должны быть прямо связаны между собой. Задача игрока, отыскать связь между этими событиями и объяснить, как все происходило) [1, 418].

На основе проведённого исследования были разработаны следующие методические рекомендации для воспитателей:

  1. Педагогу необходимо планировать работу с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Планирование должно носить систематический характер и идти от простого к сложному.
  3. Работа по развитию творческих способностей детей должна охватывать все процессы воспитательно — образовательной работы.
  4. Необходимо использовать различные методы, формы и приёмы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  5. Целесообразно проводить диагностические исследования в начале и в конце каждого учебного года и результаты необходимо письменно фиксировать для того, чтобы видеть их на каждом возрастном этапе.
  6. Воспитатель в своей работе должен учитывать индивидуальные психические и возрастные особенности детей.
  7. Необходимо положительно настраивать детей на творческую деятельность и вовлекать их в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми.

В своей деятельности педагогу может помочь метод творческого проектирования, где воспитаннику предоставляется возможность продвигаться к истине своим путем, знания не даются, а выстраиваются педагогом с использованием проблемного подхода, поисковых и диагностических методов. Дети самостоятельно выполняют творческие работы по различным темам, что способствует развитию творческого логического мышления. Целесообразно отдавать предпочтение творческим заданиям, которые развивают у ребенка творческое воображение, творческую самостоятельность, побуждают к самореализации своих творческих способностей.

Правила, поддерживающие творческое начало:

  1. Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного «я»);
  2. Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему;
  3. Уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была — не подавлять ее собственным мнением, которое будет порождать страх у ребенка сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);
  4. Творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняется ролями;
  5. Не навязывать свою идею, пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
  6. Вносить разнообразие в занятия, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы разных авторов.

Одной из составляющих творческих способностей является творческое мышление. Творческое мышление является основой всякой творческой деятельности. Оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы — все это является продуктом творческого мышления. Развитие творческого мышления в дошкольном возрасте — это формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Литература:

  1. Барташников А. А. Учись мыслить [Текст] / А. А. Барташников, И. А. Барташникова. — Харьков: Фолио, 2007. — 475 с.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин — СПб: Питер Ком, 1999. — 368 с.
  3. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л. В. Куцакова. — М: Сфера, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): творческих способностей, ребенок должен, творческих способностей детей, противоположных свойств, Выделение противоположных свойств, развитию творческих способностей, противоположные свойства, творческого подхода, старшего дошкольного возраста, творческого мышления, творческое мышление, развития творческих способностей, творческого воображения ребенка, противоположные свойства предмета, приемом ребенок должен, проблемной ситуации, творческого развития дошкольников, продуктом творческого мышления, выделение противоположных свойств, явлении противоположных свойств.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос