Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
Автор: Карпова Ирина Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.12.2013
Статья просмотрена: 17703 раза
Библиографическое описание:
Карпова, И. А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста / И. А. Карпова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4796/ (дата обращения: 11.11.2024).
Проблема художественно-творческого развития волнует умы исследователей со времён античности и до наших дней. Главная причина интереса к этой проблеме в том, что художественное творчество рассматривается многими учеными, как феномен человеческой деятельности, как «наивысшее проявление человеческого бытия»(И.Кант, Ф. Шеллинг). Согласно Н. А. Бердяеву, постановка проблемы художественного творчества является «итогом всей мировой жизни и мировой культуры», «космическим принципом мира, имманентным человеку». Творчество практикуется как «синоним жизни», «сущность человеческого бытия» (К. Маркс).
Многими учеными, философами, психологами, педагогами художественное творчество рассматривается по-разному:
- с позиций философии художественно-творческое развитие — это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей; в нём объединены объективное и личностное, субъективное (И.Кант, Платон, Н. А. Бердяев, Э. В. Ильенков, А. Я. Понамарёв и др.);
- с позиций эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира ребёнка, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве (Ю. Б. Борев, В. А. Разумный, Е. И. Севастьянов и др.).
По мнению разных авторов (Е. А. Флёриной, Д. Б. Богоявленской, В. И. Киреенко, А. Г. Ковалёва, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона, Н. А. Пономарёва и др.) своеобразие художественно-творческого развития ребёнка определяется особой эмоциональной окрашенностью, индивидуальностью образного видения, способами художественного решения. Эти положения находят подтверждение и в высказывания деятелей искусств (А. С. Голубкиной, С. Т. Коненкова, И. Е. Репина, П. П. Чистякова, Е. И. Дергилёва и др.), которые подчеркивают, что творчество — это выражение внутреннего духовного содержания человека в соответствующем ему чувственном образе.
Проблема художественно-творческого развития детей приобретает особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подхода к психическому развитию ребёнка — как итог его творческого самоопределения в мире культуры. Это отмечает в своих работах Т. Г. Казакова, она утверждает, что «… с этих позиций художественно-творческое развитие — внутренняя доминанта освоения ребёнком исторически развивающейся культуры человечества» [5, с.10]. А Л. С. Выготский пишет не только о «вращивании» культуры в психику ребёнка, но и о «врастании» его в культуру.
Разносторонне проблема художественного творчества рассматривается и в психологических исследованиях. Говоря о продукте художественного творчества, исследователи отмечают, что им могут быть не только духовные и материальные ценности, но и большой пласт явлений «самотворчества», личность человека как объект его творческих усилий, жизнетворчество.
Стремление к созиданию ради самопознания, осуществляемое в процессе творчества, — это «встреча с собой» (А. А. Мелик-Пашаев). Психологи утверждают, что в продуктах художественного творчества ребёнок узнает, на что способен.
Различные проявления ярко выраженной творческой тенденции психического развития ребёнка дают исследователям повод считать художественное творчество олицетворением общечеловеческого, божественного начала (П. А. Флоренский, Ж. Пиаже и др.).
Ученые отмечают, что детская художественно-творческая деятельность универсальна, пластична (В. В. Давыдов), инициативна, «бескорыстна» (Н. Н. Поддьяков), «избыточна» (В. А. Петровский), синкретична (Н. А. Ветлугина, Л. А. Парамонова, О. С. Ушакова). Т. Г. Казакова указывает, что «…эмоциональная насыщенность и выразительность характеризуют её содержательную сторону, её поисковые тенденции. Для дошкольника важно… увидеть все это через игру, сказку, собственную фантазию»[5, с.10]. В. В. Давыдов и В. Т. Кудрявцев в своих работах пишут, что дошкольникам присущ способ «видения целого раньше частей». Психологи (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова, Е. А. Флёрина, С. Л. Новоселова и др.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте принципиальное значение для развития художественно — творческой деятельности имеет практическое экспериментирование.
Н. Н. Поддъяков утверждает, что художественное творчество — это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, что художественное творчество — это особая форма процесса развития ребёнка, оно «диалектично и противоречиво». Н. Н. Поддъяков пишет, что творчество детей носит «глубоко личностный характер» и определяется неповторимостью личности ребёнка, накопленного им опыта художественной деятельности.
Авторы многих психологических исследований (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов и др.) отводят большую роль в формировании детского художественного творчества — воображению. Л. С. Выготский считает, что образы воображения строятся из элементов действительности, познанной ребёнком; воображение направляется историческим или социальным опытом; чувство влияет на воображение, а воображение влияет на чувство ребёнка; продукты воображения реализуются в конкретной вещи, результате детского творчества. Также Л. С. Выготский указывает, что: «Стремление детей-дошкольников к новизне характеризует художественное творчество, так как, экспериментируя с материалами, создавая художественные образы, дети делают «открытия», стремятся получить новые знания, освоить новые способы изображения»[3, с.102].
