Библиографическое описание:

Евстафьева С. А., Юдина Е. В., Станкевич А. В., Кушнерёва Г. Ю. Кто они — дети, проявившие выдающиеся способности? [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 1-3.



Одной из приоритетных задач современного педагогического общества мы видим задачу по выявлению, еще на этапе школьного образования, одаренных детей, а так же необходимость сформировать на школьном уровне условия для развития и воплощения в жизнь их потенциальных возможностей.

Одаренный ребенокэто ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одарённости:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Признаки одарённости

Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный — характеризует способы его деятельности. Мотивационный — характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Целью творческого учителя является обобщение результатов исследований и постоянное применение в своей работе с детьми опыта профессиональной деятельности других педагогов, что позволяет не только постоянно разрабатывать и внедрять в педагогическую практику новые методы выявления детской одаренности, но и осуществлять индивидуальный подбор приемов и технологий развития в обучении одаренных детей.

Одной из главных проблем одаренных детей, мы, педагоги дополнительного образования, видим сложность именно в реализации способностей этих детей в личностно- и социальнозначимых областях деятельности. То есть, очень немногие одаренные дети повзрослев в дальнейшей жизни реализуют себя в соответствии с их, заложенными природой, способностями — «зарывают свой талант», даже не пытаясь его реализовать. Таким образом, задача педагогов дополнительного образования заключается в том, чтобы в самом полном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, помочь им воспользоваться своими способностями, реализовать данные природой в жизни уже взрослого человека через социализацию и самоактуализацию.

Для того, чтобы ответить на актуальный вопрос о том, как организована работа с одаренными детьми в системе Российского образования, мы обращаемся к Рабочей концепции одаренности, где указаны основные типы образовательных структур для обучения одаренных детей. К ним относятся:

 дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);

 общеобразовательные школы, в которых создаются условия для индивидуального обучения одаренных детей через использование технологий развивающего обучения, введение факультативов, специальных курсов, изучение школьных предметов по вариативным программам, создание индивидуальных планов;

 система дополнительного образования.

Как было уже отмечено, одной из главных проблем одаренных детей — возникновение затруднений в применении ими способностей во взрослой жизни. Педагоги-психологи отмечают несколько основных причин. Перечислим их:

 стремление одаренных детей уходить от проблем, сталкиваясь с ними в современной реальной жизни, то есть решать и искать пути решения этих проблем одаренные дети просто не умеют. Это объясняется крайним дефицитом умений в преодолении трудностей в познавательной области;

 настрой, который закладывает школа в одаренного ребенка на «проглатывание готовых клише» знаний, а это сильно затрудняет поиск самими детьми своеобразных и неординарных решений;

 проблемы общения не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. По нашим наблюдениям, это обнаруживается у большей части одаренных детей, а так же мы видим отсутствие социальной рефлексии и опыта поведения в реалистичных условиях школьного и внешкольного социума. Оценка вышеперечисленных причин прямо указывает на их предпочтительно общественный характер. Одаренные дети, именно в силу своих личностных особенностей, тяжело реализуют свои способности и приспосабливаются в социальной среде из-за недостаточной степени развития социальной компетенции.

То есть, социальный заказ общества на обучение одаренных детей можно выразить следующим образом: в процессе обучения одаренных детей необходимо организовать такие условия для их социализации, чтобы выработать необходимые качества и сформировать такой уровень социальных умений, который позволил бы этим детям не только развивать, но и в дальнейшем реализовать свои способности в жизни.

Принципы раскрытия одаренных детей:

 опираемся на методы наблюдения и психодиагностики;

 комплексность, системность, регулярность отслеживания признаков психолого-педагогического статуса каждого одаренного ребенка;

 большое значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, то есть: заблаговременное полное психодиагностическое изучение в рамках психологического сопровождения становления школьника, исполняемое психологической службой школы.

Эти меры позволяют воплотить переход от методологий «диагностики отбора» к приемам «диагностики развития». Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса дает возможность не только отслеживать важное психолого-педагогическое положение каждого ребенка школы в наиболее проблемные и опасные возрастные периоды, но и обозначать зону наиближайшего развития у детей «скрытых», не использованных пока возможностей и способностей. Применяя оригинальность каждой из применяемых технологий, можно предопределить, какие именно способности они вырабатывают у учащихся:

 самоопределенческая — компетенции к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в планах деятельности, приемах и методиках, способах решения и т. д.;

 коммуникативная — способность к общению, взаимодействию, конструктивным замечаниям и поиску решения;

 имитационного моделирования (игровая) — способность решать жизненно важные задачи;

 проблемно-поисковая — способность решать проблемы и возможнее варианты выходов из проблемных ситуаций;

 деятельностная — способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, планировать, как и с помощью каких действий можно достичь цели;

 рефлексивная — способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности, оценить не только возможные пути выхода из сложившейся ситуации, но и решить, какое из решений наиболее выгодно самому ребенку.

Формы работы с одаренными учащимися, применяемые нами на занятиях:

 групповые и индивидуальные занятия с одаренными учащимися;

 предметные кружки;

 конкурсы;

 курсы по выбору;

 участие в олимпиадах;

 работа по индивидуальным планам;

 интеллектуальные марафоны.

В основе работы с одаренными детьми положены такие методические принципы:

 интеграция основных естественнонаучных умений и навыков;

 методичная выработка основных интегрированных умений и навыков;

 коммуникативная направленность заданий;

 применение полученных знаний в ситуациях, приближенных к настоящей жизни;

 соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню естественнонаучной подготовки учащихся.

Текущий контроль мы проводим постоянно, параллельно с изучением материала, в форме собеседования, выполнения практических заданий по изученной теме. Особенное внимание акцентируем на умении самостоятельно, осознанно, правильно фонетически и грамматически строить устную речь, не забывая о том, что одаренный ребенок самостоятельно должен выбрать оптимально короткий и быстрый вариант самого выгодного для себя решения.

Детская одаренность — сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности.

Выявляется характерная упрощенность подхода к анализу феномена одаренности, ограниченного лишь сферой способностей ребенка. Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует профессионального подхода и со стороны родителей, и со стороны педагогов, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей может служить научно-практической основой для психологического консультирования учителей и родителей.

Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.

Основные термины (генерируются автоматически): одаренных детей, проблем одаренных детей, обучения одаренных детей, одаренного ребенка, главных проблем одаренных, Одаренные дети, одаренными детьми, Похожая статья, одаренности ребенка, детской одаренности, обучении одаренных детей, потребности одаренных детей, стремление одаренных детей, раскрытия одаренных детей, части одаренных детей, обучение одаренных детей, Выявление одаренных детей, Выдающиеся представители математического, одаренные дети, представители математического изобразительного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle