Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Маша и медведь»
Автор: Емельянова Наталья Вячеславовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 02.12.2015
Статья просмотрена: 4158 раз
Библиографическое описание:
Емельянова, Н. В. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Маша и медведь» / Н. В. Емельянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/506/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель образовательной деятельности: развитие элементарных математических представлений у детей.
Задачи образовательные:
учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой группы;
учить использовать в речи слова: «поровну», «столько-сколько», «больше», «меньше»;
учить сравнивать две полоски по длине, путем приложения.
Задачи развивающие:
активизировать память, внимание, мышление;
развивать коммуникативные навыки;
воспроизводить звуки в количестве равном воспринятому;
развивать двигательную активность детей.
Задачи воспитательные:
воспитывать интерес к занятию;
воспитывать умение слушать воспитателя;
воспитывать желание помочь попавшим в беду.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Демонстрационный материал: медведь, маска медведя, фланелеграф, по 5 штук плоскостных игрушек: девочек, ягод, елочек; две полоски равной ширины, разного цвета и разной длины.
Раздаточный материал: по 2 полоски разной длины и разного цвета на каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций.
Организация обстановки: дети сидят за столами. Перед ними фланелеграф. Подготовлено место для игры «У медведя во бору». Поставлено несколько елочек.
Ход занятия:
1 часть. Воспитатель ставит на фланелеграфе фигуру девочки, говорит, что это Машенька из сказки «Маша и медведь».
— Помните, в сказке Маша с подружками пошла в лес по грибы да по ягоды. А вот и подружки Машеньки. «воспитатель выставляет на фланелеграфе в ряд еще три девочки).
— Стали девочки собирать ягоды. Машенька нашла ягодку. Подружка нашла ягодку, и эта подружка нашла ягодку. (воспитатель выкладывает ягоды под каждой девочкой слева направо).
— Все девочки нашли ягоды? По сколько девочек и ягод? (Поровну). Сколько девочек? Девочек столько сколько ягод.
— Но вот подошла еще одна девочка. Чего больше — девочек или ягод? А чего меньше? (Ягод меньше чем девочек).
— Как сделать, чтобы девочек и ягод стало поровну? (Девочке найти одну ягоду).
— Нашла девочка ягоду. Что можно сказать про девочек и ягоды, по сколько их? (Поровну. Девочек столько, сколько ягод).
— Поели девочки ягоды и стали играть в прятки, друг от дружки за деревья прятаться. (Воспитатель накладывает на каждую девочку елочку). Все девочки спрятались? Сколько елочек? (Столько сколько девочек).
2 часть. –А сейчас поиграем в игру «У медведя во бору».
Вот здесь бор (лес). Там живет медведь. Будете собирать грибы и ягоды, а как появиться медведь — быстро убегайте, чтобы он не поймал вас. Начали: «У медведя во бору, грибы, ягоды беру. А медведь сидит и на нас ворчит». Воспитатель незаметное надевает маску, подражая повадкам медведя, делает вид, что ловит детей. Все убегают.
Игра повторяется 2–3 раза.
3 часть. Поиграли мы в игру «У медведя во бору», поиграли девочки в прятки. Вот Машенька кустик за кустик, деревце за деревце и ушла в самую глушь, самую чащу. Пришла Маша к домику медведя, обрадовался медведь и сказал: «Никуда не отпущу тебя. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить». Но Маша очень просила медведя отпустить ее к бабушке и дедушке.
«Давай поиграем, сказал медведь. — Если ты меня обыграешь, то я отпущу тебя». Медведь говорит, что он будет стучать, а Машенька должна хлопнуть в ладоши столько раз, сколько стукнет медведь. Воспитатель просит детей помочь Маше, стучит от одного до пяти раз. Дети хлопаю в ладоши столько же раз.
— Молодец, Маша! Обыграла меня, старика. Да и ребята тебе помогли.
4 часть. Медведь говорит: «Сейчас я проверю, умеют ли дети сравнивать полоски по длине». Предлагает Маше посмотреть.
— Какого цвета полоски лежат у вас на столе? (Красная и синяя).
— Какая из полосок длиннее, а какая — короче? (Синяя полоска длиннее красной, а красная короче синей). Как можно проверить, что синяя полоска длиннее красной? (Приложить одну полоску к другой).
Медведь предлагает сравнивать полоски.
Воспитатель показывает и объясняет, как надо сравнивать полоски по длине: нужно одну полоску положить под другой, приравнять их края слева, тогда будет видно, какая полоска длиннее, какая — короче.
Дети сравниваю свои полоски путем приложения. Медведь предлагает показать длинную полоску, короткую, спрашивает у Маши: «Правильно дети показывают полоски? Никто не ошибся?».
— Молодцы! Хорошо сравниваете полоски по длине, и меня, медведя, научили многому. Так и быть, отпущу Машу к дедушке и бабушке.
Маша благодарит детей за помощь. Занятие окончено.
Литература:
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Конспекты занятий. — М.: — Мозаика — Синтез, 2010 год.
- Ерофеева Т. И., Павлова Т. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М., 1992.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2012.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
- Помораева И. А, Позина В. А Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика- Синтез, 2009 г.