Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 1038 раз

Библиографическое описание:

Лазаренко Т. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 825-828. — URL https://moluch.ru/archive/132/37022/ (дата обращения: 21.05.2018).



В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного развития.

Ключевые слова: творческое воображение, старшие дошкольники, возрастные психологические особенности развития, психолого-педагогические условия

В современном обществе, претерпевающем серьезные изменения во всех его сферах, требуется самостоятельная творческая личность, обладающая системными знаниями и способная применять эти знания в практической деятельности. Решение глобальных проблем современности и разработка высоких информационных технологий возможны при наличии определенных творческих способностей и стиля мышления, выводящего человека на осознание новых связей между объектами и обеспечивающего создание нового в духовной или материальной сфере. Формирование творческой личности — одна из важнейших педагогических задач на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей творческого воображения. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для обеспечения успешности развития воображения детей необходимо создать в условиях детского сада художественно‐эстетическую психологически комфортную образовательную среду, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [4].

Процесс воображения является предметом многих психолого-педагогических исследований в отечественной и зарубежной науке.Ученые рассматривали психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей и отмечали как различные виды детской деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка. Психология искусства представлена работами А. Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, С. Л. Рубинштейна; исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю. К. Бабанским, Н. Ф. Талызиной, М. М. Поташником, В. А. Сластениным, В. А. Черкасовым; проблема развития детского воображения нашла отражение также в исследованиях отечественных психологов и педагогов, таких как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко.

В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л. С. Выготский говорил о творческой деятельности как о «деятельности, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств, живущим обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». [1, c.120].

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующее определение «творческое воображение» — это воображение, в ходе которого, человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Наиболее активно процесс воображения происходит в дошкольном возрасте и оказывает влияние на психическое развитие детей.

Воображение играет в жизни ребенка главную роль. Работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и планы их реализации. В первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т. е. там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов в воображаемых ситуациях.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. В старшем дошкольном возрасте воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Воображение, как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения — воссоздающего или творческого.

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л. С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Воображение возникает как самостоятельная психическая функция в начале дошкольного периода развития. По мере взросления ребенок овладевает различными видами воображения и учатся произвольно им пользоваться. [1, c.114].

Процесс воображения включает навык сопоставления, выявление важных свойств объекта, мысленное достраивание объекта, воплощение слов в художественный образ, преобразование объекта различными приемами. В таком контексте развитие воображения является основой для совершенствования творческих способностей ребенка, в том числе важнейшей характеристикой и условием развития детей дошкольного возраста. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не является частью процесса создания новых, социально значимых общественных продуктов труда, но активно участвует в развитии операций воображения, в создании предпосылок для «взрослого» творчества в будущем. Как показывает практика, дети с развитым воображением сохраняют творческий подход к решению любых задач, у них больше шансов занять лидирующие позиции в социуме. Старший дошкольный возраст сензитивен для развития воображения. Дети в процессе воображения осваивают алгоритм преодоления стереотипов, установленных рамок реального: чем сильнее развита их фантазия, тем смелее их мечты, тем интереснее задумки и результаты деятельности. Творческое воображение старших дошкольников отличается подвижностью образов, вариативностью решения заданной темы, индивидуально-оригинальным подходом. И всегда творчество детей сопровождается положительными эмоциями, благодаря чему «обладает большой притягательной силой» для дошкольников. Для развития воображения большие возможности имеет изобразительное искусство. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии творческого воображения детей. Процесс рисования помогает лучше понять ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребенка. Процесс развития воображения должен осуществляться с учетом следующих принципов построения занятий: идти от простого к сложному; обеспечить дозированный дефицит информации; осуществить интеграцию образовательных областей; применить комплексно‐тематический подход; использовать соотношение известного и неизвестного на оптимальном уровне.

Анализ практических работ и диссертационных исследований позволил выделить ряд условий, способствующих эффективному развитию творческого воображения детей:

‒ проведение оперативной диагностики для получение первичной информации об индивидуальном развитии личности каждого ребёнка, их жизненном опыте. Воспитатель, обладающий готовностью к проектированию психологически безопасной образовательной среды способен диагностировать количественные и качественные изменения в когнитивном и личностном развитии ребенка. [2, c.30];

‒ работа с детьми должна выступать в форме целостной системы и предполагать педагогическую поддержку увлеченности детей, их потребности в самоутверждении;

‒ творческая переработка прошлого опыта ребенка, который рождает новые фантазии. Чем обширнее знания и опыт ребенка, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения;

‒ полноценное эмоциональное общение детей со взрослыми. Эмоция собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения;

‒ использование игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения, так как в игре дети раскрепощаются, чувствуют родную стихию, и это способствует полету фантазии, обучение приемам фантазирования;

‒ использование нетрадиционных методов работы с детьми: кляксография, монотипия, рисование нитями, рисование углем и др. Данные техники способствуют развитию творческого воображения, притягивают своей непредсказуемостью и индивидуальностью результата, доступностью, увлекательностью. Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками позволяют использовать многообразие способов и средств рисования, способствуют проявлению индивидуальности ребенка, вызывают положительные эмоции, прививают любовь к изобразительному искусству, а также непринужденно развивают мелкую моторику рук.

‒ создание комфортной и психологически безопасной среды. Ребенок должен стать соучастником творческой деятельности, при этом необходимо поддерживать его неповторимую индивидуальность, личностную активность, ориентировать на успех. Необходимо обеспечить условия, способствующие свободной самореализации каждого ребёнка в разных видах деятельности, развитию его самооценки. При этом характер взаимодействия с детьми и организация общения должна осуществляться в форме диалога и иметь доверительный характер [3, c.26].

В заключении хотелось бы отметить, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Таким образом, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей, оказывать ему помощь в индивидуальном и творческом росте, обеспечивать атмосферу психологического комфорта.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии 1972. № 2. С. 114–123.
  2. Ежкова Н. С., Трухина Н. М. Проблема развития творческого воображения дошкольников // сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Современная психология: методология, парадигмы, теории»: 25 марта 2016 г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. — 71 c.
  3. Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе: учеб. пособие / И. Л. Федотенко, А. В. Сергеева, Т. В. Губарева, Д. В. Малий; Под ред. И. Л. Федотенко. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. — 132 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета — Федеральный выпуск № 6241 (265). Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 12.12.2016г.).
Основные термины (генерируются автоматически): творческого воображения, воображения детей, развития воображения, творческого воображения детей, развития творческого воображения, развитию творческого воображения, развитие воображения, развития воображения детей, воображения детей старшего, Процесс воображения, детей творческого воображения, формированию творческого воображения, особенности развития воображения, творческого воображения дошкольников, творческого воображения взрослого, развитии творческого воображения, развития детского воображения, успешности развития воображения, развития воображения должен, развития воображения большие.


Ключевые слова

психолого-педагогические условия, старшие дошкольники, творческое воображение, возрастные психологические особенности развития

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос