Библиографическое описание:

Комарова С. Я., Малышева Н. В., Рябинина С. И. Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1458-1459.



Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна, потому что, одарённые дети являются творческим потенциалом для развития дополнительного образования. И задача педагогов позволяет решать одну из главных проблем дополнительного образования — это выявление, развитие и поддержку одарённых детей, так как эти дети проявляют особые умственные, творческие и физические возможности, и могли бы своевременно получать углублённое образование, раньше включаться в творческую жизнь.

Как же можно выявить одарённость ребёнка? Выявить одарённых детей можно: в первую очередь в семье — это мнение родителей о круге интересов и склонностях, об особенностях личностного развития их ребёнка, области наибольшей успешности. Во вторую — в дошкольном учреждении и школе, при использовании таких форм деятельности, как анализ особых успехов и достижений ребёнка: создание банка данных по одарённым детям; на основе итогов конкурсов, соревновательных мероприятий, выставок; а также достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.

В системе дополнительного образования можно выделить формы обучения одарённых детей: система творческих конкурсов и выставок; творческие лаборатории; обучение в малых группах и индивидуальное обучение по программам творческого развития в определённой области; работа по творческим и исследовательским проектам; соревновательные мероприятия. Также на базе учреждения дополнительного образования необходимым является организовать психологическое сопровождение родителей одарённого ребёнка: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка и родителя, поддержка и поощрение родителей.

Работая с одарёнными детьми выделим несколько этапов:

  1. Разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одарённых детей.
  2. Развить в одарённом ребёнке психологию лидера. Он должен не стесняться показывать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны.

Эти дети также нуждаются в поддержке со стороны взрослых и педагоги призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

В системе дополнительного образования можно выделить следующие направления развития одарённости детей:

  1. Создание мотивации к развитию и обучению, т. е. побуждать ребёнка ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.
  2. Развивать самостоятельность, активное отношение к окружающему миру. Задача взрослых направить энергию ребёнка в полезное русло.
  3. Организация индивидуального стиля деятельности.
  4. Произвольность регулирования своего поведения.

При работе с одарёнными детьми педагоги должны знать следующие особенности: разработка гибких и индивидуальных программ (нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения). Программа для одарённых детей должна отличаться: по содержанию, по среде обучения, по ожидаемому результату (одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.

Для успешной работы с одарёнными детьми педагог дополнительного образования должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, заниматься самообразованием и саморазвитием. Взаимодействие педагога с одарённым ребёнком должно быть направлено на максимальное развитие способностей и умений, а также иметь характер помощи и поддержки.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Литература:

  1. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. — М.: Воспитание школьников. 2009. № 1.
  2. Бискер Л. М. Программа «Одарённые дети» // «Завуч». — 2001. -№ 4.-с.39–45
  3. Золотарёва А. В. Дополнительное образование детей. — Ярославль: Академия развития. 2004. — 304с.
  4. Петросян Л. Г. Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования. // «Дополнительное образование детей». — 2001. -№ 24. –с. 37–39.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, системе дополнительного образования, одарёнными детьми, одарённых детей, учреждения дополнительного образования, дополнительного образования детей, развития дополнительного образования, дополнительного образования необходимым, проблем дополнительного образования, дополнительного образования должен, одарённые дети, одарённого ребёнка, одарёнными детьми актуальна, одарёнными детьми педагоги, обучению одарённых детей, обучения одарённых детей, одарённые дети способны, поддержку одарённых детей, родителей одарённого ребёнка, развития одарённости детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос