Библиографическое описание:

Захарова И. Г., Малиновская Л. С., Старыгина И. В. Организация работы специалистов детского сада с потенциально одаренными дошкольниками (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2879/ (дата обращения: 24.02.2018).



Природа детской одаренности, ее истоки и механизмы развития — проблема, привлекающая внимание широкого круга психологов и педагогов. Переход к новым образовательным стандартам сопровождается усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых рассматривается в качестве основной ценности государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных детей уже на этапе дошкольного образования.

Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление становления личности во всех ее проявлениях, значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных).

Под одаренностью понимается прежде всего высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении его жизни.

Одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

У одаренных детей наблюдается также высокая активность, повышенный интерес к той деятельности, которая связана с проявлением того или иного вида способностей. К характеристике одаренного ребенка дошкольного возраста следует также отнести высокий уровень овладения специфическими дошкольными видами деятельности (по крайней мере, некоторыми из них): игрой, конструированием, изобразительной и другими. Именно в них дошкольник может сам активно создавать замыслы, проявлять инициативу и способности.

Одарённых детей, как правило, отличает высокая любознательность. Доминирующая у ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула и необычности ситуации. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Творческое мышление, характерное для одаренного ребенка, обладает целым рядом характерных свойств: беглостью (способностью в короткий временной период продуцировать множество идей), гибкостью (способностью применять различные подходы и стратегии), оригинальностью (способностью генерировать уникальные идеи и решения), детальностью разработки (способностью подробно разрабатывать концепции и сюжеты). Таких детей также отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Раннее развитие способностей существенно сказывается на всем стиле поведения. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, независимости в принятии решений от мнения окружающих.

Виды одаренности вдошкольном возрасте:

Музыкально одаренные дети

Дети с высокими творческими (художественными) способностями

Дети с литературными способностями

Дети с артистическими способностями

Дети, имеющие спортивный талант

Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями

Дети с выраженными техническими способностями

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

Существует связь между возрастом, проявлениями одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее — в сфере изобразительного искусства, позднее — в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для любого ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Характерными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных организациях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Работа с одаренными детьми в ДОО является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

В детском саду «Золотой ключик» постепенно складывается система выявления и поддержки одаренных и способных детей.

Цель: создание условий для выявления, гармоничного развития детей с высоким уровнем творческих способностей и их самореализации в различных видах деятельности при тесном взаимодействии с семьей.

Задачи:

  1. Создавать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
  2. Развивать способности и задатки одаренных и высокомотивированных дошкольников;
  3. Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
  4. Преодолевать возможные проблемы личностного развития одаренных детей.

На первом этапе воспитатели и специалисты ДОО проводят наблюдение за детьми в разных видах детской деятельности, изучение продуктов детского творчества, беседы. Результаты наблюдений фиксируются педагогами в картах. Также происходит выявление детей, показавших в ходе мониторинга и планового психологического обследования результаты высокие и выше среднего. Кроме того, проводится анкетирование родителей и анализ результатов наблюдений педагогов.

Следующий этап представляет собой проведение психолого-педагогического консилиума ДОО в составе старшего воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования с целью выбора содержания и направлений работы с каждым ребенком как в детском саду, так и за его пределами.

Важной составляющей в выявлении и поддержке способностей детей является создание условий для проявления их интересов и склонностей, в том числе проведение занятий с детьми в рамках вариативной части образовательной программы детского сада; участие воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах; внедрение в работу с детьми педагогических технологий, признанных эффективными для развития нестандартного мышления и творческого потенциала (кейс-технологии, информационные технологии, триз-технология, технология проблемного обучения и т. д.)

Воспитанники нашего детского сада в соответствии со своими интересами и склонностями посещают такие кружки: по изодеятельности «Волшебная кисточка», экологический кружок «Юный натуралист», по робототехнике «От кубика до Лего», танцевально-вокальный ансамбль «Звездочки», математический кружок «Занимательная математика», хореографический «Бусинки» и театральный кружок «У лукоморья».

Задачи по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей, стоящие перед специалистами ДОО, такие как обеспечение эмоционального благополучия и психологического комфорта детей, выявление и развитие музыкальных и художественных способностей, создание условий для реализации творческого потенциала одаренного ребенка, не могут успешно решаться без непосредственного участия родителей дошкольников в образовательном процессе.

Понимая важность взаимопонимания и сотрудничества между специалистами детского сада и семьями талантливых воспитанников, мы регулярно проводим совместные мероприятия.

Тематический праздник «Палитра музыкальных красок», проведенный в старших группах, построен на основе единства эмоционального, эстетического и творческого начал музыкального и изобразительного искусства. В ходе игры-путешествия «Веселая Дымка» родители изготавливали костюмы, участвовали в играх и расписывали игрушки дымковскими узорами вместе с детьми. Познавательная сказка «Голубое чудо Гжели» для детей и родителей дала возможность погрузиться в атмосферу уникального народного промысла, проникнуться идеями творчества. Конкурс талантов «Минута славы» позволил проявить творческую индивидуальность не только детям, но и взрослым.

Систематическое проведение подобных мероприятий позволяет заинтересовать родителей в совместной работе и привлечь их к более активному и творческому участию в воспитательном процессе, тем самым способствуя созданию единого пространства развития ребенка в семье и ДОО.

Для выявления и развития талантов, способностей, склонностей детей чрезвычайно важным является настрой, готовность воспитателей, непосредственно работающих с группой детей. С целью повышения профессионального уровня педагогов по данной теме педагогом-психологом детского сада проводятся беседы, анкетирование, семинары и тренинги. Так, в ходе тренингового занятия с педагогами «Путешествие в страну Одаренность» воспитатели не только активизировали свои знания по особенностям детской одаренности, но и развивали свои творческие способности.

Подтверждением эффективности нашей работы могут считаться достижения детей: дипломы победителей и призеров в различных конкурсах международного, общероссийского и регионального уровней. Успешные выступления в концертных программах, фестивалях, смотрах-конкурсах районного и окружного уровней, открытые и выездные показы театральных постановок также можно отнести к достижениям детей.

Способности в отличие от задатков — приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в том числе одаренность, не получающие постоянного подтверждения, могут стереться со временем. Поэтому важным направлением работы детского сада является создание психологически комфортной среды для развития творческого потенциала детей с признаками одарённости.

Литература:

  1. Богоявленская, Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. — М., 2005.
  2. Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.-сост. Ю. А. Афонькина, О. В. Филатова. — Волгоград: Учитель, 2016.
  3. Психология одаренности детей и подростков/ под редакцией Н. С. Лейтеса. 2000. М.
  4. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003.
  5. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение/ авт.-сост. Н. В. Алексеева. — Волгоград: Учитель, 2014.
  6. Савенков, А. И. Психология детской одаренности. — М., 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): одаренных детей, детского сада, развития одаренных детей, детской одаренности, творческого потенциала, способностей одаренных детей, развития способностей, одаренного ребенка, проблемы одаренных детей, развития способностей ребенка, творческих способностей, поддержке способностей детей, сопровождению одаренных детей, реализации творческого потенциала, Развитие одаренных детей, видах деятельности, гармоничного развития детей, Психология одаренности детей, создание условий, творческого потенциала детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос