Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 19.07.2016

Статья просмотрена: 9065 раз

Библиографическое описание:

Истомина, С. В. Система работы с одаренными детьми / С. В. Истомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 457-461. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32867/ (дата обращения: 19.04.2024).



Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию — её главная задача.

Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной задачей.

Так по итогам 2014–2015 учебного года 360 школьников в районе стали победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийских предметных олимпиад. Трое выселковских ребят были в числе лучших участников на краевом уровне.

Рейтинг школ района по количеству победителей и призёров предметных олимпиад представлен на диаграмме:

В своём выступлении мне хотелось бы поделиться опытом работы педагогического коллектива с одарёнными детьми.

Система деятельности по организации работы содарёнными италантливыми детьми внашей школе реализуется по следующим направлениям:

1. Выявление одарённых и талантливых детей и их сопровождение.

2. Создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуально — творческого потенциала одарённых детей. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности.

3. Поощрение одарённых детей.

4. Повышение профессиональной квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

5. Систематическое взаимодействие с семьей одаренного ребенка.

6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

К работе по выявлению одаренных и талантливых детей привлекаются специалисты различных категорий: педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители; учителя-предметники, администрация, а так же родители.

С целью повышения эффективности выявления одаренных детей разработан и внедрён в практику диагностический инструментарий. Основными предметами исследования, которого являются: оценка интеллектуального развития, творческого потенциала, мотивационного развития.

В результате проводимой работы в школе создан банк данных одаренных детей.

Организация условий для работы с одаренными детьми осуществляется через:

– предметную учебную деятельность;

– внепредметную учебную деятельность;

– внеурочную деятельность.

Методы обучения

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. Ежегодно, обучающиеся по новым федеральным стандартам, участвуют в защите проектов.

Внепредметная учебная деятельность

Внепредметная учебная деятельность реализуется через работу факультативов и элективных курсов по формированию исследовательской культуры учащихся.

Продуманная организация исследовательской работы способствует формированию у школьников творческого мышления, воспитанию самостоятельности в принятии конкретных решений, развитию навыков сотрудничества, взаимопомощи и поддержки в процессе коллективного решения исследовательских проблем.

Результатами работы можно считать следующие достижения:

– Участие обучающихся в краевых конкурсах проектно — исследовательской деятельности школьников- 8 сертификатов

– Результативное участие в научно — практической конференции — 3 благодарственных письма

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность, способствующая выявлению и развитию одарённых детей, актуализации их творческих и интеллектуальных способностей реализуется через:

– продолжение и появление новых традиций, таких как — Дня Науки, ведение книги достижений школы, Портфолио учащихся.

– организацию участия учащихся в предметных олимпиадах,

Результативность участия вмуниципальном этапе региональной олимпиады школьников ивикторины по кубановедению

2012–2013

2013–2014

2014–2015

Победители

25

28

29

Призёры

32

39

41

ИТОГО

55

67

70

– участие в различных интеллектуальных и творческих конкурсах, Всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок — языкознание для всех», «Золотое руно», «Кит», «Инфознайка», «Британский бульдог», «Человек и природа»;

– организацию работы кружков, клубов, общественных организаций по интересам.

Активность школьников повышается с каждым годом.

Наши дети не только участвуют, но и становятся победителями и призёрами конкурсов, викторин, олимпиад, игр и т. п.

Талантливые и одаренные дети активно вовлекаются во внеурочную занятость всех уровней. В школе работают кружки по следующим направлениям: эстетическое, художественное, музыкальное, социальное, нучно-исследовательское, спортивное, в которых занимаются 411человек — 60 %.

Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ, ЦДТ, Школа искусств, КДЦ, ДК) посещают 494 человека — 70 %. В Детско-юношеской спортивной школе обучаются 256 человек — 50 % от общего количества школьников. По результатам участия в муниципальной Спартакиаде обучающихся наши спортсмены ежегодно занимают общекомандные призовые места.

– Для развития одаренных обучающихся широко используются информационные технологии. Интернет-технологии открывают доступ обучающимся и учителям к необходимой современной информации, предоставляют возможность поучаствовать в дистанционных олимпиадах, конференциях, проектах. Расширяется спектр дистанционных мероприятий, в которых принимают участие обучающиеся.

Мониторинг участия

2012–2013

2013–2014

2014–2015

Количество мероприятий

24

28

31

Количество участников

222

273

286

Количество дипломов

25 дипломов

41 диплом

47 дипломов

Количество сертификатов

177 сертификатов

184 сертификата

198 сертификатов

Повышению профессиональной квалификации педагогов, работающих содаренными детьми, уделяется особое внимание, через:

– обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми.

– повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.

– подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

Необходимо помнить, что к работе с одарёнными детьми должен быть готов в первую очередь учитель. От того, как они позиционируют себя в образовательном процессе, умеют ли организовывать учебную деятельность, стремятся ли научить каждого своего ученика, готовы ли сами учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое.

МБОУ СОШ № 17 ст. Выселки сотрудничает:

  1. www.future4you.ru Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»
  2. www.supporttalent.ru Центр поддержки инициатив в сфере образования и науки «Ариадна» (дистанционные предметные олимпиады, викторины)
  3. www.centrtalant.ru Центр поддержки талантливой молодежи (дистанционные мероприятия и олимпиады)
  4. www.mir-konkursov.ru Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Мир конкурсов» (дистанционные интеллектуальные и творческие состязания и олимпиады)
  5. www.vot-zadachka.ru Центр развития мышления и интеллекта (Всероссийские дистанционные олимпиады и конкурсы)
  6. www.prodlenka.org Дистанционный Образовательный Портал

Систематическое взаимодействие ссемьей одаренного ребенка.

Семья имеет огромное значение для развития одаренности, поэтому так важна работа с родителями в этом направлении. Она направлена на максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Практическая задача в таких условиях — оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

98 % родителей и обучающихся удовлетворены работой кружков, секций, студий. Результат связи между учебной и внеурочной деятельности — это не только полученные предметные знания, но и рост личности каждого ребёнка.

Материально- техническое обеспечение работы с одарёнными детьми.

Педагогический коллектив осознаёт, что нельзя работать с одарёнными детьми без укрепления материально-технической базы. В рамках модернизации нам удалось приобрести современное оборудование (интерактивные доски, документ камеры, компьютеры, ноутбуки, системы интерактивного голосования).

По решению межведомственной комиссии по приёмке школа заняла первую строчку муниципального рейтинга ОО, стала третьей среди сельских в краевом конкурсе «На лучшую образовательную организацию по подготовке к новому 2015–2016 учебному году» в северной зоне.

«Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Дети — это будущее любой страны, а одаренные дети — её интеллектуальный потенциал. Задача учителя, как можно раньше выявить способности в своих учениках, создать условия для их развития, чтобы в будущем эти дети могли составить гордость и славу своей семьи, школы, малой Родины, а в итоге и своего Отечества.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внеурочная деятельность, внепредметная учебная деятельность, олимпиада, обучающийся, одаренный ребенок, педагогический коллектив, профессиональная квалификация педагогов, систематическое взаимодействие, творческий потенциал.


Похожие статьи

Дополнительное математическое образование как среда...

Для одарённых детейпотенциально одарён каждый) принципиально важным является выработка собственных, авторских

Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности.

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

образовательная организация, внеурочная деятельность, ребенок, организация работы, творческий потенциал учащихся, развитие, учащийся, педагогический коллектив, детское творчество, познавательная способность...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Задача педагогов заключается в том, чтобы правильно организовать учебную деятельность, во время которой каждый кадет захотел бы сам получать определенные знания и

Развивать творческий потенциал воспитанников можно с помощью внеурочной деятельности.

Создание условий для адресной работы учителя с одаренными...

Конечно важно, чтобы работа с одарёнными учениками охватывал все формы организации учебной деятельности: урочную, внеурочную, внеклассную.

Поручение одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт...

Построение модели работы с одаренными и мотивированными...

Цель педагога — выявление явно и потенциально одарённых детей и использование специальных педагогических технологий, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений...

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Для того чтобы богатый творческий потенциал учащихся мог развиваться, нужно создать определенные условия — прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность, именно в ней, рождаются и развиваются способности.

Система педагогической работы с одарёнными детьми...

- развитие творческих способностей на уроках; - развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); - выявление одаренных детей

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

- Реализация творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.

Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Занимаясь в Центре, дети имеют возможность использовать единство и взаимодействие различных искусств. Творчески одаренный ребенок после обучения в объединениях по интересам может выйти на следующий уровень, т. е. получить профессиональную подготовку.

Дополнительное математическое образование как среда...

Для одарённых детейпотенциально одарён каждый) принципиально важным является выработка собственных, авторских

Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности.

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

образовательная организация, внеурочная деятельность, ребенок, организация работы, творческий потенциал учащихся, развитие, учащийся, педагогический коллектив, детское творчество, познавательная способность...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Задача педагогов заключается в том, чтобы правильно организовать учебную деятельность, во время которой каждый кадет захотел бы сам получать определенные знания и

Развивать творческий потенциал воспитанников можно с помощью внеурочной деятельности.

Создание условий для адресной работы учителя с одаренными...

Конечно важно, чтобы работа с одарёнными учениками охватывал все формы организации учебной деятельности: урочную, внеурочную, внеклассную.

Поручение одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт...

Построение модели работы с одаренными и мотивированными...

Цель педагога — выявление явно и потенциально одарённых детей и использование специальных педагогических технологий, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений...

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Для того чтобы богатый творческий потенциал учащихся мог развиваться, нужно создать определенные условия — прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность, именно в ней, рождаются и развиваются способности.

Система педагогической работы с одарёнными детьми...

- развитие творческих способностей на уроках; - развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); - выявление одаренных детей

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

- Реализация творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.

Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Занимаясь в Центре, дети имеют возможность использовать единство и взаимодействие различных искусств. Творчески одаренный ребенок после обучения в объединениях по интересам может выйти на следующий уровень, т. е. получить профессиональную подготовку.

Похожие статьи

Дополнительное математическое образование как среда...

Для одарённых детейпотенциально одарён каждый) принципиально важным является выработка собственных, авторских

Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности.

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

образовательная организация, внеурочная деятельность, ребенок, организация работы, творческий потенциал учащихся, развитие, учащийся, педагогический коллектив, детское творчество, познавательная способность...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Задача педагогов заключается в том, чтобы правильно организовать учебную деятельность, во время которой каждый кадет захотел бы сам получать определенные знания и

Развивать творческий потенциал воспитанников можно с помощью внеурочной деятельности.

Создание условий для адресной работы учителя с одаренными...

Конечно важно, чтобы работа с одарёнными учениками охватывал все формы организации учебной деятельности: урочную, внеурочную, внеклассную.

Поручение одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт...

Построение модели работы с одаренными и мотивированными...

Цель педагога — выявление явно и потенциально одарённых детей и использование специальных педагогических технологий, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений...

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Для того чтобы богатый творческий потенциал учащихся мог развиваться, нужно создать определенные условия — прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность, именно в ней, рождаются и развиваются способности.

Система педагогической работы с одарёнными детьми...

- развитие творческих способностей на уроках; - развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); - выявление одаренных детей

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

- Реализация творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.

Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Занимаясь в Центре, дети имеют возможность использовать единство и взаимодействие различных искусств. Творчески одаренный ребенок после обучения в объединениях по интересам может выйти на следующий уровень, т. е. получить профессиональную подготовку.

Дополнительное математическое образование как среда...

Для одарённых детейпотенциально одарён каждый) принципиально важным является выработка собственных, авторских

Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности.

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

образовательная организация, внеурочная деятельность, ребенок, организация работы, творческий потенциал учащихся, развитие, учащийся, педагогический коллектив, детское творчество, познавательная способность...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Задача педагогов заключается в том, чтобы правильно организовать учебную деятельность, во время которой каждый кадет захотел бы сам получать определенные знания и

Развивать творческий потенциал воспитанников можно с помощью внеурочной деятельности.

Создание условий для адресной работы учителя с одаренными...

Конечно важно, чтобы работа с одарёнными учениками охватывал все формы организации учебной деятельности: урочную, внеурочную, внеклассную.

Поручение одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт...

Построение модели работы с одаренными и мотивированными...

Цель педагога — выявление явно и потенциально одарённых детей и использование специальных педагогических технологий, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений...

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

Для того чтобы богатый творческий потенциал учащихся мог развиваться, нужно создать определенные условия — прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность, именно в ней, рождаются и развиваются способности.

Система педагогической работы с одарёнными детьми...

- развитие творческих способностей на уроках; - развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); - выявление одаренных детей

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

- Реализация творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.

Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Занимаясь в Центре, дети имеют возможность использовать единство и взаимодействие различных искусств. Творчески одаренный ребенок после обучения в объединениях по интересам может выйти на следующий уровень, т. е. получить профессиональную подготовку.

Задать вопрос