Автор: Козлова Екатерина Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 23.10.2016

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Козлова Е. А. К вопросу об одаренности детей // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 874-877.



Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае, не сразу.

Али Апшерони

В последнее время во многих странах большое внимание обращено к проблеме одаренности детей, в связи с этим актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности.

Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

По мнению Б. М. Теплова одаренность — это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении определенной деятельности. Это значит, что одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха [3].

Психологический словарь дает иное определение: «Одаренность — наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и справляться с различными видами деятельности».

Как отмечают авторы статьи «Определения одаренности» в настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Многое здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психометрии была разработка надежных инструментов для измерения степени развития тех или иных индивидуальных свойств или способностей. Исследование Термина (1956) привело к тому, что интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности. Как справедливо отметила Галлахер (1966), в течение многих лет высокий интеллект, установленный с помощью стандартизированных тестов, служил, по сути, рабочим определением «одаренности» [4].

При толковании понятия «одаренность», мы затрагивали такие понятия как «задатки», «способности». Многие авторы также дают разные определения данных понятий.

Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности [1].

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Различными задатками от природы наделены люди, именно задатки лежат в основе развития способностей. Задатки вовремя не развитые исчезают. Все мы знаем случаи, что дети, попав в логово зверей и не получив, там возможности развивать свои задатки, навсегда теряли их.

Какими бы задатками не обладал человек, он никогда не станет талантливым художником, музыкантом, хореографом, ученым, если он не будет много и упорно заниматься соответствующей деятельностью.

На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера требований деятельности, которой занимается человек, а так же от условий жизни и особенно воспитания. Таким образом, можно отметить, что задатки многозначны.

В соответствии с задатками и способностями человека определяется его одаренность. Различают общую одаренность и одаренность специальную. Общая одаренность человека является его способностью к обучению, специальная — характеризует высокую степень уникальных способностей, таких как гениальность и талант.

Талант представляет собой способность к достижению наивысших успехов в деятельности.

Гениальностью с точки зрения психологии принято считать способность человека к созданию чего-то принципиально нового.

Для гениальности характерны следующие особенности:

− осознание человеком своих задатков и способностей;

− незаурядность личности;

− проникновение способности в характер.

Основными показателями одаренности считаются легкость и быстрота усвоения материала, время проявления, широта переноса, а также сопоставимость условий с результатами [2].

Дети, которые склонные к высоким достижениям, могут не демонстрировать их сразу, но зато иметь высокий потенциал к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): конкретные академические способности, общие интеллектуальные способности, творческое или продуктивное мышление, лидерские способности, художественные способности.

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта Хаварда Гарднера.

Сопоставление видов интеллекта по Гарднеру и известных видов одаренности показывает, что они почти совпадают.

  1. Художественная одаренностьспособность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, также способность блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Этот вид одаренности поддерживается и развивается во многих специальных заведениях дополнительного образования — кружках, школах, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности и многое другое.
  2. Общая интеллектуальная иакадемическая одаренность.Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и семье.
  3. Творческая одаренность. До сих пор продолжаются споры о необходимости выделения этого вида одаренности. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают много возможностей для ее проявления и развития.

Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые вызывают не только положительные эмоции в окружающих людях:

− отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

− большая независимость в суждениях;

− тонкое чувство юмора;

− отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

− яркий темперамент.

  1. Социальная одаренность. Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный характер этой способности.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимания, любить, сопереживать, ладить с другими людьми [2].

Выделение многих видов одаренности служит важной целью — привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.

Из приведенного анализа взглядов ученых на проблему одаренности ребенка, можно сделать вывод, что данный феномен — это не столько дар природы, сколько целенаправленный процесс развития определенных задатков, способностей, качеств личности, которые могут быть скрыты у отдельных людей, которые необходимо развернуть, раскрыть через создание благоприятной среды и включения в деятельность.

При этом темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и своеобразие.

Таким образом, многозначность терминов «одаренность» указывает на многоаспектность целостного подхода к проблеме одаренности.

В нашей статье мы будем опираться на понятие, предложенное Немовым Р. С.: «Одаренность — наличие у человека хорошо выраженных задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями», так как считаем, что оно наиболее полно и точно передает содержание этого понятия.

Литература:

  1. Андреев В. И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
  2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. — М.: Арманов-центр, 2010.
  4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6–8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л. П. Дуганова
Основные термины (генерируются автоматически): развитию способностей, проблеме одаренности, творческой одаренности, одаренности детей, видов одаренности, основе развития способностей, наличие способности понимания, качественно-своеобразное сочетание способностей, методов определения способностей, конкретные академические способности, общие интеллектуальные способности, проблеме одаренности детей, Высокоразвитые способности переработки, степень уникальных способностей, Анализ проблемы одаренности, широкому спектру способностей, выделения творческой одаренности, неодинаковые способности, четких определений одаренности, главный показатель одаренности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос