Авторы: Барба Марина Фёдоровна, Рыбаченко Алена Богдановна, Денисова Татьяна Викторовна

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 15.12.2017

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Барба М. Ф., Рыбаченко А. Б., Денисова Т. В. Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №1. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/77/2858/ (дата обращения: 19.02.2018).



Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО. п. 1.4).

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования требует внесения изменений в само содержание образовательного процесса, в результате которого главным приоритетом становятся индивидуальные потребности каждого ребёнка.

Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольности) поведения. Развитие саморегуляции — одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно — в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста — произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. В психологическом словаре А.В Петровского и М. Г. Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания. Уже в 20-х годах в школе Л. С. Выготского начинались исследования произвольной регуляции различных психических процессов в связи с идеей культурно-исторического развития психики человека и опосредственного характера высших психических функций, обусловленного употреблением внешних и внутренних знаков (средств). Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю. В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов.

Дети поколения живут и развиваются в новых социокультурных условиях в отличии от других поколений. Постоянная занятость родителей, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации таких детей. Вомногих детских садах отдаётся большее предпочтение когнитивному развитию дошкольника, тогда как социально-личностному развитию уделяется меньшее внимание. С одной стороны это происходит потому, что в школе повысились требования к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой стороны обусловлены недостаточной разработанностью методик социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей:

‒ ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; -способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

‒ ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

‒ ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В нашем проекте «Активный час» мы делаем акцент именно на развитии детской инициативы и самостоятельности, так согласно ФГОС ДО, ведущей целью подготовки к школе является формирование у дошкольника именно этих качеств, так необходимых для овладения учебной деятельностью, и еще, конечно, любознательности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Проблема заключается в том, что не все воспитатели приветствуют детскую инициативу и самостоятельность, что в значительной степени негативно влияет на развитие личности ребенка и его дальнейшей социализации (это касается обучения и общения детей в школе).

После выявления этой проблемы, мы начали искать способы её решения.

За основу проекта «Активный час» была взята технология «Клубного часа», переработана и дополнена под детей нашего детского сада, где в приоритете стоят инициатива и самостоятельность детей.

Задачи «Активного часа»:

‒ воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;

‒ обучение ориентировки в пространстве;

‒ воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

‒ способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

‒ развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

‒ закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

‒ развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

‒ обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

‒ поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;

‒ приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Целевая аудитория:

‒ дети старшей и подготовительной группы;

‒ воспитатели и специалисты ДОО;

‒ руководство ДОО;

‒ родители воспитанников;

Для реализации проекта «Активный час» была проведена подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

Родители, на собрании, заранее были предупреждены о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, время проведения). Их информировали о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность.

Мы работаем по «деятельностному» типу «Активного часа», когда в основе лежит самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном зале спектакль, в кабинете дефектолога проводятся эксперименты и т. д.

Специалисты и воспитатели предварительно обсуждают и определяют:

  1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план «Активного час» на полугодие.
  2. Определяют правила поведения детей во время «Активного часа».
  3. Разрабатываются организационные моменты проведения «Активного часа».
  4. Определяют порядок начала программы «Активного часа». Сколько групп будет участвовать, какие именно группы, как подготовить детей к первому «Активному часу».

Каким образом организован:

Один раз в неделю, по средам, II половина дня.На выбор детям предлагается:

‒ «Лаборатория экспериментов»;

‒ «Сказочный мир музыки»;

‒ «Психологическая гостиная;

‒ «Добрые сказки»

‒ «Весёлые краски»;

‒ «Светофорик — наш друг!»

‒ «Песочные тренинги для дошкольников» (с использованием столов для пескотерапии; рисование песком).

Принимают участие:

‒ подготовительные группы (62 ребёнка)

‒ старшие группы (59 детей)

После завершения «Активного часа», все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе «Активного часа» и обсуждает их с детьми и специалистами (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности).

После проведения каждого «Активного часа» на планёрке воспитатели и специалисты обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.

В результате проведения «Активного часа» происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности, успешная социализация, произвольная саморегуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Основные термины (генерируются автоматически): «Активного часа», видах деятельности, проведения «Активного часа», разных видах деятельности, «Активный час», произвольной саморегуляции, совместной деятельности, видов деятельности, произвольной психической регуляции, произвольной регуляции различных, правила поведения детей, регуляции поведения, ребенок способен, развития произвольной саморегуляции, основ произвольной саморегуляции, Задачи «Активного часа», дошкольном возрасте, процессе «Активного часа», «построение образовательной деятельности, завершения «Активного часа».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос