Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.11.2015

Статья просмотрена: 3234 раза

Библиографическое описание:

Егошина, С. Н. Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича / С. Н. Егошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.4 (102.4). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23397/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать … таланты!

Б. П. Никитин

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Необходимо направить маленького ребёнка и помочь встать ему на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок не только познаёт мир, но и развивает мышление, волю; формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Игра способна развить личность, используя познавательные естественные способности ребёнка, а также его психологические и физиологические аспекты.

В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Среди огромного количества развивающих игр появилась новая творческая и особенная система – развивающие игры Воскобовича.Основные принципы, заложенные в основу этих игр – «интерес - познание – творчество» - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от малышей до взрослых. В-третьих, возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес в течение длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приёмы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг».

Развивающие игры и пособия В.В. Воскобовича можно условно разделить по целям развития на три группы.

Первая группа – игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения цифр, понятия «количество», геометрических фигур. Пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо-крестик», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»).

Вторая группа – это игры с буквами, слогами и словами. В них ребёнку приходится решать логические задачи с буквами («Конструктор букв»), составлять слоги и слова («Теремки Воскобовича»), заниматься словотворчеством («Яблонька», Снеговик». «ромашка»).

Третья группа – универсальные игровые пособия (коврограф «Ларчик», «Игровизор»). Несмотря на различную направленность, все игры и пособия дают возможность участвовать в творческом процессе, который проявляется в придумывании различных образов, задач и действий.

Сказочная развивающая среда в виде Фиолетового Леса заполняется этими развивающими играми и пособиями. «Фиолетовый Лес» может существовать в двух вариантах.

Первый вариант – организация реально существующей среды в отдельной комнате или игровом уголке. На самом деле Фиолетового Леса в природе нет, поэтому его внешний облик будет немного отличаться от настоящего леса. Это мир фантазии и творчества, населённый необычными существами, в которых есть сказочные города, озёра, ручьи, острова, школы, связанные с играми определённой направленности и линиями усложнения. Например, Цифроцирк это мир занимательной математики, в котором дети знакомятся с персонажами Магноликом, забавными зверятами-цифрятами и играют с «Математическими корзинками», «Фонариками», «Черепашками».

Второй вариант – это использование воображаемого Фиолетового Леса в совместной деятельности детей и взрослых. В этом случае используются только сюжетные линии сказок и фигурки персонажей к ним.

Фиолетовый лес (игры и персонажи)

Развивающая среда

Игры

Персонажи

«Чудесная поляна»

«Геоконт», «Квадрат Воскобовича»

Паучок – внучок (весёлый, общительный, любит играть)

«Цифроцирк»

«Фонарики», «Черепашки», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра»

Магнолик (директор Цифроцирка, Великий Маг и Повелитель Нуля, умный и таинственный), Ёжик-наездник, Зайка-укротитель», Мышка-гимнастка, Крыска-силачка, Пёс-жонглёр (артисты Цифроцирка, одновременно игровые персонажи и цифры, весёлые, активные, как настоящие артисты)

«Чудо-острова»

«Чудо-крестики». «Чудо-соты»

Пчёлка Жужа (художница, составляет картинки из частей игр), Китёнок Тимошка (творческая натура, любит придумывать и сочинять), Галчонок Каррчик (Легкомысленный и часто ошибается), Краб Крабыч (самый умный, любит сложные задачи ивопросы)

«Поляна Чудесных цветов»

«Чудо-цветик»

Девочка Долька (нежная. хрупкая, впечатлительная, лепесток цветка)

«Голубой ручей»

«Кораблик «Плюх-плюх»

Гусь-капитан (строгий. Ответственный, даёт чёткие и правильные команды), Лягушки-матросы (старательно выполняют все команды капитана)

«Ковровая полянка»

«Коврогаф «Ларчик», «Лепестки»

Лопушок (серьёзный, умный. Часто выручает гусеницу Фифу), Гусеница Фифа (модница и воображуля, думает о шляпках, украшениях и нарядах, часто отвлекается по пустякам)

«Поляна загадочных следов»

«Логоформочки»

Крутик По (следопыт, ищет следы в Фиолетовом Лесу)

 

Всё содержание представлено в виде игровых ситуаций, которые являются совместной игровой деятельностью детей и взрослых. При её организации взрослый говорит от лица автора-рассказчика и от имени персонажа. Участвует как умный опытный товарищ, не спешит ответить за ребёнка на поставленный вопрос, решить задачу, что-то собрать или сделать за него, а даёт возможность малышу подумать и принять и самостоятельно выполнить действия, найти ответ на ту или иную задачу. Такой подход способствует развитию у детей самостоятельности, проявлению творческих способностей, желания добиться результата. Детская деятельность в игровых ситуациях является результативной. Ребёнок всегда получает результат от действий с различными предметами (крупными и мелкими, твёрдыми и мягкими, жёсткими и гибкими) – собранную фигуру, построенную башню, сложенный конверт. Это способствует развитию речемыслительных функций и мелкой моторики пальцев и рук.

Совместную игровую деятельность можно организовать в то время, которое удобно педагогу: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных ситуаций, в вечерний отрезок времени – как досуг или познавательно-творческое развлечение для детей и взрослых.

Самостоятельная игровая деятельность детей очень важна для их развития. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуются ручная умелость и интеллект, и самое главное – появляется неограниченная возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность. Организация самостоятельных игр проявляется в том, что взрослый создаёт среду, обеспечивает доступность игр и пособий и возможность играть с понравившимися. Если во время игровых ситуаций дети проявляют интерес к игре и прощаться с ней не желают, то совместная деятельность детей и взрослых плавно перетекает в самостоятельную.

Игры помогут детям вырасти интеллектуально развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, успешными людьми.

Игровая ситуация «Подарок для девочки Дольки»

Цель: развитие процессов внимания, памяти, мышления, воображения, интеллектуально-творческих способностей детей с помощью развивающих игр Воскобовича.

Задачи.

Учить конструироватьконтур «ваза» по заданным точкам в игре «Геоконт». Развивать познавательную активность, умение трансформировать фигуры, конструктивные способности, умение выполнять поставленную задачу по указанию воспитателя. Воспитывать самостоятельность, дружелюбие, умение получать положительные эмоции, совершая приятные для других поступки.

Оборудование: развивающие игры Высоковича: «Геоконт».

Ход.

Воспитатель. Нравиться ли вам получать подарки? Что вы чувствуете при этом? Нравиться ли вам дарить подарки другим? А как вам кажется – дарить подарки так же приятно, как их получать? /Ответы детей/.

Паучок решил подарить Девочке Дольке вазу. Ваза была очень красивая. Паучок любовался красотой вазы, но неожиданно она выскользнула из его лап, упала и разбилась. Паучок очень огорчился. Ребята, как можно помочь Паучку? /Ответы детей/. Мы поможем Паучку найти новую вазу.

Воспитатель предлагает детям выложить вазу на поле игры «Геоконт»по заданным точкам. Этапы конструирования вазы: дети самостоятельно выкладывают большой квадрат на поле игры «Геоконт» (Ф-4, К-4, Ж-4, Г-4), затем самостоятельно трансформируют квадрат в вазу по заданным точкам (Ф-1, Ф-3, К-3, К-1, Ж-4, Г-4).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, понравиться ваза Паучку? /Ответы детей/. Предлагаю вам нарисовать вазы на открытках и подарить их. /Дети рисуют вазы, украшают их узорами/.

Воспитатель. Пришёл Паучок к Девочке Дольке и подарил открытки с вазами, рассказал, что это ребята помогли ему нарисовать вазы. Она посмотрела на вазы и очень обрадовалась.

C:\Users\1\Desktop\Егошина\Фото Логико-матем. разв\DSCN2195.JPG

 

Литература:

  1. Воскобович Т.М., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб.. 2007.
  2. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трёх до семи. СПб. 2003.
  3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М.: Просвещение, 1990.
  4. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса». СПб. 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, Ребенок, Фиолетовый Лес, ваз, взрослый, Ответ детей, Паучок, совместная игровая деятельность, маленький ребенок, совместная деятельность детей.


Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

Для детей один из главных видов деятельностиигра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал. Похожие статьи. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Но игра, придуманная ребенком, не в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей родителей и воспитателей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Нарастает потребность ребёнка в совместной со взрослыми деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретённый в действиях с игрушками и в повседневной жизни...

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

Для детей один из главных видов деятельностиигра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал. Похожие статьи. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Но игра, придуманная ребенком, не в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей родителей и воспитателей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Нарастает потребность ребёнка в совместной со взрослыми деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретённый в действиях с игрушками и в повседневной жизни...

Задать вопрос