Исследования психологов доказывают, что художественное творчество детей формируется только в условиях специально организованного педагогического процесса. А. В. Запорожец в своих работах приходит к выводу, что необходима определённая основа для развития художественного творчества детей (обучение является его предпосылкой), но также он отмечает, что никакое глубокое усвоение, овладение человеческим опытом невозможно без творческой активности — и в этом отношении творчество есть условие полноценного развивающего обучения.
В педагогике, в аспекте современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию педагогического процесса и, значит, на особую роль индивидуально-ориентированного обучения, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности. Исследованиями ученых (Е. А. Флёриной, Н. С. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, А. И. Катинене, И. Л. Дзержинской, О. П. Радыновой, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой, О. С. Ушаковой, Л. А. Парамоновой, Л. Г. Васильевой, И. А. Лыковой, Т. Н. Дороновой и др.) доказано, что дошкольный возраст является сензитивным к художественно-творческой деятельности, что он способствует самовыражению, самоутверждению личности ребёнка.
Авторы многих работ по исследованию художественно-творческого развития детей указывают, что проблему детского художественного творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения, так как важно создать условия для постановки задач, в процессе решения которых «художественно-творческие способности детей формируются, а знания, умения и навыки — «усваиваются» (Т. Г. Казакова).
Анализ педагогических исследований высвечивает различные подходы к организации и руководству художественно-творческой деятельностью детей:
- понимание стимулов развития детского художественного творчества, характера взаимоотношений взрослого и ребёнка в этом процессе (А. В. Бакушинский, К. М. Лепилов и др.);
- обучение детей определённым умениям и навыкам как основа художественно-творческих проявлений (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, О. П. Радынова, Т. С. Комарова, В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, Е. А. Флёрина и др.);
- развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности детей (Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Д. И. Воробьёва, И. А. Лыкова, Н. В. Падашуль и др.).
Художественное творчество детей-дошкольников, по мнению разных исследователей, является процессом создания «субъективно нового дляребёнка продукта» (И. А. Лыкова, Н. А. Ветлугина), в который он «вложил свои знания» (Т. С. Комарова), «эмоциональное отношение к изображаемому» (Е. А. Флёрина), применив усвоенные им на занятиях «под руководством педагога» или «найденные самостоятельно» (Н. А. Ветлугина) «изобразительно-выразительные средства» (Т. С. Комарова). А Т. Г. Казакова подчеркивает, что свобода творческого выражения определяется еще и тем, как ребёнок владеет «средствами изображения» (техническими приемами, способами изображения, средствами выразительности). Она считает, что их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечатлений влияют на художественно-творческое развитие детей, на степень выразительности художественного образа.
Ученые (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) отмечают, что большое значение для художественно-творческого развития дошкольников имеет «интерес». Составными элементами интереса Л. А. Блащук считает: эмоциональные проявления; проявления, характеризующие познавательную и творческую активность; волевые усилия для получения результата деятельности.
Ученые выделили три основных компонента художественно-творческой деятельности детей-дошкольников, которые рассматриваются ими в тесной взаимосвязи друг с другом и являются её фундаментом: восприятие, исполнительство и творчество. Исследователи (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова и др.) утверждают, что только при разумном сочетании этих компонентов происходит художественно — творческое развитие ребёнка. А Л. А. Парамонова выделяет еще и три особенности детского творчества. Она отмечает, что ребёнок создает «иногда» оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих предметов и явлений, что «новизна открытий» и продуктов творчества субъективна, что ребёнок делает это для себя, в этом и проявляется первая особенность его художественно — творческой деятельности. Вторая особенность — эмоциональный отклик ребёнка, его стремление искать, находить и много раз повторять найденный в рисунке художественный образ, желание пробовать другие варианты его решения, увлечение ребёнка процессом нахождения и повторения способа изображения, создание им сюжетной или декоративной композиции. А третья особенность отражается в стремлении ребёнка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании художественного образа. Л. А. Парамонова считает, что художественно-творческая деятельность ребёнка носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий интегрированный характер.
Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что творчество присуще детям дошкольного возраста, что художественно-творческое развитие детей формируется в специально организованном процессе на основе взаимосвязи обучения и творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии, в условиях приобретения детьми социокультурного опыта, в процессе развития у них «образного видения и самостоятельного нахождения средств» (Е. Н. Дмитриева), для «создания художественного образа» (Т. В. Ивкина).
Литература:
1. Борев Ю. Б. Эстетика — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат. — 1989. — 496с.
2. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. — Л.: Художник РСФСР. — 1983. — 232с.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. — М. Педагогика. — 1987–344с
4. Ильницкая И., Остапенко Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребёнка. // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 5 — с.49–53
5. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.
6. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика. — 1983. — 112с.
7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М.: Педагогика. — 1990. — 130с.
8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ. — 2008. — 160с.
9. Куревина О. А., Селезнёва Г. Е. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. — М.: Баласс, 2004. — 416с.
10. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. — 144с.
11. Юсов Б., Кабакова Е., Савенкова Л., Сухова Т. Живой мир искусства. /Дошкольное воспитание. — 1993. — № 3 — с.35–39.
12. Ярыгина А. Творчество и выразительность. // Дошкольное воспитание. — 2009. – № 6 — с.57–61